Классный час «В стране законов»

  • Работа в классе
  • docx
  • 07.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кл.час В стране законов.docx

Классный час «В стране законов»

Цель: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Задачи:

·                     ознакомить детей с видами нарушений и наказаниями за них;

·                     развивать представления о последствиях противоправных деяний;

·                     воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, я рада вас видеть! Таких внимательных, серьёзных, законопослушных граждан своей страны. А кого называют законопослушным гражданином? (Слово «законопослушный» вывешивается на доске. Дети предлагают свои варианты ответов, учитель записывает)

- Законопослушный гражданин подчиняется действующим законам, принимает их.

II. Объявление темы, постановка цели.

И сегодня мы поговорим на тему… а вот тему вам нужно назвать самим (вза- нов стра- ко-не)

Ребята из слогов собирают тему занятия.

- Правильно, тема нашего занятия: «В стране законов»

Сегодня мы с вами вспомним, что такое административная и уголовная ответственность. С какого возраста она наступает.

III. Основной материал.

Ежегодно детьми и подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. Попробуйте продолжить пословицы.

Украсть – в беду … (попасть). Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом)

Как вы понимаете смысл этих народных изречений?

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого

прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. 

Самые безрассудные поступки свойственны молодости:

- плохо учатся, а потом бросают школу;

- курят и выпивают;

- грубят и сверстникам и взрослым;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут даже без причины;

- стараются выяснить отношения только с помощью силы;

- играют в карты;

- разрисовывают стены;

- портят школьное имущество и многое другое.

Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Помните, в любой жизненной ситуации вы должны вести себя достойно, справедливо и уважать закон.

Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям. Так что же такое ЗАКОН?

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. Т. е. это нормы поведения и правила, которые все должны соблюдать.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Как он называется?

Это Конституция РФ – в ней прописаны основные законы нашего государства. (Демонстрация книги.)

А чтобы назвать, где ещё в наше время прописаны законы, вам необходимо разгадать анаграммы:

МИНДИСИТРАЫТВНЙА, КСОДЕК

ЙУОГОВНЛЫ, КОКЕСД

ЙТУДОРВО, ЕКОСДК

ЗАНОК ОБ ОБВРАИЗОАНИ

ЙСЕЕЙНМЫ, КСОЕКД

ТУВСА, КОЛШЫ.

Правильно законы прописаны в: «Семейном кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Административном кодексе» и в Уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.

Ребята, большую часть дня вы находитесь в школе, а после занятий возвращаетесь домой. У вас свободное время, рядом нет учителя, и не всегда есть воспитатель, которые контролируют ваше поведение и как показывают факты, большинство правонарушений дети совершают в свободное от школы время.

Мы с вами рассмотрим несколько примеров из уголовных и административных правонарушений.

Но для начала давайте разберёмся с такими понятиями как «Проступок. Правонарушение. Преступление» Необходимо к этим понятиям найти определения. (Работа с карточками)

Проступок. Правонарушение. Преступление

- это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

– это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Знать законы смолоду!

В книге современного российского писателя Н.И. Ветрова "Если бы я знал закон" есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма.

"... Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях?.. Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только

сидя перед следователем, стал вникать в понятия "закон", "преступление", "наказание". Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу..."

Ещё древнеримские законодатели утверждали: закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым (по заслугам).

Как же добиться справедливости? Ведь не может быть одинаковым наказание, например человека за безбилетный проезд в транспорте и вора, ограбившего квартиру. Кража, несомненно является более вредным нарушением, чем безбилетный проезд.

Значит, и наказания будут разные. Юристы так и говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Юристы разделяют все нарушения на две группы в зависимости от степени вреда.

К одной группе относят преступления - наиболее вредные нарушения.

Наш закон (Уголовный кодекс РФ) содержит их перечень. Это нарушения, про которые даже говорить страшно: они направлены против здоровья и жизни (это убийство, побои, истязания и др.), против чести и достоинства человека (похищения, оскорбления, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушения равноправия граждан, нарушения правил охраны труда и др.), а также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия, взрывчатки и др.)

Справедливо, что за такие нарушения положены очень суровые наказания. Они также указаны в Уголовном кодексе РФ. Основные виды наказаний - это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа нарушений - это проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс РФ об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения правил наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.)

К этой же группе проступков относят также нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (в данном случае Гражданский кодекс РФ) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, взял чужой велосипед и сломал его, - обязан починить или заплатить.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (опоздания, прогулы). Согласно закону (в данном случае Трудовому кодексу РФ) за такие нарушения могут сделать замечания, объявить выговор и даже уволить или исключить.

К сожалению, среди нарушителей закона встречаются и несовершеннолетние подростки 16, 14 и даже 12 лет (совершеннолетие в нашей стране наступает в 18 лет). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать никаких законов, даже не думали причинить кому-то вред.

Незнание законов не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит, ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все иды нарушений только с 16 лет, а за самые тяжкие - уже с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм и ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.)

К несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Не надо думать, что общественно вредные действия в подростковом возрасте остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам взрослые подстрекатели."Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!" Это подлая ложь и, конечно, предательство - прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателясоучастникомпреступления и сурово наказывает.

Конечно, чтобы привлечь к ответственности, необходимо доказать, что совершено правонарушение. Это значит: нужно доказать , что кому-то нанесён вред, что причинивший вред нарушил закон и при этом сознавал недопустимость своего поведения.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями (а в нашем случае с воспитателем) для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полиции, наложить штраф на родителей или администрацию центра. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направят в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет - в спецшколу, а с 14 - в воспитательно-трудовую колонию(ВТК) Такие учреждения, как ты сам догадываешься, суровая школа. Если дома ты можешь жить как тебе удобно (пойти куда нужно, встречаться с кем захочется, посмотреть телевизор, когда тебе интересно), то в колонии, за высоким забором с охраной и колючей проволокой, действует строжайший режим. Всё по расписанию: сон, еда, учёба, труд, приготовление уроков, свободное время, отбой. О джинсах и кроссовках забудь - у всех единая тёмная униформа. Всюду - строем. За нарушение - штрафной изолятор: мрачная, пустая комната, где даже кровать откидывается от стены только на ночь... Вообщем, лучше сюда не попадать.

- Рассмотрим такой пример: в каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

- Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

- Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет.

VI. Работа с карточками.

Я попрошу вас ответить на некоторые вопросы.

На доске развешаны карточки: 14 лет,16 лет,18 лет. Детям раздаются вопросы:

До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)

С какого возраста наступает административная ответственность? (16)

С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)

С какого возраста несовершеннолетнему можно устроиться на работу? (14)

До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)

Читают вопрос и подходят к той карточке, которую считают правильным ответом. Обсуждение.

На доске с одной стороны «Административная ответственность», с другой стороны «Уголовная ответственность». Дети читают карточки и выбирают ту сторону, которую считают правильной.

Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение?

Подросток появился на улице в нетрезвом виде (Административная ответственность)

Избил одноклассника (Уголовная ответственность)

Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная ответственность)

Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная ответственность)

Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная ответственность)

Вымогал деньги у младших школьников. (Уголовная ответственность)

Обсуждение.

V. Подведение итогов.

Мы рассмотрели несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живёте на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться.

Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это! А как можно это доказать?

Выполняя свои обязанности:

1. Не нарушать закон.

2. Уважать права и свободы других лиц.

3. Сохранять природу и окружающую среду.

4. Защищать Отечество.

Молодцы! Мне очень приятно осознавать, что вы понимаете всю меру ответственности за совершение противоправных действий. Так давайте будем законопослушными гражданами нашей великой страны. Спасибо за работу. До свидания.