Классный час
1 класс
Тема: Весна пришла
Цель: Познакомить учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.
Задачи: Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы, репродукции великих русских художников, конверты с заданиями, кроссворд.
Ход занятия
- Здравствуйте. Тема сегодняшнего занятия вы узнаете отгадав загадку.
Знаю, знаю ждут меня повсюду.
Всем на свете я нужна,
Приношу я радость людям
И зовут меня … (весна)
- Молодцы, отгадали. И так, тема сегодняшнего занятия «Весна пришла».
Вы уже знаете, что весна, как и другие сезоны состоит из 3-х месяцев, а каких вы должны отгадать.
1. Яростно река ревет
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел. (Апрель)
2. Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
Белый свет оделся,
Пчелы первые летят
Гром грохочет, Угадай,
Что за месяц это? (Май)
- Хорошо. А кто назовет эти месяцы по порядку, т.е. как они идут друг за другом.
(март, апрель, май)
Март – первый весенний месяц. Но поглядите в окно; идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по – зимнему, и не веется, что зима уже позади.
А весна все таки приближается. Вспомните, как вы вставали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно, приходилось зажигать свет. Теперь же солнце восходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера; день прибавила почти на пять часов.
- Кто скажет 22 марта, что за день? 22 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь – уменьшатся.
В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
(Дети читают пословицы и приметы).
О марте.
Март – утро весны
Как в марте зима не злится, а весна покорится.
Синие облака к теплу или дождю.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Об апреле.
Апрель – снегогон , водолей, соковик.
Апрель с водой – май с травой.
Не ломай печей, еще апрель за плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
О мае.
Май холодный – год хлебородный.
Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Соловьи поют всю ночь к сухой погоде.
Конкурс.
- Ребята получили пять зеленых конвертов с заданиями:
· Рассказать, как птицы встречают весну.
· Какие изменения происходят в жизни растений.
· Как животные встречают весну.
· Труд в поле.
· Весенние работы на огороде.
Конкурс отгадывание загадок.
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (грач)
Это птица никогда
Не строит для себя гнезда
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения. (жаворонок)
Конкурс чтецов.
1 ученик. Весна – красна .
Ты, весна, весна – красна,
что с собой принесла?
Принесла для лугов
покрывало из цветов.
Принесла для елки.
Новые иголки
Для осин и для берез
свежих листьев целый воз.
2 ученик. Я – Весна - красна .
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Погоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я нес.
3 ученик. Первоцвет весенний
Жёлтенький цветок
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мелкого, душистого
Друга моего.
Разгадывание кроссворда.
(загадки)
1. Под ногами шурава, под названием (трава)
2. Без рук, без топорёнка, построена избенка (гнездо)
3. Красная девушка по небу ходит (солнце)
4. Синенько шубенка весь мир покрыла (небо)
5. Фуршет, рычит, ветки ломает, пыль поднимает (ветер)
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
||||
|
|
- Кто может рассказать по своим наблюдениям о признаках весны в неживой природе?
Появление сосулек и капелек – это первый признак прихода весны. Надежной защитой снег служит для растений. Многие растения живут и зеленеют на дне мертвого снежного покрова (земляника, одуванчик и т.д.) Многие животные (глухарь, рябчик, куропатка) нашли свои зимние квартиры. Вся толщина снега пронизана ходами переходами маленьких зверюшек, которые добывают в снежном покрое себе еду. Мыши – полевки добывают здесь корешки, а хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут за этими грызунами, птицами. Но сейчас снег из друга превратился в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветки деревьев, кустарников. С наступлением оттепелей снег покрывается ледяной коркой, что становится очень опасно для многих зверей и птиц, которые на ночь зарываются в него, а утром нередко не могут вырваться из плена и погибают.
Снег сейчас стал рыхлым, темным. Из под него вытекают сверкающие водяные струйки.
Они соединяются в быстрые ручьи и бегут по лесам ,по полям , превращаясь в бурные потоки. По дорогам они подхватывают семена различных деревьев (осины, ивы, березы, клена, сосны и т.д.), травы и относят их далеко от родительского дома.
Солнце стало светить светлее и дольше: раньше рассветает, позднее смеркается, день сравнялся ночью и начал обгонять её. Иногда лучи солнца греют руки, лицо. Этот период времени в народе называют переломным периодам зимы.
В природе произошли следующие изменения: образовалось снежная корка, выдерживающая человека без лыж, потемнел снег, появились проталины, первая капель, сосульки, воронки, затоки у стволов одиноких деревьев, появились ручейки первых весенних вод, и т.д.
В корнях деревьев вода растворяет сахар, который был специально летом в их «кладовых», и вместе с ним отправляется по коре деревьев так же вверх, к тем же почкам, чтобы подкормить их и поэтому кора деревьев: ив, осин, клена, малины, яблонь, а особенно берез – стала сладкой.
Лес еще не одет в зеленую листву, но ива, осина, береза уже готовится к цветению.
Все растения рады приход весны, но для многих её появление оборачивается горем. Так как у нас в Сибири наблюдается чрезмерный сбор лесных и полевых цветов, что является одной из причин исчезновение запасов ярко - цветущих и лекарственных растений. Так 19 видов из них (горнецвет, зверобой, подорожник, мать – и – мачеха, медуница, сон – трава, колокольчик, багульник. Редко можно встретить ландыш) уходят от нас.
Весну всегда открывает песня большой синицы, первая дробь большого дятла. Значит зверей леса: белки, лисицы, медведя, лося, косули и других животных началось линька, они все меняют теплую густую шубу на более легкую. В марте просыпается медведь в своей берлоге. Барсук просыпается ещё раньше, в феврале. Бурундук уже проснулся и часто бегает поглядеть на первую оттепель.
Начинают выходить из нор суслики, скоро появятся первые насекомые.
Немного о растениях.
1. Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускание листьев? (ива, орешник, ольха)
2. Какой вред приносит сбор сока деревьев? (дерево без сока засохнет, погибнет)
3. Почему мать – и – мачеху называют лекарственным растением? (из её листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
4. Очень изящное небольшое растение с приятным запахом, цветки маленькие, белые душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появилась. (майник)
5. Растение с ярко – желтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (чистяк)
6. Зеленовато – желтые цветки похожи на маленькие мини , собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие этим растением любят лакомиться гуси. (гусиный лук )
7. Это дерево – особый род ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветви цветущего дерева люди приносят в свои жилища. (верба)
8. Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила.
И о чем – она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Итог .
- О каком сезоне сегодня говорили?
- Назовите признаки весны?
- Что нового ты узнал?
- Назовите несколько пословиц или примет связанных с весной?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.