Классный час "Государственный флаг России"
· Рыжова Оксана Валерьевна, учитель начальных классов
Разделы: Внеклассная работа
Цели:
- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где мы родились, где мы живем. Родина начинается на пороге вашего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Наша Родина – Россия.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом “Русь”!
- Каждый человек должен знать историю своей страны, ее символы, географические особенности. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.
Россия – Родина моя!
Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба –
В них слава древняя твоя
Взлетает с новою на гребень.
- Сегодня мы с вами поговорим о Государственном флаге России.
- Кто видел государственный флаг России?
- Какие цвета у нашего флага?
- А вы знаете, почему именно такие цвета выбраны для российского флага?
- Сколько на земле государств, столько существует и флагов. У каждого государства свой флаг. И все они разные: одноцветные и многоцветные, с полосками и в узорах, со звездами и с крестами. Каждый знак, фигура, цвет, полоса имеет свое значение. У каждого флага своя история, своя судьба. Наука, которая все это изучает, называется вексиллология. Сегодня мы узнаем историю российского флага.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
- И вот сейчас мы отправляемся с вами на машине времени в далекий XVII век, когда впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг (закрывают глаза, звучит музыка).
Ученик. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет) и русские (красный цвет). Общность и единство этих народов и отражал флаг.
- Такой флаг появился как отличительный знак главного российского военного корабля “Орел”.
- И вот мы снова садимся в машину времени и оказываемся в 1705 году, когда в России правил царь Петр I. В те времена начали развиваться различные отрасли, наука, флот.
Ученик. В 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России. Эту дату считают датой рождения будущего трехцветного государственного флага.
- И вот мы снова закрываем глаза и переносимся на машине времени в наши дни.
Давайте рассмотрим Государственный флаг России.
В законе о Государственном флаге, принятом Государственной Думой и подписанном Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года, о нем говорится так: “Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного”.
В России существует праздник, который отмечается 22 августа, - день Государственного флага Российской Федерации.
Геральдисты (ученые, изучающие государственную символику) объясняют расцветку Российского флага так: белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство; синий – верность, честность; красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.
Чтобы запомнить эти цвета и их последовательность, придумали слово “бесик”: “бе” - белая полоса, “си” - синяя полоса, “к” - красная полоса.
У вас на парте лежит белый прямоугольник, разделенный на 3 части. Раскрасьте его так, чтобы у каждого из вас получился Российский флаг.
- Где вывешивается Государственный флаг?
Государственные флаги вывешивают над зданиями, где работает президент и правительство, над другими важными государственными учреждениями, а также на улицах городов во время праздников.
- Как следует относиться к Государственному флагу?
Каждая страна очень ценит свой флаг и гордится им. Если, например, кто-нибудь всенародно и специально разорвет государственный флаг своей страны, то этого человека могут арестовать и даже посадить в тюрьму. А если то же самое произойдет с флагом чужой страны, то между странами может возникнуть конфликт, потому что оскорбление государственного флага считается оскорблением всей страны.
Наш Государственный флаг гордо реет над нашей страной. Государственный флаг России – наша гордость, наша святыня – символ независимости и величия нашей Отчизны. Он символизирует нашу необъятную Родину с ее непростой судьбой, ее славным прошлым. Долг каждого гражданина – оберегать честь нашего флага.
Сегодня вы унесете домой частичку Государственного флага России, расскажите родителям о его истории, о значении цветов. И я надеюсь, вы вырастите настоящими гражданами России, которые знают историю своей страны и любят свою Родину всем сердцем.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.
Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.
Ученик. Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.
Ученица. Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.
Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.
Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.
Ученик. Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.
Ученица. Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.
Ученик. В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.
Ученица. На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.
Ученик. Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.
Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».
Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:
• белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;
• синий - веру и верность, постоянство;
• красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».
Ученик. В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.
Ученица. В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!
Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:
- Сержант Егоров!
- Я сержант Егоров!
- Младший сержант Кантария!
- Я - младший сержант Кантария!
Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.
Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.
Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.
Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.
- Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.
И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.
Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.
Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?
Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.
И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.
Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.
- Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.
- Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.
На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.
Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.
Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:
- Что там несут солдаты?
Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.
А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.
Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?
- С какими событиями в истории России он связан?
- Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?
- Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?
- Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)
Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.
Слайд 1 - Государственный флаг России
- Что такое флаг?
1) это полотнище на древке или шнуре;
2) древка или шнур, определенной раскраски;
3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.
Слайд 2 - гербовые знамена России
- В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?
1) конец XVI века;
2) начало XVII века;
3) середина XVII века.
Слайд 3 - бело-сине-красный флаг
- В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?
1) 1700 год;
2) 1703 год;
3) 1705 год;
4) 1707 год.
