Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК
Цели: показать детям, что вежливость - это
проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике,
поведении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей мероприятия.
II. Вводная часть.
- Мы сегодня поговорим о
вежливых, волшебных словах. Поскольку в слове заключена великая сила.
Народ давно заметил: «Доброе слово человеку- что
дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».
- Что значит «доброе» слово? А «худое»?
- Верно. Значит, как можно понять смысл
пословиц?
- Как вы думаете, каким словом «добрым» или
«худым» можно подбодрить человека в трудную минуту? ( Верно, именно доброе
слово может помочь рассеять плохое настроение).
- Часто ли вы говорите друг другу добрые слова?
- А «худые», «плохие» слова? Что в этом случае
необходимо сразу же сделать?
- Если в вашей речи ежедневно звучат добрые
слова, значит, вы вежливы. Молодцы!
III. Основная часть: формирование представлений
о нравственно-этических нормах бщения.
1) Работа над стихотворением Н. Тулуповой
«Доброта».
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? От
чего это зависит? (от настроения, от отношения одного человека к другому) Итак,
давайте послушаем стихотворение «Доброта» в исполнении…………..
ДОБРОТА Сл. Н. Тулуповой Муз, И. Лученка
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые
и дети.
- Итак, надо ли стараться быть добрым? Зачем?
(чтобы другим было радостно, приятно).
- Давайте вспомним, от каких таких волшебных
слов при встрече нам становится радостно, приятно?
А можно ли говорить эти волшебные слова нахмурясь,
недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)
- (Верно. Именно при помощи этих слов, мы желаем
близким, знакомым- хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь
день у них был радостным, приятным и светлым.)
- А какие волшебные слова мы говорим при
прощании?
- А какой интонацией произнесем их при прощании?
( радостной, веселой)
2).Работа над стихотворением А. Барто.
- Предлагаю вашему вниманию прослушать
стихотворение А. Барто и ответить на вопрос, какие слова не употребляются
героем стихотворения при встрече и прощании? И вежлив ли такой человек?
Первый чтец.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Второй чтец.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Третий чтец.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Четвертый чтец.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Пятый чтец.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Шестой чтец.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Седьмой чтец.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы...мы скажем вам -спасибо!
- Итак, приходилось ли вам встречать таких
людей?
- Красиво ли так себя вести?
3).Работа над стихотворением «Здравствуйте».
- Сейчас хочу проверить, кто из вас является
вежливым учеником. Готовы?
- Какое волшебное, вежливое слово вы говорите,
когда заходите в школу и видите своего любимого классного руководителя?
- Некоторые ребята, любя, с уважением
здороваются со своим учителем по имени , отчеству. А если ваш классный
руководитель стоит рядом с другими учителями, будете ли вы здороваться,
обращаясь по имени, отчеству только к своему учителю? Почему? (Некультурно,
некрасиво, невежливо по отношению к другим взрослым) А как вы тогда окажите
знак приветствия? Молодцы!
- А в каком случае можно поздороваться с
классным руководителем по имени, отчеству?
- Мы говорили о слове «здравствуйте». Именно так
называется следующее стихотворение. Я предлагаю вам послушать его очень
внимательно и ответить на вопрос:
«Что обозначает это хорошее слово -
«здравствуйте»?
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.
- Итак, что означает это хорошо вам знакомое
слово «здравствуйте»?
- (Это слово очень старое. А связано оно со
словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть
здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы
произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными,
здоровыми.)
4). Работа над стихотворением «Невежливая
вежливость».
- Ребята, я бы хотела познакомить вас с еще
одним героем из стихотворения «Невежливая вежливость», у которого никак не
получается казаться столь хорошим, добрым, вежливым человеком. Вот
послушайте.
Первый чтец.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Второй чтец. ,
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
Третий чтец.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся, постреленок!
Четвертый чтец.
Вот Петрусь
догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой –
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка!
Пятый чтец.
Нес вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
Шестой чтец.
- Вы, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
- Почему стихотворение называется «Невежливая
вежливость»?( потому что чтобы не делал Петя, у него это получалось невежливо
по отношению к окружающим)
- Действительно ли Петя был невежлив?
- Где и когда был невежлив Петя?
5).Работа над стихотворением С. Маршака «Ежели
вы вежливы».
- Я предлагаю послушать еще одно стихотворение
под названием «Ежели вы вежливы» и таким образом ответить мне на вопрос «Что
надо делать, чтобы всегда казаться вежливым человеком»?
