Классный час "Жизнь – бесценный дар". 8 - 9-е классы
Разделы: Внеклассная работа, классное руководство
Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.
Задачи:
Ход урока
1. Организационный момент, определение темы классного часа
(Чтение стихотворения учителем.)
Как
хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
2. Сообщение темы урока « Жизнь - бесценный дар»
Позитивный настрой
Учитель:
Всем добрый день! Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь ладони соедините с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядим друг друга энергией неба и земли. Наши руки будут как проводники. И слова, которые я сейчас скажу, пройдут по этим проводникам и согреют сердце каждого из нас.
***
Я спешу сказать вам:
«Здравствуйте»,
Чтоб пожелать здоровья
доброго,
Я спешу сказать вам:
«Благости!»,
Чтоб пожелать вам
счастья нового,
Я спешу сказать вам:
«Радости, удач, успехов и везенье!»,
Чтоб пожелать всем в классе
прекраснейшего настроения!
А теперь возьмите эту энергию и прижмите ее к груди. И со словами «Благо-дарю-дальше!» разводим руки в стороны.
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по – своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
3. Беседа
Учитель:
В жизни мы часто слышим выражения: Как удачно сложилась жизнь»,
« Жизнь преподнесла сюрприз», Жизнь не задалась. Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Работа в группах - ребята дают определение слову жизнь (с помощью словаря)
4. Знакомство со словарем
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ»
(Все определения вывешиваются на доску под названием словарь.)
- Какое определение вам ближе и почему?
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
5. Задание
Для меня жизнь поезд, который никогда не возвращается обратно.
В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление.
Стихотворение написано и на английском языке.
Жизнь
– это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в нее.
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
Далее учитель предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения.
Вывод: Мы живем среди людей, и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна
как дитя, и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Надсон
6. Рассказ учителя
След на земле
Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.
Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию - никто не помнит его.
-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.
-Есть ли у тебя сын или дочь?
-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.
-Может быть, ты посадил дерево?
- Нет, не посадил я дерева.
-Может быть, взлелеял поле?
-Нет, не взлелеял поле.
-Ну, так значит, ты песню сложил?
-Нет, и песни я не сложил.
-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?
Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»
-Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?
(Ответы учащихся)
- оставить след какой-нибудь например, посадить дерево, забота о родственниках, помощь одиноким, делать только добрые дела)
7. ИГРА «НА ЧТО ПОТРАТИТЬ ЖИЗНЬ»
Цель: осознание необходимости осуществления выбора жизненных целей.
Инструкция: Я раздаю вам по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, физических и душевных сил, средств, интересов. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность и соответственно ваша жизнь.
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. Готовы?
Итак, начинаем «торги»
№ пары |
Пары ценностей |
1. |
А. Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон). Б. Новый спортивный автомобиль (1 жетон). |
2. |
А. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона). Б. Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона). |
3. |
А. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон). Б. Один настоящий друг (2 жетона). |
4. |
А. Хорошее образование (2 жетона). Б. Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона). |
5. |
А. Здоровая семья (3 жетона). Б. Всемирная слава (3 жетона). После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявите, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона. |
6. |
А. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон). Б. Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона). |
7. |
А. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон). Б. Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона). Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали. |
8. |
А. Чистая совесть (2 жетона). Б. Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона). |
9. |
А. Чудо, совершенное ради любимого человека (2 жетона). Б. Возможность заново пережить (повторить) любое событие прошлого (2 жетона). |
10. |
А. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона). Б. Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона). |
Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры. Ответьте на следующие вопросы:
-Какой покупкой вы более всего довольны?
-Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
-Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Возможные предложения: «Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться»; «Хотелось бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже»; «Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов».
Считаете ли вы, что игра от этого станет более интересной?
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как не возможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.
Если вам не хватило средств, для чего-то важного – вы слишком много потратили на вещи, значение который для вас не столь велико. Если у вас остались средства в конце игры – подумайте, может быть, вы не до конца используете данные вам возможности.
Это была всего лишь игра.
Возможно, вы увидите связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, вы отдали жетон за изменение внешности - значит, придаёте большое значение тому, что думают о вас окружающие. Если предпочли быть довольным собой – значит, больше цените свое мнение о себе.
Вспомните, какие «ценные вещи» вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно».
Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Кто-то пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее».
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда вы вновь будете находиться перед выбором, задумайтесь на что потратить свою жизнь, не растрачивайте её попусту. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
8. «Чего нельзя купить за деньги»
-Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь?
- Что значит жизненная цель?
(Ответы учащихся.)
(Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.
Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит)
9. «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ»
Цель: осознание собственных жизненных целей и их приоритетности.
«Напишите на листке в столбик 10 своих жизненных целей-ценностей, затем напротив каждой цели напишите, что вы делаете или собираетесь сделать, чтобы данную жизненную цель достичь (создаём формулу успеха)». Проводится обсуждение нескольких формул участников по желанию.
«Далее напротив каждой цели напишите, что вы не делаете или не сделали, чтобы достижение вашей жизненной цели стало возможным (определение «барьеров-помех»)». Проводится обсуждение нескольких «барьеров-помех» участников по желанию.
«Теперь вычеркните 3 наименее важные для вас из этих 10 жизненные цели; затем вычеркните 3 из оставшихся 7; затем – 3 из 4; та цель, которая осталась – это и есть главная для вас жизненная цель, поэтому мы можем конкретизировать теперь вашу фразу: «Жизнь – это …».
Думать не только о себе надо , но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя.
