Классный час "Жизнь без конфликтов"
Оценка 4.7

Классный час "Жизнь без конфликтов"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
8 кл—9 кл
16.11.2021
Классный  час "Жизнь без конфликтов"
Классный час способствует формированию у воспитанников компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций
Жизнь без конфликтов 2.docx

 

 

План – конспект

воспитательного  мероприятия

 

Тема: «Жизнь без конфликтов».

Дата проведения: 15.09.2021 г.

Участники: воспитанники 9 «Г» класса.

Форма проведения: час общения.

Цель:  способствовать формированию у воспитанников компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи

Образовательные:        формировать представления о различных вариантах человеческого общения, о видах конфликтов и причинах их возникновения;

Развивающие: на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях, способах их преодоления;

Воспитывающие:          формировать социально одобряемые формы поведения,           воспитать уважительное отношение к окружающим людям.

Методическое оснащение: ПК, мультимедийный проектор, слайд-презентация  «Жизнь без конфликтов», дидактический раздаточный материал.

Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Элементы информационно-коммуникационной технологии.

 

Поисковый метод

 

Подготовительный этап

2.

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Организационный момент

3.

Элементы технологии целеполагания

Метод тематического обсуждения

Беседа

4.

Элементы технологии проблемного обучения

Метод кейс-стади

Основной этап

 

5.

Элементы технологии групповой деятельности

Метод коллективного способа обучения (работа в малых группах)

 

Работа в группах

(изучение конфликтных ситуаций)

6.

Элементы личностно-ориентированной технологии

Метод рефлексии деятельности и содержания материала

Заключение. Рефлексия.

Вывод

 

 

Ход мероприятия:

I.                  Вступление                                                                                         5 мин.      

Приветствие воспитанников класса

Проверка наличия личного состава

Проверка готовности личного состава к мероприятию.

Подведение к теме классного часа

На слайде эпиграф к классному часу

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

 

Воспитатель: Ребята,  внимательно прочитайте строки на слайде и предположите тему нашего мероприятия.

Воспитанники формулируют тему

Воспитатель: Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора.

Ребята, как вы думаете, актуальна ли эта тема в сегодняшнее время? Почему?

Высказывания воспитанников.

Воспитатель: К сожалению, так бывает: не разобравшись, в чем дело, специально или неосознанно, люди ссорятся, вступают в конфликты, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Сегодня мы с вами разберемся, чем вредны конфликты и каким образом их можно избежать.

 

II. Основной этап                                                                                       35 мин.

1. Беседа «Виды конфликтов»

Воспитатель: Для начала я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания.

Индивидуальная работа. Приём «Ассоциативный ряд»

Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт». (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Воспитатель: А что чувствуют конфликтующие люди?

Ответы воспитанников

Воспитатель: Какой характер носят все эти слова? Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука – конфликтология. В настоящее время эта наука приобретает все большее практическое значение.

Воспитатель:  Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Рассмотрите, что говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры, пользуясь словарями.

Конфликт, согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

«конфликт» с точки зрения литературы.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

«конфликт» с точки зрения психологии.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

«конфликт» с точки зрения корпоративной культуры:

Конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам запомнить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации»,  в основе которых лежит ключевое слово КОНФЛИКТ.

    К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

 

2. Практическое задание в группах «Виды конфликтов»

Воспитатель: Исходя из определений, которые вы услышали слову «конфликт», мы можем сделать вывод, что конфликты бывают различные. На ваших листах записаны ситуации, проанализируйте их, ответьте, как происходит конфликт, кто задействован в конфликте.

Ответы воспитанников.

1.   Внутриличностный и выражается он в личных сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Происходит этот вид конфликта в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например: тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?

2.   Межличностный между личностью и группой - это столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера и возникнуть может тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы. Девочка Маша получает записку: “Маша + Вася = Любовь”. Никто не признается, что написал. И тогда девочка начинает всех вокруг оскорблять.

3.   Межгрупповой конфликт. Класс может состоять из множества групп, между которыми могут возникать конфликты. Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…

Воспитатель: Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера. А сейчас давайте поразмышляем о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими. Из-за чего разгораются конфликты?

Ответы воспитанников

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности

1. Несогласие

2. Недовольство

3. Противодействие

4. Унижение

5. Агрессия

6. Разрыв

Воспитатель: В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение — основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно думаете. Так мы с вами подошли к вопросу: «Какими могут быть пути разрешения конфликта?», на который вы уже дали ответ.

1.     Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)

2.     Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)

3.     Игнорирование (уход от решения проблемы).

Посмотрите, какую позицию могут занимать люди в ходе конфликта:

Стратегии

 

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Символ

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

Воспитатель: Как вы думаете, к каким результатам приводят конфликты?

1.      Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2.      Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

3.      Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

Воспитатель:  Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

 

3. Практическое задание  «Профилактика конфликтов»

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам в группах выполнить  задание, которое поможет понять, умеете ли вы предотвращать конфликты.

Каждая группа получает кейс, в котором описывается конфликтная ситуация, ее необходимо проанализировать и ответить на вопросы:

1) Назовите причины конфликта?

2) Предложите способы предотвращения данной конфликтной ситуации.

3) Какой совет вы дадите тому, кто провоцирует конфликт?

Ответы воспитанников

 

4. Упражнение «Подарок»

Воспитатель:  У меня есть коробочка с добрыми советами для каждого из вас. Воспитанники вытаскивают из коробочки листок с номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

 

III. Заключение                                                                                             5 мин.      

Воспитатель: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим. 

Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали;

- Какие чувства испытывали во время упражнений;

- Легко ли вам было выполнять упражнения.

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Воспитатель: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Воспитатель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

 

Воспитатель  9 «Г» класса                                                         Кондрашева С. С.

 


 

План – конспект воспитательного мероприятия

План – конспект воспитательного мероприятия

Элементы личностно-ориентированной технологии

Элементы личностно-ориентированной технологии

Конфликт , согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями

Конфликт , согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?»

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?»

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты

Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом

Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.