Классный час "Праздник вежливых наук".

  • Конкурсы
  • doc
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для проведения на каникулах 2-3 классов.
Иконка файла материала Праздник вежливых наук.doc

Тема: ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ НАУК


Цели: показать детям, что вежливость - это проявление уваже­ния к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, пове­дении; воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.

Ход занятия


I. Сообщение темы и целей мероприятия.
II. Вводная часть.

- Мы сегодня поговорим о вежливых, волшебных словах. Поскольку в слове заключена великая сила.
Народ давно заметил: «Доброе слово человеку- что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».
- Что значит «доброе» слово? А «худое»?
- Верно. Значит, как можно понять смысл пословиц?
- Как вы думаете, каким словом «добрым» или «худым» можно подбодрить человека в трудную минуту? ( Верно, именно доброе слово может помочь рассеять плохое настроение).
- Часто ли вы говорите друг другу добрые слова?
- А «худые», «плохие» слова? Что в этом случае необходимо сразу же сделать?
- Если в вашей речи ежедневно звучат добрые слова, значит, вы вежливы. Молодцы!
III. Основная часть: формирование представлений о нрав­ственно-этических нормах бщения.
1) Работа над стихотворением Н. Тулуповой «Доброта».
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? От чего это зависит? (от настроения, от отношения одного человека к другому) Итак, давайте послушаем стихотворение «Доброта» в исполнении…………..
ДОБРОТА Сл. Н. Тулуповой Муз, И. Лученка
Добрым быть совсем-совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто, 
Не зависит доброта от роста, 
Доброта приносит людям радость, 
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 

Радуются взрослые и дети.
- Итак, надо ли стараться быть добрым? Зачем? (чтобы другим было радостно, приятно).
- Давайте вспомним, от каких таких волшебных слов при встрече нам становится радостно, приятно?
А можно ли говорить эти волшебные слова на­хмурясь, недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)


- (Верно. Именно при помощи этих слов, мы желаем близким, знакомым- хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, приятным и светлым.)
- А какие волшебные слова мы говорим при прощании?
- А какой интонацией произнесем их при прощании? ( радостной, веселой)
2).Работа над стихотворением А. Барто. 
- Предлагаю вашему вниманию прослушать стихотворение А. Барто и ответить на вопрос, какие слова не употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? И вежлив ли такой человек?

Первый чтец.
Друзья, вот вам на всякий случай 
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем. 
Второй чтец.
Ему бывает часто лень 
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит. 
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
Третий чтец.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык, 
Простого слова «извините» 
Не одолел его язык. 
Четвертый чтец.
А вместо слова «до свиданья» 
Не говорит он ничего. 
Или заявит на прощанье: 
«Ну, я пошел, пока, всего...» 
Пятый чтец.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя. 
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька. 
Шестой чтец.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут. 
Мы честно вас предупреждаем, 
Что имени его не знаем. 
Седьмой чтец.
Но, может быть, он всем знаком, 
И вы встречались с ним где-либо. 
Тогда скажите нам о нем, 
А мы...мы скажем вам -спасибо!
- Итак, приходилось ли вам встречать таких людей? 
- Красиво ли так себя вести? 


3).Работа над стихотворением «Здравствуйте».
- Сейчас хочу проверить, кто из вас является вежливым учеником. Готовы?
- Какое волшебное, вежливое слово вы говорите, когда заходите в школу и видите своего любимого классного руководителя? 
- Некоторые ребята, любя, с уважением здороваются со своим учителем по имени , отчеству. А если ваш классный руководитель стоит рядом с другими учителями, будете ли вы здороваться, обращаясь по имени, отчеству только к своему учителю? Почему? (Некультурно, некрасиво, невежливо по отношению к другим взрослым) А как вы тогда окажите знак приветствия? Молодцы!
- А в каком случае можно поздороваться с классным руководителем по имени, отчеству? 
- Мы говорили о слове «здравствуйте». Именно так называется следующее стихотворение. Я предлагаю вам послушать его очень внимательно и ответить на вопрос:

«Что обозначает это хорошее слово - «здравствуйте»? 
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повтори с утра.

- Итак, что означает это хорошо вам знакомое слово «здравствуйте»?
- (Это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

4). Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».
- Ребята, я бы хотела познакомить вас с еще одним героем из стихотворения «Невежливая вежливость», у которого никак не получается казаться столь хорошим, добрым, вежливым человеком. Вот послушайте. 
Первый чтец.
Обещал отцу Петрусь: 
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить, 
Первым «здравствуй» говорить!

Второй чтец. ,
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

Третий чтец.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром! Дед Федот! 
Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся, постреленок! 
Четвертый чтец.

