Эпиграф написан на доске.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
(Л.Н. Толстой)
Ход классного часа
Добрый день, ребята, я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы свои улыбки и добрые взгляды подарили друг другу. Улыбнитесь своему соседу. А теперь посмотрите в окно: и неважно солнышко там светит или идет дождик. Ведь, у природы нет плохой погоды, так же как и у человека не должно быть плохого настроение, а если оно и есть, просто улыбнитесь и вспомните что-то хорошее. Сегодня мы поговорим о самом важном качестве, без которого человек не может называться человеком. Сегодня мы поговорим о самом важном качестве, без которого человек не может называться человеком. А вот что это за качество, постарайтесь узнать, прочитав эпиграф. Обратите внимание на эпиграф (заранее записан на классной доске)
ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА
ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ,
НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА,
ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ.
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Заслушать ответы детей)
Итак, сегодня наш разговор пойдёт о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)
Слово классного руководителя:
А вот что это за качество, постарайтесь узнать, просмотрев видеоролик. (Просмотр видеоролика «Притча о добре»).
Учитель: Ребята, скажите, а что для Вас значит чувство доброты?
Ученик: (Примерные ответы) Доброта – это чувство сопереживания, это что-то светлое.
Учитель: В современном мире нужно ли нам добро?
Ученик: ( Примерные ответы) Конечно, нужно. Ведь без этого чувства мы не сможем жить.
Учитель: Как оно влияет на людей?
Ученик: ( Примерные ответы) Чувство доброты делает человека красивее, милее, он душевно богат.
Учитель: Итак, ребята, как вы уже поняли, мы будем с вами говорить о доброте. Скажите, а где у человека живет добро?
Ученик: ( Примерные ответы) Добро живет в душе, в сердце.
Учитель: Как называется чувство противоположное добру?
Ученик: ( Примерные ответы) Противоположное чувство добру- это зло.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как зло влияет на человека?
Ученик: ( Примерные ответы) Зло- это плохое чувство, оно не нужно человеку. Зло раздражает человека. Делает его плохим, агрессивным, не добрым.
Учитель: Молодцы, ребята! Доброта-это что-то теплое, светлое в человеке. Как говорят, если человек «светиться» как солнышко, значит добрый человек, и он готов озарять своим светом других людей.
- Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.
« Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».
Упражнение «Теплышки»
- Ребята, давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (дети по кругу передают мячик из меха).
- Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?
«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.
- Ребята, как вы думаете, чем закончится сказка? Добром или злом?
(дети придумывают конец сказки).
Рисование «Добро и зло»
-На листе бумаги, попробуйте нарисовать «добро» и «зло». Вы можете использовать для рисунка героев, какой-нибудь сказки. Какого цвета «добро»? Какого цвета «зло»?
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.
- Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.
Здорово! Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И мы все ближе к нашей конечной станции. А следующая остановка называется «Дедушка и птичка».
Задание: сейчас я буду рассказывать сказку, а вы должны разыграть ее. Для этого мне нужно 6 человек (1 человек- дедушка, 2- птичка, 3- ястреб, 4,5,6- птенцы).
Сказка: Жила-была самая красивая птичка на планете. Очень любила она летать над полем с ромашками. Опасное это было поле. Но птичка любила запах этих прекрасных цветов. И вот в один прекрасный солнечный день порхала она над ним. И вдруг неожиданно для нее самой прилетел на поле голодный разъяренный ястреб. Тут же схватил он бедную птичку. А рядом дедушка косил траву и увидел все происходящее. Подбежал он к ястребу, напугал его косой. Ястреб и улетел, а бедная птичка вылетела из острых когтей злого ястреба и упала на землю. Дедушка подбежал к птичке, взял ее на руки и унес к себе в дом. У птичке было повреждено крыло. Целый месяц лечил ее добрый дедушка. Когда птичка совсем выздоровела, он отпустил ее в небо. Прошло лето, прошла зима… Весной птичка прилетала к дедушке со своими птенцами и промолвила: «Добрый человек, ты спас мне жизнь, проси у меня, все что захочешь, исполню любое твое желание?» На что дедушка ответил только одно: «Летите с Богом!»
