Терроризм – угроза обществу
(классный час для 5 класса)
Цель: сформировать у обучающихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении.
Задачи:
· объяснить сущность терроризма, его виды и цели;
· осветить проблему терроризма в России и мире;
· формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения;
· ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теракта;
· развивать навыки поисковой, исследовательской работы и ораторского мастерства обучающихся;
· развивать эмоциональную сферу обучающихся, учить их сопереживанию и состраданию к людскому горю.
Оборудование:
Иллюстрации и высказывания о терроризме.
Ход классного часа:
Учитель:
- ребята, давайте прочитаем тему нашего классного часа. Что означает эта тема?
А кто знает, что такое терроризм?
(После ответов учитель предлагает послушать стихотворение Константина Московских)
Гибель человека оправдана в бою,
Если он сражается за родину свою,
Если же захватывать он идет народ,
Про него в истории скажут мол, «урод».
Если люди гибнут в мирных городах,
Виноваты звери в черных бородах,
Убивать невинных, это как фашизм,
Только вот назвали это терроризм.
Взорваны вокзалы в крупных городах,
Я не верю в сказку: «Нас послал Аллах».
Бог один на свете и у нас в груди,
Кришна, Будда, Лама, как не назови.
Бог нам дал рожденье, чтобы мирно жить,
Многие не стали даром дорожить.
Взорванный автобус с тридцатью детьми,
Террористы – гады, черт их всех возьми.
- Как нам объясняет автор, что такое терроризм?
- Чем опасен терроризм? Что мы услышали из стихотворения?
- А кто такой террорист? Какой это человек? ( Ответы обучающихся)
Исследователи предлагают 3 модели личности террориста:
1. Личность, руководствующаяся своими собственными убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне убежденная в необходимости своих действий для общества.
2. Агрессивная личность, совершающая агрессивные действия из-за невозможности удовлетворения какой-либо жизненно важной цели.
3. Личность с психо- или социопатологическим развитием (часто связано с аномальными отношениями в семье).
- Но таких людей много, скажете вы, не все же становятся террористами.
Это правильно. Но почему некоторые люди ими становятся? Ученые выделяют несколько причин:
1. Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения и ведет к сверхконцентрации на защите Я с постоянной агрессивно- оборонительной готовностью.
2. Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает человеку избавиться от недостатка психосоциальной идентификации.
3. Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь
терроризма.
4. Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм, абсолютизм, теоретический и политический дилетантизм.
Рассказ учителя с опорой на иллюстрации:
Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror – страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/ или иными формами противоправных насильственных действий.
По характеру субъекта террористической деятельности терроризм делится на:
- неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;
- организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Этот вид терроризма наиболее распространен в современном мире.
По своим целям терроризм делится на:
- националистический, который преследует национально-освободительные цели;
- религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религий между собой и внутри одной веры и преследуют цель утвердить власть религиозную вместо светской.
Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.
Угроза терроризма возрастает в связи с ростом доступности мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического и даже ядерного оружия.
- История терроризма
Одна из наиболее ранних террористических группировок – иудейская секта сикариев («кинжальщиков»), действовавшая в Иудее в Iвеке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии и национальных интересов. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч – «сику». Это были экстремистски настроенные националисты, настраивавшие низы против верхов. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма.
На рубеже античности и Средневековья в Индии действовали различные тайные общества. Члены секты «душителей» уничтожали своих жертв с помощью шелкового шнурка, считая этот способ убийства ритуальным жертвоприношением богине Кали.
А сейчас я приведу несколько примеров терактов Новейшего времени:
- 2002, Норд-Ост – захват театра в Москве.
- 2003, 5 июля взрыв на рок-концерте «Крылья» на Тушинском аэродроме. 18 убитых.
- 2004, 6 февраля произошел мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибло 39 человек, ранено 120.
- 2004, 24 августа – взрыв двух российских пассажирских самолетов. 87 убитых.
- 2004, 31 августа – взрыв рядом со станцией метро «Рижская». 10 человек погибли, более 50 получили ранения.
- 2005, 7 июля – серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 90 человек погибло, более 1000 ранено.
- 2007, 13 августа – подрыв поезда «Невский экспресс».
- 2008, 6 ноября – подрыв маршрутного такси во Владикавказе.
- 2009, 27 ноября – подрыв поезда «Невский экспресс» под Угловкой.
- 2010, 29 марта – взрывы в Московском метро: станции «Лубянка» и «Парк Культуры».
- 2011, 24 января – взрыв в аэропорту «Домодедово».
- А вы знаете, почему мы сегодня говорим о терроризме?
1 сентября 2004 г. случилась страшная трагедия в Беслане.
Около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей ворвалась на территорию
школы №1 города Беслана, расположенную в Правобережном районе города.
Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим
зайти в здание школы, однако большинство – в основном старшеклассники и
взрослые ‑ смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать –
учеников младших классов и их родителей и часть учителей ‑ бандиты
загнали в спортзал.
Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно.
Итогом террористической акции стали 334 погибших и умерших от ран, в том числе 318 заложников, из которых 186 – дети, а также 10 сотрудников Центра специального назначения ФСБ РФ (ЦСН ФСБ РФ), два сотрудника МЧС, 15 сотрудников милиции и житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников.
Ранены были 810 заложников и жителей Беслана, а также сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих.
3 сентября стал днем памяти жертв Беслана. Это
случилось 14 лет назад. Но каждый год мы вспоминаем об этой трагедии, чтобы она
никогда не повторилась.
Учитель. Ребята! А как же вести себя, если вы вдруг попали в такую ситуацию?
( дети отвечают, а затем вместе с учителем формулируют правила поведения при теракте). А для этого я вам приготовила вот такие памятки, чтобы вы четко знали, как поступать при определенных ситуациях.
Рефлексия.
Учитель:
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
-Что нового вы узнали?
-Понравился ли вам классный час? Чем? (Ответы обучающихся)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.