Слайд 4 - Андреевский флаг
- Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?
1) военно-морские корабли;
2) сухопутные войска;
3) дворцовая стража.
Слайд 5 - флаг России
- Что означают цвета Российского флага?
Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.
Синий - веру и верность, постоянство.
Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Слайд 6 - Знамя Победы
- Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?
1) солдаты;
2) пехотинцы;
3) Егоров и Кантария.
Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России
- Когда празднуется День Государственного флага России?
1) 1 января;
2) весной;
3) 22 августа.
Ученик. А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.
Ученица.
Россия святая! Для славных походов
Веками растишь ты своих сыновей;
Во благо России, для счастья народа
Под флагом державным встречаешь гостей.
Ученик.
Отчизна родная! Твой символ державный
На труд и на подвиг зовет свой народ!
Дозор твой стоит в боевом авангарде –
Могучая сила, надежный оплот!
Ученица.
В мирные будни во славу России
Реет победный твой стяг над страной
Вместе со мною ты грозная сила,
Сердцем всегда я навеки с тобой.
Ученик.
Под знаменем святым за мир и свободу,
За счастье народное в бой мы пойдем.
В священной борьбе не страшны нам невзгоды
Под флагом мы счастье и мир обретем.
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа
Тема: «Российский флаг».
Цели: 1) Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
2) Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
3) Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: цветная, белая бумага; клей; деревянные палочки; портрет президента; флаг; флажки.
ТСО: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства - Российской Федерации. (Презентация. Слайд №2) К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете.
(Ответы детей)
II. Основная часть.
Учитель: - Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.(Слайд №3)
Вопросы:
1). Течёт, течёт – не вытечёт, бежит, бежит – не выбежит.(река)
2). Про какое дерево говорят: « мёрзнет, дрожит на ветру?».(осина)
3). Живёт в лесу работник – лесной носатый плотник. (дятел)
4). Вежливое слово. (спасибо)
5). Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (пенал)
6) Белые сапожки, зелёные серёжки. (берёза)
Учитель: - Ребята, какое слово у нас получилось?(Щелчок, чтение слова Родина) Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной?
(Ответы детей)
(Слайд №4)
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно послушайте стихотворение, которое называется «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Т Толстый тополь у ворот.
У У реки берёзка – скромница.
И И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Р Родина бывает разная.
Но у всех она одна!
Учитель: - Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)) (Слайд №5). Страна, в которой мы родились, живём и учимся – это Россия.
- А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.(Слайд № 6) (Москва)
А что зашифровано в следующем ребусе? (Слайд №7) (Столица)
(Слайд №8)
-Москва – столица России. Столица - главный город государства (учитель показывает на физической карте (Слайд №9) местонахождение столицы нашей Родины). А что является символом столицы нашего государства? (Кремль) (Слайд №10) Над Кремлём развивается государственный флаг.
4. Рассказ учителя.
Слово «Флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означает сжигать, озарять, гореть»). (Слайд №11)
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета.
Издревле каждый цвет имел своё особое значение. На Руси белый цвет означал (Щелчок - чтение) мир, чистоту, правду; синий (Щелчок - чтение) – небо, верность, веру; красный (Щелчок - чтение) – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
Красный, белый и синий цвета были широко распространены в народной одежде.
(Слайд №12)
Днём рождения бело – сине – красного флага можно считать 20 января 1705г., когда вышел специальный указ царя Петра I . Порядок полос Пётр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.
Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трёхцветному пришёл красный флаг.(Слайд №13)
Возвращение трёхцветного флага произошло в 1991году.(Слайд №14)
Государственные флаги поднимаются (Слайд №15)над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.
Флаг Российской Федерации поднимают в случаях победы спортсменов на соревнованиях, на олимпиадах. (Слайд №16)
Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской федерации и других Федеральных органов исполнительной власти.
-А как зовут нашего президента Российской Федерации? (Слайд №17)
Учитель: - Мы сейчас с вами соберём флаг Российской Федерации. Всё необходимое у вас на столе. Найдите те части, которые соответствуют цветам флага Российского государства. (Ученики выполняют модель флага.).
Поднимите модели флага. Хорошо!
III. Викторина.
Учитель: - А сейчас, мы выясним, кто же был самым внимательным сегодня. (За каждый правильный ответ – флажок).
(Слайд №18)
(Слайд №19)
(Слайд №20)
(Слайд №21)
(Слайд №22)
(Слайды №23 - 30)
IV. Заключительная часть.
Учитель: - Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн (Слайд №31) – торжественное музыкальное произведение. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству. А сейчас прошу стоя прослушать гимн Российской Федерации. (Звучит гимн Российской Федерации.)
V. Итог.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.