Классный час на тему: «Толерантность и мы».
«Научить человека быть счастливым
нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Цель: помочь учащимся понять, почему так важно с уважением и терпением относиться к окружающим и ознакомить с понятием «толерантность».
Задачи: ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием; развивать коммуникативные умения детей, творческое мышление, умение внимательно слушать учителя, уважать чужое мнение; формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, домик из кирпичиков толерантности, м/ф «Ёжик должен быть колючим?», песня «Ты да я, да мы с тобой», золотое правило толерантности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Упражнение «Мировое приветствие».
- Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга необычно для нас. В разных странах есть свое приветствие. Например, в
· Японии необходимо поклониться друг другу. Чем поклон ниже, тем больше уважения.
· Филиппинах принято здороваться со старшими, взять их руку и прижать костяшки пальцев ко своему лбу, в знак уважения.
· Тибете люди здороваются, показывая друг другу язык. Традиция восходит к IX веку, когда страной правил тиран Ландарма, у которого якобы был черный язык. Тибетцы боялись, что Ландарма может вселиться в любого из них. Чтобы убедить, что он не «черноязычник», наглядно это демонстрировал;
· Китае – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
· России – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки или рукопожатие.
- Молодцы!
«Минутка радости»
- Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
- Что такое улыбка? (Выражение на лице, мимика).
- А кто может подарить улыбку? (Человек)
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время от времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с одним словом.
Для этого вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
2. легкое устанавливание контактов (общительность)
3. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
4. стремление сделать другому добро (доброта)
5. сострадание (милосердие)
6. почтительное отношение (уважение)
7. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
- Значит мы сегодня будем говорить, о чем?
- Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности. Это слово толерантность. Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
III. Вступительная беседа.
Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость. Толерантный человек обладает всеми этими качествами, которые мы с вами назвали. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.
А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ёжике.
IV. Просмотр м/ф «Ёжик должен быть колючим?»
- О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты)
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
- Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
VI. Беседа с упражнениями.
- Ребята, на какой планете мы живем? (Земля).
На доске появляется планета.
- Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
-Как называется наша страна? (Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские,...).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? (Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
На магнитной доске появляется мальчик.
– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?
– Что ему нужно для счастья?
На магнитной доске – друзья, дом, солнце…
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
Игра «Паутинка»
Цели:
· показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;
· дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Ход игры:
– У меня в руках клубочек плохих поступков? И сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.
(Учитель опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)
– Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Игра «Комплименты»
Цель:
· создание доброжелательной атмосферы;
· повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов. (Ребята делают комплименты друг другу.)
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Стихотворение (Ксюша)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
VII. Тестирование (практическая работа)
- Давайте проверим, толерантны ли вы?
«Психоразгрузка»
- Дети, у вас лежат листочки, карандаши красного и синего цветов. Вам будут предлагаться ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с 1 вариантом, рисует красный кружок, если согласны со 2 вариантом – рисует синий кружок.
Ситуации.
1)Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
2)Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
-обижаешься и мстишь
3)Ты недоволен собой:
-людей без недостатков не бывает
- ты все сваливаешь на других
4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
5) Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?
- Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VIII. Притча «Ладная семья».
- Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей «Ладная семья».
Жила-была на свете
семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И
занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете:
ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни
ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду
ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота,
красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.
Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи;
расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот
взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был
в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на
бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
-
Какие три главных понятия соблюдали жители этого села, в котором царили мир и
согласие?
- Как вы понимаете слово любовь, терпение и прощение?
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, можно объединить, назвать каким словом?
(«толерантность»)
- Как вы думаете, с какой целью все жители нашей планеты, должны быть мирными и
дружными? (Чтобы не было войны на Земле, и все жили счастливо).
IX.
Решение проблемных ситуаций.
- Кто мне скажет, все ли мы толерантные по отношению друг к другу?
- Все ли можем терпеливо выслушать друг друга? Или можем поддержать в трудную
минуту кого-то?
-Как вы думаете, по какой причине между вами могут возникнуть конфликты со
своими друзьями, братьями или сестрами?
- Сейчас я вам предложу ситуацию. Подумайте и скажите, как можно решить
проблему мирным путем. У меня на столе карточка, один ученик возьмет карточку и
прочитает данную в ней ситуацию.
«Вы рисуете на альбомном листе цветными карандашами, а кто-то решил подойти и
забрать их у вас, даже не спросив, закончили вы рисовать или нет».
- Как вы будете вести себя в этой ситуации?
- Что нужно сделать, чтобы не вступать в конфликт?
- А как можно избежать конфликтной ситуации?
- Теперь я хочу раздать всем памятку, в которой говорится о том, как правильно
вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
-
Если ты возмущен чем-то - сохраняй спокойствие.
- Владей собой, будь уравновешенным и сдержанным.
- Умей спокойно выслушать товарища.
- Терпеливо отстаивай свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего начался спор.
На
доске «Домик – толерантности»
-Посмотрите на данные кирпичики с признаками толерантного человека, выберите
необходимые признаки и создадим свой домик толерантности.
-Что значит проявлять толерантность?
X.
Знакомство с правилами толерантного общения.
- Посмотрите на доску. Давайте прочитаем правила толерантного общения.
1. Всегда с уважением относись к собеседнику.
2. Попытайся вникнуть в то, что говорит другой человек.
3. При высказывании своего мнения, будь тактичен.
4. Будь объективным и согласным признать правоту другого.
5. Стремись принимать во внимание интересы окружающих.
- Бывало ли такое, что кто-то осуждал вас за какой-то неправильный поступок?
- Как вы реагировали на это?
- А вы когда-нибудь осуждали кого-то за ошибки или может плохо отзывались о
ком-то?
- Как вы думаете, что испытывал тот человек в тот момент?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает
желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы
мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А
что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
( Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к
тебе.»)
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить
в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Упражнение «Нарисуй себя»
- Ребята, у всех есть шаблон человека. На основе этого шаблона нарисуйте себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
· Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)
· Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
Исполнение
песни «Ты да я, да мы с тобой»
Дети выходят к доске со своими человечками и поют
XI. Подведение итога.
-Какой вывод вы сделали из сегодняшнего классного часа?
-Что нового узнали?
-Этот домик будет висеть в нашем классе, чтобы мы не забывали о толерантности.
Мы с вами объявили акцию "Смайлик доброты" и в течение недели
совершали добрые дела.
- А какие дела мы называем добрыми? Сейчас посмотрим, кто у нас был самый
добрый.
- Я хочу, чтобы мы были добрыми не только неделю, но и всегда проявляли
толерантность по отношению к другим.
- Я надеюсь, что наш дружный класс, соблюдая все правила толерантности, будет
таким же, как в старой притче «Ладная семья».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.