Классный час, посвященный Красникову Б.А.
Оценка 4.7

Классный час, посвященный Красникову Б.А.

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитание
9 кл—11 кл +1
28.10.2021
Классный час, посвященный Красникову Б.А.
Классный час, посвященный подпольщикам Петровского района г.Донецка в годы Великой Отечественной войны
Клас. час красников.docx

  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 г.Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Урок мужества, посвященный героям-подпольщикам и партизанам Великой Отечественной войны Петровского района города Донецка . Подвиг Красникова Б.А.»

 

 

 

подготовила

классный руководитель 9-Б класса

Агафонова М.А.

 

 

 

 

 

 

ДОНЕЦК – 2021

 

 

         В процессе формирования современной цивилизованной личности  необходимо решать ряд вытекающих из этой доминирующей цели задач. Одной из них является воспитание патриота-гражданина-личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам и решению его насущных проблем. Национальная гордость за свою страну, государство, гордость за свою малую родину, семью, уважение к прошлому, настоящему, вера в будущее Родины являются основой любви к ней, т.е. патриотизмом. Необходимо признать в качестве обязательной составной части патриотизма -  воспитание патриота-защитника Родины.  Это является, с одной стороны, обязанностью гражданина, с другой – патриотическим долгом.

     Цель этого внеклассного мероприятия направлена на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности, формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения, воспитанию гражданственности,  товарищества, ответственности, любви к малой Родине.

 

 

Оформление кабинета: доска украшена плакатом с изображением солдата Великой Отечественной войны, портретом Красникова Б.А., на стеллаже выставлены книги Красникова Б.А., а также наградные медали и фотовыставка ветерана Великой Отечественной войны Шайхутдинова Зуфара Муртазовича, переданные в дар музею Боевой и трудовой славы Петровского района.

Ход урока

 

Учитель: Дорогие ребята, сегодня наш урок мужества посвящается героической странице истории нашей страны, нашего города и нашего района – это годы Великой Отечественной войны. В 2020 году отмечали очень знаменательную дату. Какую ребята? (75-летие Великой Победы). Однако, победа вершилась не только на поле боя, земля горела под фашистами и на оккупированной ними территории. Донбасс, Донецкая земля не стала исключением. Жители нашего района не смогли остаться в стороне от общего дела – борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Мы сегодня с вами на нашем уроке вспомним имена тех кто защищал край Донецкий от агрессоров. Одним из них был Красников Борис Анатольевич. В то время ему было столько же лет сколько и вам, но он выбрал свой путь – путь борца за свободу и независимость своей родины.

Ученик: Боря Красников родился в 1934 году в шахтерской семье. В годы гитлеровской оккупации Донбасса участвовал в антифашистской деятельности в партизанском отряде Грицаенко-Красникова. Юный партизан проводил разведывательную работу, был связным, распространял листовки и переносил их на явочные квартиры. С другими подростками носил в концлагерь еду для советских военнопленных. Трижды фашистами подвергался пыткам и издевательствам. После освобождения учился в нашей школе, высшее образование получил в институте, в университете и в двух академиях; кандидат исторических наук. Создал ряд монографий – «Петровка в тяжелые годы фашистской оккупации», «История Донецкой Петровки» и другие. Имел высший дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла; полковник запаса. Говорит на испанском, украинском языках, пользуется десятью языками; посетил более 30-ти стран. Имеет 9 орденов, в том числе боевых. В 2008 году Бориса Анатольевича не стало, но мы помним о нем и чтим его память.

Ученик: Многие могут спросить: «А как же действовали партизаны и подпольщики в Петровском районе?». Надо признать, что вопрос этот очень не простой. Это сейчас, сидя на диване или за клавиатурой компьютера, легко рассуждать на тему: эффективно ли сражались с врагом местные партизаны или нет? Но не надо забывать, что за малейшее подозрение в участии подпольной деятельности немцы сразу же отправляли людей в концлагерь или попросту казнили.

Ученик: Отмечаются факты, когда коммунисты оказывались предателями. Среди них парторг одной из шахт и руководители профкомов нескольких угольных предприятий районов. С их помощью фашисты арестовали и в большинстве казнили 108 партийных и советских работников. Такая участь постигла и бойцов партизанского отряда Ивана Степановича Косьминского 1893 года рождения, члена коммунистической партии с 1917 года. Это был очень известный не только в Петровском районе, но и во всём городе, причём известный ещё с юзовских времён.

Ученик: По заданию в октябре 1941 года был оставлен вооруженный отряд, состоящий из беспартийных товарищей в количестве 30 человек. Командиром отряда был назначен старый участник Гражданской войны Косьминский Иван Степанович. Отряд был снабжен винтовками, ручными гранатами, динамитом, продовольствием и обмундированием. Как выяснилось, с первых дней прихода фашистов на Петровску отряд не сохранился. Часть отряда ушла за фронтом, остальные укрылись в подполье. Но вскоре нашлись предатели, которые выдали их. Сразу же немцами были арестованы и увезены в неизвестном направлении несколько членов партизанского отряда, а командир отряда Иван Косьминский отправлен в гестапо в город Сталино. Затем его казнили, но когда и где это произошло достоверно не известно до сих пор.

