Классный час: «Совесть – наша ответственность».
Оценка 4.8

Классный час: «Совесть – наша ответственность».

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
29.03.2021
Классный час: «Совесть – наша ответственность».
Классный час Совесть -наша отвественность..docx

Классный час: «Совесть – наша ответственность».

Цель: развить представление о ценностях нравственного поведения человека.

Задачи:

- показать роль совести  и ответственности человека в обществе;

- научить объективно оценивать свои и чужие поступки;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

 

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, отвественность, воля.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

- развитие рефлексии «чистая совесть»,

- умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся смогут составить представление о таких понятиях как «совесть»,ответственность,  «раскаяние»;

- научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое;

- осознавать, для чего людям нужны совесть и ответственность.

Методы и приемы: словесный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.

Ход классного часа.

«Настоящая ответственность бывает только личной».

 (Фазиль Абдулович Искандер)

 

І. Оргмомент. Мотивация.

- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы начинаем классный час в необычном месте, на поляне, где растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. И нас радушно встречают мудрецы, которые знают всё о человеческой жизни. Они предлагают вам закрыть глаза (звучит музыка). 

- Взагляните в себя, посмотрите со стороны, какие поступки и действия вы совершали сегодня: кому дарили комплименты, кого благодарили, а может быть кого-то невзначай обидели, как к вам относились окружающие. Мысленно простите всех, себя, пожелайте всем и себе здоровья и прекрасного настроения. Откройте глаза.

ІІ. Актуализация знаний.

-Эпиграфом нашего классного часа  являются слова - «Настоящая ответственность бывает только личной».  (Фазиль Абдулович Искандер)

-Ребята, как вы понимаете  смысл это высказывания?

-Автор говорит о том, что все люди должны  учиться отвечать за свои поступки самостоятельно, не перекладывая обязанности на кого-то другого.

- То есть быть ответственным за свои поступки и действия.

-Что такое ответственность?

-Ответственность — право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.

- А что контролирует наши действия  и поступки?

- Наши действия  и поступки контролирует СОВЕСТЬ.

- А какие  еще качества человека вы можете назвать? (Дети приводят пример)

-А вот, однажды  на поляне я встретила  мудрецов и вот что они мне поведали.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил 
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают  главными качествами человека: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач классного часа. Постановка проблемы.

- И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни. Ведь многие считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути поставленной цели все средства хороши. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. А совесть - это и есть ответственность.

- Тема нашего классного часа: «Совесть- наша  ответственность».

-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим сегодня узнать?

1.     Что такое совесть и ответственность?

2.     Что значит поступать по совести?

3.     Какая совесть бывает?

4.     Нужны ли человеку совесть  и ответственность?

 ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

-Итак, давайте дадим определение понятию «совесть». Двое ребят обратятся к словарям Даля  и Ожегова и найдут определение  значения слова «совесть». А мы с вами познакомимся с цитатами великих людей и попытаемся  определить  понятие этого слова.

Работа с определениями.   

1.     Что такое совесть и ответственность?

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

«Законживущий в нас, называется совестью». И. Кант

«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».  Суворов А. В.

« «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».  Антуан де Сент-Экзюпери

 «Ответственность — это слово, через которое я проверяю отношение человека к жизни». И. Полесский

 Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть – это……..

Б) Работа со словарем(работают 2 пары детей)

1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, , Антуан де Сент-Экзюпери.

-Так что такое Совесть? (ответы детей)

2. Что значит поступать по совести?

«Жизненные ситуации».

- А сейчас у каждой  группы   карточки с описанием   жизненных ситуаций прочитайте  и обсудите,как вы поступили бы? На размышление 3 минуты.

- Посовещавшись в группах скажите, как вы поступите в данной ситуации.

 1 группа «100 рублей»

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

2 группа «Сотовый телефон»

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил никому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

3 группа «Находка»

Вы нашли кошелек. А в нем – столько денег, что вам хватило бы на долго. Но в кошельке оказалась визитка хозяина с адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия?

(обсуждение ситуаций по группам)

- Что значит поступать по совести?(ответы  детей)

3. Какая совесть бывает?

-Чтобы  понять выражение «чистая совесть» послушайте притчу.(видеоклип «Осколки в сердце»)

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

-Так что значит, «чистая совесть»? (ответы детей)

4. Нужна ли человеку совесть и ответственность?

-Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик.

-Как вы оцениваете  действия прохожих людей, девочки?

-Самое  главное  у человека  жизнь. Девочка своим неравнодушием спасла  жизнь человеку. Она поступила  по совести.

- Нужна ли человеку совесть?(ответы детей)

- В наше  настоящее время  врачи совершают чудо. Они спасают жизни  людей  не только по долгу своей профессии, но и поступают по своей  совести, находясь  рядом с больными  по несколько  часов. Они являются  нам примером, как мы должны  поступать в трудную  минуту  по отношению к окружающим.

- В  пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

5.Конкурс "Народная мудрость".     В  пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:                         

Задание: собрать из кусочков пословицу и объяснить ее смысл.

Как не мудри,

да совесть беленька

От человека утаишь,

а совесть потеряешь – беду узнаешь

Волосом сед,

у того подушка под головой не вертится

Платье черненько,

в архив не сдашь

Есть совесть, есть и стыд,

есть и совесть

Деньги потеряешь – можно нажить,

бывает, и судья без совести

Без рук, без ног – калека,

от совести не у

Совесть – не повесть:

по совести

У кого совесть чиста,

а совести не перемудришь

Бывает и палач с совестью,

а совести нет

Есть слезы –

а стыда нет, и совести нет

Говори по делу,

без совести – полчеловека

            Предполагаемые ответы:

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь – беду узнаешь.

7. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

8. Совесть – не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы – есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

6.Упражнение «Минута раскаяния».

-Вся жизнь человека состоит из различных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.

-А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать.

-Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

-Давайте сейчас Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

-Второе полезное упражнение совести просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

- Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече  говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».

Рефлексия. Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком.

-Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого и ответственного человека………….

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

-Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в вашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

- Мудрецы  дают вам совет и в память о нашем классном часе мудрецы вам дарят сердечки.

-Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний  судья. - Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков, будьте ответственны.

        

 


 

Классный час: «Совесть – наша ответственность»

Классный час: «Совесть – наша ответственность»

Методы и приемы : словесный, эвристический

Методы и приемы : словесный, эвристический

Однажды предрассветною порой

Однажды предрассветною порой

Работа с определениями. 1

Работа с определениями. 1

А сейчас у каждой группы карточки с описанием жизненных ситуаций прочитайте и обсудите,как вы поступили бы?

А сейчас у каждой группы карточки с описанием жизненных ситуаций прочитайте и обсудите,как вы поступили бы?

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой

От человека утаишь, а совесть потеряешь – беду узнаешь

От человека утаишь, а совесть потеряешь – беду узнаешь

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2021