Игра-путешествие
«Зеленый, желтый, красный».
Цель: формировать представление младших школьников о правилах дорожного движения, учить на практике применять знания правил дорожного движения в различных ситуациях; создавать условия для развития мышления, зрительного внимания, умения ориентироваться в окружающем мире; содействовать воспитанию чувства ответственности.
Оборудование: изображение Буратино, карточки с надписями остановок, стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты», макет светофора, реквизиты для инсценировки (шапочки красного, желтого и зеленого цвета), костюм «Светофор», кружки из картона красного, желтого и зеленого цвета, дорожные знаки, мяч, 2 обруча.
Ход игры
Учитель: Ребята, отгадайте загадку
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? (Буратино)
Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но пришел не просто так, дело в том, что наш сказочный герой оказался в нашей деревне, заблудился и испугался. Он не знает, как вести себя на улице. Поможем Буратино?
- А в какой деревне находится наша школа?
Давайте научим нашего гостя безопасно ходить по улицам. Для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица).
-Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в историю». Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.
Как вы думаете? (Ответы детей: на лошадях, на повозках.)
Правильно, ребята! Послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты».
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век -
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин -
Мчатся тысячи машин.
В паровые тихоходы
Забирались пешеходы.
И могли они в пути
На ходу легко сойти.
А теперь под стук колес
Нас везет электровоз.
Не успел двух слов сказать
Смотришь: надо вылезать!
Корабли такими были,
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
Ну, а это, ну, а это -
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год...
Появился самолет!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Учитель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но им надоело зависеть только от лошадей и они придумали…. Как вы думаете, что? (поезда, автомобили, самолеты и т.д.)
Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше. Следующая наша остановка называется «Светофор».
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный –
Неспокоен светофор!
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат,
Светофор для всех на свете –
Настоящий друг и брат!
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Проводится игра «Светофор».
Красный свет – дети стоят.
Желтый – хлопают в ладоши.
Красный – шагают на месте
Инсценировка «Сказка о заветных огоньках »
Автор: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Красный огонек: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Зеленый огонек: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Автор: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Светофор: Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Автор: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Учитель: Ребята, расскажите Буратино, для чего на улицах нужен светофор? (Ответы детей)
Игра «Перейди улицу».
У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и желтой - с другой. Второй - красной бумагой, а с противоположной - желтой. Все игроки делятся на две команды. В зале проводят две параллельные линии, одну от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это «улица».
Играющие выстраиваются друг против друга за чертой.
Условия игры: когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым - остаются на месте.
Те, кто ошибается, выбывают из игры. Побеждает команда, игрок которой первым «перейдет улицу»
Учитель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».
- Расскажите нашему сказочному гостю, для чего на улицах нужны дорожные знаки? (Ответы детей)
- Какие дорожные знаки вам известны?
Учитель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет?
И так, начинаем.
Загадки о дорожных знаках:
1. Всем
знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
2. На
машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на…. ("Велосипедная дорожка".)
3. А
здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".)
4. Этот
знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
5. В
белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети).
6. Что
за знак дорожный:
Красный крест на белом?
Днем и ночью можно
Обращаться смело!
Врач повяжет голову
Белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
7. Тормози
водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
8. Остановка,
толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
9. Долго
ехали, устали,
И желудки заурчали,
Это нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – обедай тут. (Пункт питания)
10. Этот
знак для тех, кто болен
Кто здоровьем не доволен.
Придорожный Айболит
Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
11. Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Игра «Автобус»
Дети делятся на 2 команды.
Выбирается «водитель», он держит обруч-это автобус. По сигналу перевозит
пассажиров с одной остановки на другую. Кто быстрей перевезёт, та команда
победила.
Игра «Ответь правильно»
Вопросы:
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)
Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)
Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица).
Игра «Лучший пешеход»
Дети садятся в круг и под музыку передают мяч. Как только музыка остановилась, ребенок, у которого оказался мяч, должен ответить на вопрос по правилам дорожного движения (вопросы могут задавать сами дети). Если ребенок правильно ответил на вопрос, он получает жетон, если нет, то он выбывает из игры. Побеждает тот ребенок, у кого больше всего жетонов. Он получает звание «Лучший пешеход».
1. Как называют людей, идущих пешком? (Пешеходы.)
2. По какой части улицы ходят пешеходы? (По тротуару.)
3. Какая часть улицы предназначена для перехода? («Зебра» — пешеходный переход.)
4. Если через дорогу нет пешеходного перехода, где разрешается ее перейти? (Переходить разрешается только по подземному переходу.)
Учитель: и в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще одну игру. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.
1.
Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
2.
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
3.
Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А
что желтый свет всегда
О вниманье говорит?
4.
Знает кто, что красный свет
Это значит, хода нет?
5.
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
6
Кто из вас в вагоне тесном
уступил старушке место?
А сейчас прошу вас занять свои места в нашем автобусе. Пришло время вернуться назад в родную школу.
Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы помогли Буратино, познакомили его с
правилами дорожного движения. Сами показали хорошие знания, которые
пригодятся вам на протяжении всей жизни. Я надеюсь, что на дороге вы всегда
будете соблюдать правила дорожного движения, всегда будете внимательны и
осторожны. Ведь наша жизнь в наших руках.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Какие задания показались вам трудными?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.