Ученик: Факты боевой и диверсионной деятельности партизанского отряда Грицаенко-Красникова свидетельствуют: установлено подпольный отряд как группа, как организованная боевая единица в Петровском районе проводила диверсии был перерезан кабель и за это немцы арестовали 25 человек, из них два комсомольца сразу же были расстреляны, а остальных заложников отправили в концлагерь и судьба их осталась неизвестной. Был случай подрыва железнодорожного пути близ станции Мандрыкино, распространялись листовки, прятали раненных красноармейцев, помогали людям избежать немецкого рабства.

         Вот такие факты о деятельности партизан и подпольщиков Петровки. Кому то они могут показаться не супергероическими,  но правда всегда остается правдой, пусть даже и горькой. Но это совсем не умоляет мужества и стойкости простых жителей Петровского района, переживших оккупацию, а затем в кратчайшие сроки восстановивших свой район от разрухи.

Учитель: Наш народ – героический, наш народ – стойкий и непобедимый и среди наших земляков очень много мужественных людей. Я сейчас хочу сообщить вам, что вот эти награды и медали хотят передать в дар нашему музею родственники  Шайхутдинова Зуфара  Муртазовича, который воевал в годы В.О.в и непосредственно участвовал в операции по взятию Берлина. Очень хочется, чтобы мы с вами жили под мирным небом, чтобы были живы и здоровы наши родные и близкие и никогда не было войны.

Ученик: В мой край, в мой дом пришла война

                   Вползла гремучею змеею

                   На нас всех ужас навела смешала все с тоской и болью

                   Теперь я слышу лишь одно – то было до войны, а это ныне.

                   Но только точно знаю я

                   Не победить нечистой силе.

                   Я прошу вас – верьте и надейтесь

                   Крепче за руки держитесь-ка, друзья.

                   Напугать нас грохотом орудий, да, возможно

                   Победить нельзя!

 

-  Звучит музыка «Вставай страна огромная» и слова Левитана

- дикломация стихотворение Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая»

Ученик:  20 октября 1941 года итальянские и германские войска вошли в город Сталино.  21 октября 1941 года в 15.00 полностью оккупировали города Сталино, Макеевка. Город был переименован  в Юзовку.  В оккупированном немцами городе осталось 400 тысяч граждан. Во время оккупации города фашистами на Трудовских находился рабочий концлагерь для рядового и офицерского состава Красной Армии. До войны в Петровском районе города Сталино проживало 62 тыс. 760 человек. Когда в начале 1944 года подсчитали численность жителей района уже после освобождения его от фашистов, то их оказалось в 2 раза меньше. Долгие  для жителей Петровки 23 месяца продолжалась оккупация. Современную улицу Левоневского тогда в народе называли «Дорогой смерти».По ней перегоняли пленных из одного лагеря в другой. В школе №105 проводили допросы и пытки. По официальным данным в июле-августе 1942 года немецкое командование в посёлке шахты №1им.Челюскинцев организовало лагерь военнопленных, первым комендантом был Шимке. Лагерь огородили колючей проволокой 2,5 метра и поставили усиленную вооружённую охрану. Этот лагерь состоял из двух лагерей: первый – не шахте №1 в сквере возле нынешней площади Правды, второй – на шахте №10 «Чекист» (сейчас заброшенный сквер).

В первом лагере размещались в основном военнопленные, а во втором – партийно-советские работники, не успевшие эвакуироваться. Вместимость лагерей доходила до 13 тыс. человек. Для маскировки немцы называли лагерь пересыльным пунктом, фактически это был лагерь массового истребления пленных. С августа 1942 года по февраль 1943 года через лагерь было пропущено 77 тыс. человек. В акте от 07.01.1944 года зафиксировано: «Военнопленные жили в жутких условиях. Без всякой постели валялись на грязном полу и под открытым небом, как скот, в крайне истощенном состоянии, босые, завшивленные. В первый месяц им не выдавали пищу, кроме шахтной воды, непригодной к употреблению. Потом стали выдавать по 100 грамм суррогатного хлеба на человека в сутки, суп -  один раз в сутки». Пленные трудились на тяжелых земляных работах. Каждые сутки в двух этих лагерях умирало по 50 человек. Однажды, когда мирные жители начали бросать пленным через ограждения кукурузные початки, охрана начала стрелять, убив одного из военнопленных и несколько ранив. Если кто-то из военнопленных не мог работать, его убивали. После освобождения были найдены 19 ям, в которых были захоронены погибшие и умершие военнопленные. В октября 1945 года насчитали 105 трупов. Было видно, что некоторые из жертв умерли от дизентерии, сыпного тифа. После этого ямы не стали больше раскапывать, а сделали там братскую могилу. По оценкам комиссии, в лагере погибло 5 тыс. человек; убиты, замученные, умершие от болезней и голода.