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
- Итак, какие правила поведения надо соблюдать
по отношению к другим людям, чтобы оставаться вежливым человеком? Кто
запомнил?( уступать места, помогать пожилым людям, нельзя разговаривать с
другом на уроке, помогать, быть защитником)
- Молодцы! Какие добрые, вежливые дети учатся в
нашей школе. Настоящие рыцари!
6) Работа над словами благодарности, извинения.
- Ребята, добрыми, вежливыми словами будут и
слова благодарности. Какие слова благодарности вы знаете? (спасибо, благодарю)
Верно, например, слово «благодарю» состоит из
частичек «дарю благо», т. е. дарю добро. И эти слова мы произносим в ответ на
«спасибо» и «пожалуйста».
Однако, слова- извинения- это тоже слова
вежливости. Какие слова- извинения вам знакомы? (извините, простите)
В каком случае эти слова- извинения применяются?
Верно. Послушайте стихотворение Н. Юсупова-
«Простите».
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
- Мы купим другую, есть лучше в продаже!
Простите! Казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
- Какое слово мы часто добавляем к словам-
извинения («пожалуйста»).
- Однако, чтобы они оставались волшебными, надо
запомнить ПРАВИЛО:
Слова не должны расходиться с делом.
- Давайте попробуем при помощи игр еще раз
запомнить, уточнить, какие поступки для человека хорошие, вежливые, волшебные.
7). Игры.
а) Игра «Хорошо - плохо».
- «Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем
ногами.
1) Здороваться при встрече.
2) Толкнуть и не извиниться.
3) Помочь поднять упавшую вещь.
4) Не встать, обращаясь к учителю.
5) Взять билет в автобусе.
6) Не уступить место в транспорте.
7) Сидеть в шапке за столом.
8) Резать - уродовать стволы деревьев.
9) Ломать ветки деревьев и кустов.
10) После отдыха в лесу оставить после себя
свалку.
11) Поздравить родных с праздником.
б) Блицтурнир. Обсуждение ситуаций.
1) А теперь, ребята, давайте решим все вместе
такую задачу:
Одна девочка жаловалась возмущенно маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня
Танька!
- А ты как его зовешь? - спросила мама.
- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. -
Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня? Почему?
2) Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
3) Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг
друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
(приветствуя даму, юноша руки из карманов вынимает)
4) Олег и Егор идут и оживленно обсуждают
кинофильм. Их обгоняет Света. Кто должен здороваться первым? (тот, кто
обгоняет)
5) Саша и Иван сидят за партой в классе. Входит
их одноклассница. Кто должен здороваться первым? (тот, кто вошел в класс)
6) В дверях сталкиваются 2 мальчика, причем
одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить? (тот, кто окажется
вежливее)
в).Игра «Стоп - красный свет».
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора,
идти опасно.
Вот и по отношению к людям надо помнить о таком
сигнале.
Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как
только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную
сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.
1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в
автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
2) На перемене у двери буфета два мальчика,
обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
3) Две девочки в столовой «хлюпают» носами,
болтают за столом во время еды. (Красная.)
4) Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у
малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
5) По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
6) После игры убираем в положенное место
игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
7) Взрослые возьмут все-все домашние дела на
себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
(Красная.)
8) Если я за что-либо обиделся на своего друга,
постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
8). Частушки. - Ну, какой праздник без частушек?
Я приглашаю учеников … и … класса.
Первый ученик.
Пропоем мы вам частушки
Просто , без стеснения,
А кого мы тут заденем,
Просим извинения.
Второй ученик:
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак,
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Третий ученик.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Четвертыйученик.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Пятый ученик.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Шестой ученик.
Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Седьмой ученик:
Думал я и день, и ночь
Как подруге мне помочь.
Чтобы пыль не поднимать,
Я не буду подметать.
Восьмой ученик:
Мы частушки вам пропели
Все, что пели,- в самом деле.
Сами знаете о том-
Мы неправды не поем.
IV. Подведение итогов.
• Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята,
должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». И на прощание,
поиграем в игру «Дополните рифму».
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого
... (спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит ...
(добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы
... (спасибо).
• Когда нас бранят за шалости, говорим ...
(простите, пожалуйста).
• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят
... (до свидания).
- От этих слов становится теплее, радостнее,
светлее, в этих словах заключены Великие силы.
- Я уверена, что вы со мной согласитесь, если я
скажу, что вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас лишь требуется
умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных
ситуациях. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.