Классный час: «Совесть – наша ответственность».
Цель: развить представление о ценностях нравственного поведения человека.
Задачи:
- показать роль совести и ответственности человека в обществе;
- научить объективно оценивать свои и чужие поступки;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, отвественность, воля.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты:
- развитие рефлексии «чистая совесть»,
- умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся смогут составить представление о таких понятиях как «совесть»,ответственность, «раскаяние»;
- научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое;
- осознавать, для чего людям нужны совесть и ответственность.
Методы и приемы: словесный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.
Ход классного часа.
«Настоящая ответственность бывает только личной».
(Фазиль Абдулович Искандер)
І. Оргмомент. Мотивация.
- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы начинаем классный час в необычном месте, на поляне, где растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. И нас радушно встречают мудрецы, которые знают всё о человеческой жизни. Они предлагают вам закрыть глаза (звучит музыка).
- Взагляните в себя, посмотрите со стороны, какие поступки и действия вы совершали сегодня: кому дарили комплименты, кого благодарили, а может быть кого-то невзначай обидели, как к вам относились окружающие. Мысленно простите всех, себя, пожелайте всем и себе здоровья и прекрасного настроения. Откройте глаза.
ІІ. Актуализация знаний.
-Эпиграфом нашего классного часа являются слова - «Настоящая ответственность бывает только личной». (Фазиль Абдулович Искандер)
-Ребята, как вы понимаете смысл это высказывания?
-Автор говорит о том, что все люди должны учиться отвечать за свои поступки самостоятельно, не перекладывая обязанности на кого-то другого.
- То есть быть ответственным за свои поступки и действия.
-Что такое ответственность?
-Ответственность — право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.
- А что контролирует наши действия и поступки?
- Наши действия и поступки контролирует СОВЕСТЬ.
- А какие еще качества человека вы можете назвать? (Дети приводят пример)
-А вот, однажды на поляне я встретила мудрецов и вот что они мне поведали.
Учитель читает стихотворение.
Однажды
предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом
«разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом
СОВЕСТЬ))
- Три мудреца считают главными качествами человека: разум, воля, совесть.
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.
- И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многие считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. А совесть - это и есть ответственность.
- Тема нашего классного часа: «Совесть- наша ответственность».
-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим сегодня узнать?
1. Что такое совесть и ответственность?
2. Что значит поступать по совести?
3. Какая совесть бывает?
4. Нужны ли человеку совесть и ответственность?
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
-Итак, давайте дадим определение понятию «совесть». Двое ребят обратятся к словарям Даля и Ожегова и найдут определение значения слова «совесть». А мы с вами познакомимся с цитатами великих людей и попытаемся определить понятие этого слова.
Работа с определениями.
1. Что такое совесть и ответственность?
Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
«Закон, живущий в нас, называется совестью». И. Кант
«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». Суворов А. В.
« «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит». Антуан де Сент-Экзюпери
«Ответственность — это слово, через которое я проверяю отношение человека к жизни». И. Полесский
Ребята работают в паре.
Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Совесть – это……..
Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)
1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, , Антуан де Сент-Экзюпери.
-Так что такое Совесть? (ответы детей)
2. Что значит поступать по совести?
«Жизненные ситуации».
- А сейчас у каждой группы карточки с описанием жизненных ситуаций прочитайте и обсудите,как вы поступили бы? На размышление 3 минуты.
- Посовещавшись в группах скажите, как вы поступите в данной ситуации.
1 группа «100 рублей»
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
2 группа «Сотовый телефон»
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил никому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
3 группа «Находка»
Вы нашли кошелек. А в нем – столько денег, что вам хватило бы на долго. Но в кошельке оказалась визитка хозяина с адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия?
(обсуждение ситуаций по группам)
- Что значит поступать по совести?(ответы детей)
3. Какая совесть бывает?
-Чтобы понять выражение «чистая совесть» послушайте притчу.(видеоклип «Осколки в сердце»)
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.
Интерактивная беседа.
Классный руководитель.
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)
-Так что значит, «чистая совесть»? (ответы детей)
4. Нужна ли человеку совесть и ответственность?
-Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик.
-Как вы оцениваете действия прохожих людей, девочки?
-Самое главное у человека жизнь. Девочка своим неравнодушием спасла жизнь человеку. Она поступила по совести.
- Нужна ли человеку совесть?(ответы детей)
- В наше настоящее время врачи совершают чудо. Они спасают жизни людей не только по долгу своей профессии, но и поступают по своей совести, находясь рядом с больными по несколько часов. Они являются нам примером, как мы должны поступать в трудную минуту по отношению к окружающим.
- В пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
5.Конкурс "Народная мудрость". В пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
Задание: собрать из кусочков пословицу и объяснить ее смысл.
Как не мудри, |
да совесть беленька |
От человека утаишь, |
а совесть потеряешь – беду узнаешь |
Волосом сед, |
у того подушка под головой не вертится |
Платье черненько, |
в архив не сдашь |
Есть совесть, есть и стыд, |
есть и совесть |
Деньги потеряешь – можно нажить, |
бывает, и судья без совести |
Без рук, без ног – калека, |
от совести не у |
Совесть – не повесть: |
по совести |
У кого совесть чиста, |
а совести не перемудришь |
Бывает и палач с совестью, |
а совести нет |
Есть слезы – |
а стыда нет, и совести нет |
Говори по делу, |
без совести – полчеловека |
Предполагаемые ответы:
1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
2. От человека утаишь, от совести не утаишь
3. Волосом сед, а совести нет.
4. Платье черненько, да совесть беленька.
5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
6. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.
7. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
8. Совесть – не повесть: в архив не сдашь.
9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.
11. Есть слезы – есть и совесть.
12. Говори по делу, живи по совести.
6.Упражнение «Минута раскаяния».
-Вся жизнь человека состоит из различных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.
-А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать.
-Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
-Давайте сейчас Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
-Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.
- Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».
Рефлексия. Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком.
-Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого и ответственного человека………….
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
-Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в вашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.
- Мудрецы дают вам совет и в память о нашем классном часе мудрецы вам дарят сердечки.
-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний судья. - Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков, будьте ответственны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.