Цели: развитие умений вести рассуждения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу; на примерах из жизни своего класса показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.
Оборудование: компьютер; проектор; карточки с заданиями для групп; толковый словарь Классный час в начальной школе
О культуре поведения в школе.doc
Тема: Правила этикета. 27.11
Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами,
правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими
учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций
между учителями и учениками.
Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в
школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более
осознанно всего этого придерживаться.
Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Оснащение и оборудование:
Столы со стульями для групп
Задания групп для обсуждения одной тем
Подсказки по каждой теме (общие для всех)
Бумага и фломастеры для записи
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска
Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе,
школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.
Содержание классного часа
Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята
рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела:
сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.
Вводное слово учителя
Ход классного часа
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые
шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только
человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого
человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая
группа школьный класс. Что такое класс? Класс объединение людей, где “я” каждого
превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом
большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого
необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность
каждому “я” полноценно развиваться.
Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы
общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями,
школьными товарищами, библиотекарем; в магазине с продавцом, кассирами, незнакомыми
людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками.
Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с
другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к комуто сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми
людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д.
Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово
нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека
зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при
общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы
с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а
также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают
обиды. Как правило, обиды взаимны.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости,
приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный
дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот,
бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно
ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки.
Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в
человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово
ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.
Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать,
точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или
нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы
приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым,
родителям”, и т. д.
Самостоятельная работа в группах.
Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.
Задание
Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему
признак воспитанного человека.
(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают
характеристики воспитанного человека)
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила
поведения.
Правила:
Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях это взаимно.
Вырабатывайте в себе такие качества.
Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих
поступков.
Помогай младшим, незащищенным будь справедливым. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к
тебе
“Сокровищница народной мудрости”
На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны
начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо
сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в
соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова,
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной
ноге.
Смысл каждого высказывания обсуждается.
Решение
Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же
темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все
учащиеся школы.
Подведение итогов.
Заключительное слово.
Изучение мнения других людей
Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо
лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего
восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” “У невоспитанных,
ответил он, я избегал делать то, что делают они”. Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения;
второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье прочные и
устойчивые привычки поведения.
Далее учащимся дается следующее задание:
Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы
выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.
Темы:
1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
2. Правила поведения в школе
3. Обязанности дежурного класса
Подсказки
Форма
Прическа сменная или вторая обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил безопасности
Забота о младших и слабых
Решение спорных вопросов
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Обязанности старшего дежурного по школе
Обязанности дежурного класса
Поведение на школьных вечерах и дискотеках
Задание
В течение 1520 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации,
обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем
учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят
презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая
необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25
минут.
По окончании классного часа принимается решение.
Решение
Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же
темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все
учащиеся школы.
Подведение итогов.
Заключительное слово.
Как учиться “вежеству”
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает
как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько
приемов.
Самонаблюдение
Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же
время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой
цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с
людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но
обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно
вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать
себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об
окружающих людях, оценки самому себе.
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
Классный час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.