 Вот Петрусь догнал Иринку 
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой –
Я здороваюсь с тобой! 
Та отпрянула в сторонку... 
Как невежлива девчонка! 
Пятый чтец.
Нес вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер! 
Шестой чтец.
- Вы, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал! 
Петя очень удивлен: 
Разве был невежлив он?!
- Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?( потому что чтобы не делал Петя, у него это получалось невежливо по отношению к окружающим)
- Действительно ли Петя был невежлив?
- Где и когда был невежлив Петя?
5).Работа над стихотворением С. Маршака «Ежели вы вежливы».
- Я предлагаю послушать еще одно стихотворение под названием «Ежели вы вежливы» и таким образом ответить мне на вопрос «Что надо делать, чтобы всегда казаться вежливым человеком»? 

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста 
Уступите старушке.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
- Итак, какие правила поведения надо соблюдать по отношению к другим людям, чтобы оставаться вежливым человеком? Кто запомнил?( уступать места, помогать пожилым людям, нельзя разговаривать с другом на уроке, помогать, быть защитником)
- Молодцы! Какие добрые, вежливые дети учатся в нашей школе. Настоящие рыцари!
6) Работа над словами благодарности, извинения.
- Ребята, добрыми, вежливыми словами будут и слова благодарности. Какие слова благодарности вы знаете? (спасибо, благодарю)
Верно, например, слово «благодарю» состоит из частичек «дарю благо», т. е. дарю добро. И эти слова мы произносим в ответ на «спасибо» и «пожалуйста».
Однако, слова- извинения- это тоже слова вежливости. Какие слова- извинения вам знакомы? (извините, простите)
В каком случае эти слова- извинения применяются?
Верно. Послушайте стихотворение Н. Юсупова- «Простите».

Папа разбил драгоценную вазу. 
Бабушка с мамой нахмурились сразу. 
Но папа нашелся: взглянул им в глаза 
И робко и тихо «простите» сказал. 
И мама молчит, улыбается даже: 
- Мы купим другую, есть лучше в продаже! 
Простите! Казалось бы, что в нем такого? 
А вот ведь какое чудесное слово!
- Какое слово мы часто добавляем к словам- извинения («пожалуйста»). 
- Однако, чтобы они оставались волшебными, надо запомнить ПРАВИЛО:
Слова не должны расходиться с делом.
- Давайте попробуем при помощи игр еще раз запомнить, уточнить, какие поступки для человека хорошие, вежливые, волшебные.

7). Игры.
а) Игра «Хорошо - плохо».
- «Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
1) Здороваться при встрече.
2) Толкнуть и не извиниться.
3) Помочь поднять упавшую вещь.
4) Не встать, обращаясь к учителю.
5) Взять билет в автобусе.
6) Не уступить место в транспорте.
7) Сидеть в шапке за столом.
8) Резать - уродовать стволы деревьев.
9) Ломать ветки деревьев и кустов.
10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
11) Поздравить родных с праздником.
б) Блицтурнир. Обсуждение ситуаций.
1) А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу: 


Одна девочка жаловалась возмущенно маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовет меня Танька!
- А ты как его зовешь? - спросила мама.
- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. - Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня? Почему? 
2) Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
3) Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка? (приветствуя даму, юноша руки из карманов вынимает)

4) Олег и Егор идут и оживленно обсуждают кинофильм. Их обгоняет Света. Кто должен здороваться первым? (тот, кто обгоняет)
5) Саша и Иван сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым? (тот, кто вошел в класс)
6) В дверях сталкиваются 2 мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить? (тот, кто окажется вежливее)
в).Игра «Стоп - красный свет».
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. 
Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигна­ле. 
Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы за­метите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую кар­точку.
1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
2) На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
3) Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за сто­лом во время еды. (Красная.)
4) Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
5) По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
6) После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
7) Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а маль­чишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)
8) Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь по­скорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
8). Частушки. - Ну, какой праздник без частушек? Я приглашаю учеников … и … класса.
Первый ученик.
Пропоем мы вам частушки
Просто , без стеснения,
А кого мы тут заденем,
Просим извинения.

Второй ученик:
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак,
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!» 

Третий ученик.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки. 

Четвертыйученик.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут! 
Занимай места, ребята, 
А то бабушки займут! 

Пятый ученик.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала, 
Только я еще мала. 

Шестой ученик.
Толя ловко ловит рыбу, 
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо» 
Не умеет говорить.

Седьмой ученик:
Думал я и день, и ночь
Как подруге мне помочь.
Чтобы пыль не поднимать,
Я не буду подметать.

Восьмой ученик:
Мы частушки вам пропели
Все, что пели,- в самом деле.
Сами знаете о том-
Мы неправды не поем.

IV. Подведение итогов.

• Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». И на прощание, поиграем в игру «Дополните рифму».
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
• Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, по­жалуйста).
• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания). 
- От этих слов становится теплее, радостнее, свет­лее, в этих словах заключены Великие силы. 

- Я уверена, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.