Автор:
Классный руководитель 5-Б
Хайруллина Р.М.
Цель:
- создание благоприятного психологического климата в классе, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков с целью сплочения классного коллектива.
Задачи:
- формирование и усиление общего командного духа путем сплочения учащихся;
- развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга через осознание себя единой командой.
Оборудование: мультимедийный проектор, видеоролик «Отец и сыновья», 5 конвертов с наборами разрезанных пословиц, смайлики настроения, медали для награждения.
Состав участников: 27 человек.
Актуальность: в классном коллективе невозможно обойтись без помощи одноклассников, участвуя в любом школьном мероприятии. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки можно достигнуть только маленькую цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день. Садитесь, пожалуйста. Сегодня наш классный час посвящен очень важной теме.
2. Вступление. Мотивация. Определение темы занятия.
Учитель: Тему классного часа я прошу вас определить самим после того, как просмотрите видеоролик «Отец и сыновья». Не сомневаюсь, что вы все сразу поймете. Действительно смысл притчи таков. (В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья»)
3. Цель, задачи. Результаты анкетирования.
Учитель: Действительно, ребята, наш классный час посвящён теме, о которой можно говорить бесконечно. Это….? (дружба). Скажите, пожалуйста, у нас дружный класс? (если ответ «Да», то «Сегодня мы с вами проверим насколько дружным является наш класс» (если ответ «Нет», то «Сегодня вы пройдете через несколько испытаний, которые помогут вам понять насколько это важно быть дружными и насколько важно понятие «дружба» в нашей жизни»). Предлагаю проверить, умеете ли вы дружить.
Как вы думаете, какие качества личности, по вашему мнению, самые необходимые и наиболее важные для успешной совместной деятельности?
Сегодня предлагаю проверить, как эти и другие качества личности помогают нам дружить, ведь в классном коллективе невозможно обойтись без помощи одноклассников, участвуя в любом школьном мероприятии. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха.
4. Разминка. Упражнение «Посчитаемся». -2мин .
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите голову вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Возможно, следует просто молча послушать голос другого человека.
Обсуждение: 2 мин.
̶ Что с вами происходило?
̶ Если не получилось, то почему?
̶ Какую стратегию вы выбрали?
5. Основная часть: упражнения «Говорящие руки»
1. Упражнение «Говорящие руки» - 7 мин
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Учитель дает команды, которые ученики выполняют молча в образовавшейся паре.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
9. Поприветствовать радостно
Обсуждение:
Учитель: Вам так наглядно удалосьпоказать все команды
10. Пожелать радости и веселья
11. Пригласить в гости
12. Выразить радостное удивление
Учитель: Так скажите, пожалуйста, что же является главным в классе?
Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:
- Что было проще
или сложнее всего и почему?
- Что понравилось или не понравилось и почему?
- Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
- Какие эмоции сейчас преобладают?
7. Ритуал прощания «Подсолнух» -1 мин
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Учитель: Давайте вместе крикнем: «Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!»
8. Итог занятия.
Учитель: Да, действительно, дружба – это возможность для класса стать единой командой, единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ. Как важно услышать слова поддержки, когда необходима эта помощь, и найти понимание друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Предлагаю вам подумать и (или) спросить у родителей, какие есть законы дружбы.
Спасибо вам большое, что прошли этот тренинг с таким задором, надеюсь, что он не пройдет бесследно и всем нам пригодится для сплочения нашего классного коллектива, Над чем-то вы задумались и будете работать в этом направлении. До свидания.
Ты мне нравишься
Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Материалы: цветок, заранее заготовленный.
Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Я выбрала самого озорного. Примером комплимента может служить фраза: «Никита, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту».
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим. После того, как мы передали кому-то цветок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." После этого Коля должен подумать и решить, кому передать цветок дальше. Когда цветок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили цветок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.