Учитель: А теперь давайте с вами порассуждаем:
1.Какой добрый поступок совершил дедушка?
2.Что для него значит добро?
3.Почему за свой добрый поступок дедушка ничего не попросил взамен?
Послушайте индийскую сказку «Награда», затем ответьте на вопросы.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слёзно просить: «Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю». Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит: «Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!» Страшно стало путнику. «Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?» «Она и есть, - ответил тигр». «Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник. Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет»?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
«Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело»? «Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за моё гостеприимство».
«Ну, теперь-то я тебя съем!» – обрадовался тигр.
«Давай ещё кого-нибудь спросим!» – взмолился путник.
Прошли они ещё немного. Видят: на пустоши пасётся корова.
«Эй, корова! – окликнули они её. – Скажи, чем платят за добро?»
«Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко моё иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!»
Выслушал её тигр и сказал путнику: «Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!»
«Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим ещё кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…»
Вопросы
1.Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
2.Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3.Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
4.Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
На эти вопросы постараемся ответить, а для этого продолжим сказку.
Итак, пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили её: «Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?» «Добром! - ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть». Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Теперь выслушаем ответы на вопросы.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Учитель. Теперь давайте попробуем дать определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек».
Добро – это всё положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу.
Зло – это всё дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
И мы поехали дальше. Вторая наша станция будет называться «Ромашка». Задание заключается в следующем: перед вами на столе разбросаны лепестки ромашек, вам, нужно выбрать из них те, которые будут характеризовать доброго человека.
Качества:
1. Милосердие.
2. Нежность.
3.Авторитарность
4. Верность.
5.Агрессивность
6. Сострадание.
7. Мудрость.
8. Безжалостность
9.Безразличие.
10. Бескорыстность.
11. Прощение.
12.Ветреность
13. Честность.
14. Добросердечие.
15. Чуткость.
16. Глупость
17. Вежливость.
18. Уважение.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
- Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?
- В подъезде или на улице ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
Идёт обсуждение.
В Священном Писании сказано: « Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром».
Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звёзды», затем ответьте на вопросы.
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях!» – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс: «Толк есть для этой морской звезды».
Вопросы.
1.Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
3.Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое - нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
Учитель: Молодцы, ребята! Доброта-это что-то теплое, светлое в человеке. Как говорят, если человек «светиться» как солнышко, значит добрый человек, и он готов озарять своим светом других людей.
Сейчас я каждому из вас раздам по лучику солнца. Теперь, когда вы получили лучики, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни, и расскажите нам всем. Кто готов, откройте глаза. По очереди рассказываем о своих добрых делах и собираем солнышко из лучиков. (Учащиеся рассказывают свои истории).
Учитель: Мы с вами уже говорили ранее: чем больше добрых дел, тем полнее солнышко, и чем меньше, тем солнышко будет тусклее. И в этом мы убедились на собственном примере.
Учитель: Последняя наша станция- «Письмо».
Перед вами лежит письмо от мальчика, ему 12 лет. Ваша задача помочь мальчику, дать ему совет.
Письмо: «Привет, добрый незнакомец! Я пишу письмо тебе, потому что хочу поросить у тебя совета. Мне 12 лет, меня зовут Гриша. Я очень люблю спорт: футбол, волейбол и разные спортивные игры, борьбу. Я люблю шутить и общаться. Но надо признаться, я совсем не люблю учиться, и мне это дается с большим трудом. Я могу рассказать вам много историй о моих приключениях, но совсем не могу рассказать о походах Александра Македонского. Сказать по правде, я даже до сих пор не научился хорошо читать и однажды даже остался на второй год. В новом классе все ребята были умнее меня, и я им совсем не понравился, потому что я второгодник. Все считают меня глупым, задиристым, драчливым. Когда я пытаюсь заговорить с кем-то, ребята отворачиваются от меня, не обращают внимания или говорят «Отстань!» А мне так хотелось бы с ними подружиться. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать?
Теперь послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль.
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Н. Рачков
- Ребята, сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»
Рефлексия: Ребята, вы все большие молодцы! Добрались до конечной станции «Добро». А сейчас, скажите, что вы поняли для себя из сегодняшнего нашего занятия? Выскажите свое мнение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.