Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса «Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ»
Оценка 5

Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса «Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ»

Оценка 5
docx
22.10.2022
Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса  «Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ»
Классный час с элементами тренинга для учащихся 9 и 11 класса .docx

Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса

«Снижение уровня тревожности школьников перед ЕГЭ»

 

Цель тренинга – снижение уровня тревожности на предэкзаменационном этапе, отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

·         Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

·         Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

·         Обучение приемам активного запоминания.

 

Ход тренинга

 

Беседа. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами познакомимся с некоторыми навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

 

Упражнение 1. «Счёт» 

Цель – снятие психического напряжения.

Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить своё внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что-нибудь приятное для вас.

 

Упражнение 2. «Управление телом»

Цель – снятие мышечного напряжения

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бёдра.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Обратите внимание на то, какие группы мышц у вас напряжены.

Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его.

 

Упражнение 3. «Медитация»

Цель – подавление крайних эмоциональных проявлений и снижение реактивности.

Представьте, что вы находитесь на пляже, лежите на теплом песке недалеко от воды. Волны бьются о берег, и каждая следующая подбирается все ближе к вам. Наконец, волны начинают окатывать вас перед тем, как вернуться в море. По мере того, как вас омывает водой, вы чувствуете, как ваше напряжение, злость, стресс уходят. Прочувствуйте, что с каждой следующей волной вы становитесь все более расслабленной.

Помните: вы можете “регулировать” силу волн в зависимости от интенсивности вашего стресса.

Кинезиологические упражнения - приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности.

Цель: стимуляция познавательных способностей.


Упражнение 4.  «Перекрёстный шаг»

Нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», несколько минут созерцать его.

 

Упражнение 5. «Ленивые восьмерки».

Эти «Ленивые восьмерки» заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8-ку» (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Чтобы проделать это, выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение рукой по форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслаблено. Следите при этом за движением от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и обратно в центр. Движение необходимо повторить как минимум по три раза каждой рукой, плавными и непрерывными движениями.

 

Упражнение 6. Энергетическое зевание. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

 

Упражнение 7. «Дыхание»

Цель – душевное равновесие и спокойствие

1) Наберите побольше воздуха в грудную клетку, задержите дыхание на долю секунды и выдохните до конца. Не торопитесь вдыхать снова. [Повторить упражнение несколько раз до полного успокоения. Для удлинения фазы выдоха иногда рекомендуется также складывать губы трубочкой и пускать воздух по возможности вверх.

2) При вдохе вы говорите про себя слово вдох, при выдохе – выдох.

Постепенно дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом.

3) Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. Вновь медленно выдохните, медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. [Повторить шесть раз.]

4) Сядьте поудобнее, руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза.

Прислушайтесь к своему дыханию. Прочувствуйте его ритм, глубину.

Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме. Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, идет вниз в легкие, окружает их и возвращается снова вверх и наружу. Когда он выходит, представляйте себе, что он уносит с собой ваше напряжение, тревогу.

Сосредоточьте ваше внимание на правой [левой] руке.

Прочувствуйте, как она «дышит». Представьте себе, что в руке есть множество мелких отверстий, через которые воздух выходит наружу.

Проследите за тем, как каждый выдох проходит через эти отверстия.

Обратите внимание на ваши ощущения. Что вы чувствуете? Зафиксируйте эти ощущения в вашем сознании.

Сосредоточьтесь на мышцах лба. Представьте, что Вы дышите через центр лба, поток воздуха входит туда, распространяется по всему лицу и с выдохом уходит, снимая зажатость мышц, прочищая затуманенные участки мозга.

Сконцентрируйте внимание в центре груди. Со вдохом воздух входит в грудь и верхнюю часть тела, распространяется внутри и выходит, унося напряжение.

Попробуйте «продышать» любые проблемные участки тела, каждую клеточку тела.

Закончив, вернитесь к своему обычному дыханию, подышите так несколько минут.

Успокаивающее дыхание- выдох почти в два раза длиннее вдоха.

При мобилизующем дыхании — после вдоха задерживается дыхание.

И если вы все делаете правильно, то пульс у вас стал меньше.

 

Упражнение 8. "Я хвалю себя за то, что..."

Инструкция: "Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."
После этого каждый отвечает на вопросы: Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?

 

Упражнение 9. “Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на “черный день”.

Учитель: у каждого из людей случаются приступы плохого настроения, когда кажется, что ничего не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием, когда психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.

Инструкция: “Мои лучшие черты” — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
“Мои способности и таланты” — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. “Мои достижения” — в этой графе записываются достижения в любой области. После того, как все запишут что-то в свои бланки, происходит обсуждение: Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?

 

Упражнение 10«Мусор». 

Зачастую у нас с ситуацией сдачи экзамена связаны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают, из-за них мы даже можем сдать хуже экзамены. Сейчас мы совершим процедуру утилизации отрицательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову в ситуациях, вызывающих повышенную тревогу. Для этого на ненужной бумаге напишем все неприятное. Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой». После того, как участники напишут все плохое, они торжественно это «утилизируют» — рвут на мелкие кусочки бумагу и бросают ее в мусорное ведро. Кто-то из участников выносит ведро в мусоропровод или контейнер.

 

Упражнение 11."Комплимент"

Каждый участник должен сказать своему соседу комплимент. При этом комплимент должен быть высказан в форме "Я-высказывания", т.е., обращаясь к соседу, каждый должен говорить о своем отношении к нему, но в то же время высказывание должно быть приятно слушающему.

Подведение итогов.
Участники рассказывают о своих впечатлениях от занятия.

 

 

Литература, используемая при подготовке тренинга:

1.      Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

2.      Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

3.      Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

4.      Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

5.      Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.

6.      Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

 

 

 

 

 

 


 

Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса «Снижение уровня тревожности школьников перед

Классный час с элементами тренинга для учащихся 11 класса «Снижение уровня тревожности школьников перед

Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его

Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его

Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме

Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме

Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой»

Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2022