(СЕКРЕТ)
(затем все помещается в сосуд и остается на хранении в школе)
Учитель: Ребята, вы можете прийти в школу через 5 лет, 10 лет . Взять данный сосуд из архива, прочитать то, что вы сейчас написали и подумать, а все ли получилось, что я задумал, а может что-то я еще успею сделать.
Ну, а сейчас, подумайте что вы можете сделать полезного будучи школьниками?
(Ответы детей.)
- это делать добро окружающим;
- помогать нуждающимся
Вывод:
Самая главная цель в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, иногда слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.
Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.
Все, испытав
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет, нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Есть выражение: «И на солнце есть пятна».
- Как вы понимаете эти слова?
Ответы уч-ся
(Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна.
Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить.)
10. «Творческая
деятельность»
Клип «Ангелы»
Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/ .
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель
Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта". Клип
пробуждает светлые, добрые чувства)
Представьте, что в день сотворения мира Творец раздал всем разные краски. В течение 30 секунд каждая группа решает, какую одну краску возьмет и на листе ватмана оттенками выбранного цвета за 3-5 минут попытается нарисовать все то, что имеет на земле данный цвет.
· Объясните, что и почему вы нарисовали? (ответ учащихся)
( Например: группа , выбравшая красный цвет поясняет, почему они нарисовали костер – он красный, символ тепла и согревает всех, кто к нему подходит; сердце –жизнь человека не возможна без сердца, это орган через который течет кровь, которая красного цвета и т.д.)
Вывод: Мир многоцветен и каждый из нас сам выбирает цвет своей жизни.
Самое главное, что вы видите многоцветие мира, вы слышите мелодии жизни, вы можете обнять друг друга, прийти в гости, сделать друг другу подарки. В. Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать – это быть.
Размышлять - это жить».
11. Просмотр видеоролика « Мама, очень хочется пить». https://www.youtube.com/watch?v=esBA7FGH2M0
12. Работа с эпиграфом
- Что же самое главное для человека?
«А в
жизни самое главное,
Наверное, жизнь сама».
Эдуард Межелайтис (литовский поэт)
- Согласны ли вы с этим?
- Почему тема нашего классного часа называется Жизнь - бесценный дар?
Ответы учащихся
(Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни.
Только добро творимое человеком остается и благодаря ему жизнь чего-то стоит)
Вывод:
«Жизнь
дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно
прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы
умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в
мире.
Я хотела бы, чтобы сегодня тема нашего кл.
часа у каждого из вас нашла отклик в сердце, чтобы каждый обратился к своим
чувствам, потому что очень часто для человека самым трудным бывает работа над
самим собой».
ЛИСТЫ
13. Рефлексия.
И возвращаясь к началу нашей беседы, к тому белому листу бумаги, с которым каждый из вас поступил по-разному. Сегодня я могу вам выдать новый лист, и вы уже сможете поступить с ним совсем иначе. Однако в реальности никто не подарит вам новую жизнь, она у вас одна, как с ней поступить решаете вы сами: порвать ли, скомкать ли, подарить себя другому или же сделать ее яркой и интересной при помощи, наполнить смыслом, чтобы она не казалась пустой и трудной чередой препятствий.
14. Итог урока
Ребята у меня в руках свеча, как символ света, теплоты и жизни. Учитель просит зажечь её. Ребята в недоумении: ведь нельзя зажечь свечи без спички. Тогда учитель дает спички и, когда свеча загорается, объясняет, что как свеча не может гореть и светить без спичек, так и человек не может жить без любви и добра.
Уч-ся читает стихотворение
Как
в этой жизни преуспеть?
Как получить то, что желаем?
Как воплотить,
о чем мечтаем?
Ответ простой –
позвольте
сметь!
Позвольте сметь
себя любить,
Обидам места не давая,
Любовь повсюду раздавая,
И жизни каждый миг ценить!
Себе позвольте быть собой,
Живя, а не играя роли
Своей быть выраженьем воли,
А не раздавленным судьбой!
Позвольте сметь себя менять!
Смотря кино, читая книжки,
Учась и набивая шишки,
Посмейте мудрость набирать!
Себе позвольте сметь расти,
Все время поднимая планку!
Не надо вовсе наизнанку,
Но смейте быть всегда в пути!
Себе позвольте сметь мечтать,
Мечтам не подрезая крылья,
Боясь лишь своего бессилья
В мечтах под облака летать!
Посмейте не переживать,
О том, что изменить не в силах!
Но коль хотите жить красиво,
Имейте силы жизнь менять!
Посмейте жизнью управлять!
Свои решенья принимая,
Мечты в реальность воплощая,
Посмейте жизнь преображать!
Себе позвольте жизнь любить!
Всем в этой жизни восхищаясь,
Мгновеньем каждым наслаждаясь,
Посмейте полноценно жить!
Учитель: наш классный час мне хочется закончить притчей:
Притча об отношении к жизни.
Когда тебя спрашивают: «Как дела?» - не плачься и не жалуйся на трудности.
Если ты отвечаешь: «Плохо», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “плохо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “плохо” на самом деле!»
Когда тебя спрашивают: «Как дела?», а ты, несмотря на трудности и страдания, отвечаешь: «Хорошо!!!», то Всевышний говорит: «Это ты называешь “хорошо”? Ну, так Я покажу тебе, что такое “хорошо” на самом деле!!!»
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.
А сегодняшний классный час может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..
Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь- основа жизни.
Все
начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.