Ученик: А вот этот лагерь не был расположен на территории нашего края. Саласпилс – детский лагерь смерти под Ригой. На окраине прекрасного Балтийского города Рига находится одно из самых зловещих мест в истории человечества, сравнимое с Освенцимом или Дахау. Речь идет о мемориальном комплексе «Саласпилс», расположенном на месте, где во время Второй Мировой войны располагался одноименный концентрационный лагерь, известный как детский лагерь смерти. В советские времена практически каждый житель СССР знал про это место.

Детский лагерь – Саласпилс –

Кто увидел, не забудет.

В мире нет страшней могил,

Здесь когда-то лагерь был –

Лагерь смерти – Саласпилс.

         Этот концлагерь выделялся среди множества других, тем что здесь помимо взрослых узников содержалось огромное количество детей от 6 лет и младше. Для них был построен отдельно барак, в котором малолетние заключенные не задерживались. Они умирали от болезней, голода, холода, медицинских опытов и отсутствия заботы со стороны взрослых. Еще одной причиной смерти детей в Саласпилсе стал отбор крови для немецких солдат. После нескольких таких вампирских процедур малыши умирали от истощения. Каждый год существования лагеря в нем погибало около 3 тыс. малолетних узников.

         В 1967 году на месте где во время войны находился концлагерь Саласпилс, был открыт мемориальный комплекс, в создании которого приняли участие лучшие советские и латвийские архитекторы, скульпторы, в том числе Эрнст Неизвестный.

         Самым популярным местом среди посетителей в этом мемориальном комплексе является фундамент детского барака, где люди в память о юных узниках концлагеря оставляют привезенные с собой игрушки и конфеты.

На гранитную плиту положи свою конфету…

Он как ты ребенком был, как и ты он их любил,

Саласпилс его убил.

 

Ученик:  Не только в годы В.О.в. погибали наши земляки, тяжелые были для нас и 80 годы, когда наших ребят призвали служить в Афганистан. Много сказано об этой войне, которая шла бесконечных 10 лет, но память об этих вечно юных ребятах живет.

Ученик: Здравствуй папа! Ты опять мне снишься

                   Только в этот раз не на войне

                   Я немножко даже удивился  

                   До чего ты прежний был во сне

                   Папа! Ты вернешься невредимый

                   Ведь война когда - нибудь пройдет,

                   Миленький, голубчик мой родимый,

                   Скоро майский праздник к нам придет.

                   Я тебя, конечно, поздравляю и желаю вовсе не болеть

                   Я тебе желаю всей душою поскорей фашистов одолеть.

                   Чтоб они наш край не разрушали,

                   Чтоб как раньше можно было жить,

                   Чтоб они мне больше не мешали,

                   Обнимать тебя, тебя любить,

                   Чтоб над всем таким огромным миром

                   Днем и ночью был веселый свет.

Учитель : 1979 – 1989 г.г. – время, когда Советский Союз активно оказывал военную помощь Демократической Республике Афганистан. И вновь наши земляки Петровчане были на переднем рубеже этой войны.

1 ученик: В недалекие 80-е наш народ вновь охватила тревога. Жители Донецка и Петровского района, достигшие 18 лет, которых призывали в ряды Советской Армии были направлены служить в Демократическую Республику Афганистан.

2 ученик: это было связано с основной задачей охранять рубежи нашей родины от внешних врагов и не дать агрессорам разместить оружие массового поражения и свои базы вблизи границ Советского Союза.

3 ученик:  Наших земляков направляли на службу,  при  этом говорилось…  «У вас ответственная миссия выполнить свой интернациональный долг».

4 ученик: За период 1979-1989 г.г. более 300 тыс. человек не вернулись с той войны.

5 ученик:  56 из них жители города Донецка.

6 ученик:  12 из них жители Петровского района:

- Полулях Михаил Павлович

- Лазаренко Олег Виторович

- Чаев Валентин Дмитриевич

- Кондратенко Геннадий Владимирович

- Терских Анатолий Михайлович

- Дроздов Игорь Альбертович

- Сашенков Василий Николаевич

- Мироненко Павел Иванович

- Садовой Владимир Павлович

- Солодовник Александр Васильевич

- Костинский Павел Михайлович

 

 

Минута молчания о погибших.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №101 г

В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать ряд вытекающих из этой доминирующей цели задач

В процессе формирования современной цивилизованной личности необходимо решать ряд вытекающих из этой доминирующей цели задач

После освобождения учился в нашей школе, высшее образование получил в институте, в университете и в двух академиях; кандидат исторических наук

После освобождения учился в нашей школе, высшее образование получил в институте, в университете и в двух академиях; кандидат исторических наук

Петровского района, переживших оккупацию, а затем в кратчайшие сроки восстановивших свой район от разрухи

Петровского района, переживших оккупацию, а затем в кратчайшие сроки восстановивших свой район от разрухи

В первый месяц им не выдавали пищу, кроме шахтной воды, непригодной к употреблению

В первый месяц им не выдавали пищу, кроме шахтной воды, непригодной к употреблению

Ученик: Здравствуй папа! Ты опять мне снишься

Ученик: Здравствуй папа! Ты опять мне снишься
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2021