Классный час
Оценка 4.8

Классный час

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
6 кл
10.04.2019
Классный час
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. План классного часа 1. Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1) 2. Интерактивная беседа. 3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть» 4. Игра «Чего нужно стыдиться?» 5. Ситуации выбора. «Голос совести» o А) Ситуация первая. o Б) Ситуация вторая. o В) Ситуация третья. 6. Упражнение для совести - «Минута раскаяния» 7. Подведение итогов (рефлексия).
стыд и совесть.docx
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА ­ Здравствуйте, ребята!  ­ Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам  в гости пришли учителя давайте, стоя, их  поприветствуем. ­Ответьте на вопросы, попробуйте понять о каких нравственных категориях пойдет речь на  сегодняшнем уроке? .  К каждому из названных слов подберите антоним –  Давайте вспомним, что такое антоним (слово, противоположное по значению другому слову) 1. Гордость ­ .? (Стыд) 2. Здоровье ­ ..? (Болезнь) 3. Ложь ­ .?(Правда) 4. Трусость ­ .? (Смелость) 5.Тьма ­ ? (Свет) 6. Грязь ­ ..? (Чистота) 7. Смерть ­ ? (Жизнь) Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) Тема нашего внеклассного мероприятия «Стыд и совесть». 1. Вопрос­тест – Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок За это учитель  может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет». Как вы думаете, что страшнее? (Учитель называем имена детей, предлагает им высказаться.) (слайд) Предполагаемые ответы детей: – Страшнее родители, а учителю я потом докажу, что совесть у меня есть. – Если я тебя правильно поняла…Лучше минута позора перед классом, чем родители. – Если учитель вызывает родителей, то значит, думает, что я не совсем пропащий человек. – А мне все равно. 2. Проблемная ситуация Рассказ «Осколки в сердце» Вопрос­тест показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда­нибудь она  проснется, как у героя этого небольшого рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится. ВИДЕОФРАГМЕНТ ­ Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у  ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки  битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и  внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из  далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет  он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том  же месте с той же кружкой.  – Помнишь, много лет назад кто­то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал  человек. – Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой. 3. Интерактивная беседа   Можно ли сказать, что события этого рассказа происходили в наше время? Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (не подумав)      Как вы думаете, когда у него появились муки совести? Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа? Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком­то нищем слепом старике? (это  был урок на долгие десятилетия) Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил 50  лет.) Как вы бы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце»), «Угрызения совести», «Совесть» и т.п. Итак, девиз сегодняшнего внеклассного мероприятия.. «Не делай того, что осуждает твоя совесть,  и не  говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное ­  и ты выполнишь всю задачу своей  жизни»                                                                        Марк Аврелий – римский император 4. Словарная работа. «Стыд и совесть» Ребта? Что же такое совесть? Стыд? Об этом нам расскажут Анастасия и Елизавета. Они  поработали со словарями и выяснили значение этих слов. Ученик 1. Русский поэт Александр Яшин написал такие строки: В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство, И есть еще:  Совесть, Честь. Ученик 2. Совесть – драгоценное слово. Ученик 1. Вот как объясняется значение этих слов в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее  сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка,  способность распознавать качество поступка. Ученик 2. С этим словом употребляют сильные выражения: люди говорят «грызет совесть», «мучает  совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень  хорошо, когда что­то делаешь со спокойной совестью. Людей, которые поступают по совести, называют  сОвестливыми, добросовестными. Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.. Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно  провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда». Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», ­ говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих  двух понятий. Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц афоризмов о совести и стыде. Мы покаже их на слайде.  (Читают.) 1)Все дети мира плачут на родном языке. (Леон д Макс мович Ле нов — русский советский писатель и  драматург) ии ии ои 2) Имейте добрую совесть (Проповедник Николай Степанович Антонюк) – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ  ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Правильно! Совесть не дает возможности нравственно разложиться. 3) Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий    ­Сэр Клайв Стейплз Ль исюи английский писатель  –  – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Совесть помощник человека в выборе правильного пути. 4) Честь — это внешняя совесть,  а совесть — это внутренняя честь.                                                                  аи Арт р Шопенг уэр — немецкий философ.   – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Имея совесть  мы уважаем себя уи 5) Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.   П блий ­ ЧС – что­то порядоч  [ч’] ное, светлое уи  Ов дийии ои  Наз н – древнеримский поэт В ком есть стыд, в том и совесть. У него стыда ­ что волос на камне. ­Спасибо ,девочки за работу, присаживайтесь Ребята!Перед вами по 2 половинки пословиц, Задание! Эти половинки совместить! С ­ – Ребята, я читаю вам предложение, а вы заменяете его близким по смыслу  словосочетанием. 1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести). 2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести). 3. Делать что­либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть). 4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)  Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”. 5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести). Ребята! Почему нам бывает стыдно? Внимательно послушайте стихотворение Э.  Асадова, которая нам зачитает Илья. Эдуард Асадов «Именем совести» Какие б ни грозили горести, И где бы ни ждала беда, Не поступайся только совестью, Ни днем, ни ночью, никогда! И сколько б ни манила праздными Судьба тропинками в пути, Как ни дарила бы соблазнами –  Взгляни на все глазами ясными, И через совесть пропусти. Ведь каждый, ну буквально каждый, Коль жить пытался похитрей, Встречался в жизни не однажды, С укором совести своей. Мы вправе жить не по приказу, И выбирать свои пути. Но против совести ни разу, Вот тут хоть режьте, скажем сразу, Нельзя, товарищи, идти! Нельзя ни в радости, ни в горести, Ни в зной и ни в колючий снег. Ведь человек с погибшей совестью – Уже никто. Не человек! Ребята! Почему нам бывает стыдно? (за несдержанность –слова,сказанные  сгоряча( особенно по отношению к близким), за невыполнение обещаний, за обман,  лень, за хамство, грубость по отношению к другим(старшим),за невыполнение каких­то  обязательств, за опоздание,  за жадных, мстительных,жестоких. К чему может привести разлад с самим собой? Игра «Чего нужно стыдиться?» А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство – это опасные  пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится  безразличной собственная судьба. Чего же еще по­вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, вы  поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.  Физические недостатки  Некрасивые поступки  Поношенная, но аккуратная одежда  Неряшливый вид  Непрестижная работа родителей  Твое «простое» происхождение  Невежество, необразованность, безграмотность  Вульгарная внешность  Грубое, бездушное отношение к людям Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш  внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло. 5. Ситуация выбора. «Голос совести» – Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор  каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.  Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить правильно, по совести? Ситуация первая Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы  поступите? … (а если ты посчитал?) Дети высказываются по поводу ситуации. Ситуация вторая На каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку. Идет подготовка к поездке. Но  внезапно в классе происходит ЧП: кто­то сорвал кран с огнетушителя и залил пол пеной в кабинете.  Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не  признается. Тогда классный руководитель отменяет поездку. А вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как  вы поступите? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как­то по­  другому) Дети высказываются по поводу ситуации. Теперь я хотела бы прочитать строки стих­я Яны Чиповской: А после вы ответьте на вопрос «Можно ли  воспитать совесть?  6. Упражнения для совести – Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы не  ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит смелости)  проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним о своих поступках, в которых мы  раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно включить музыку; дети в течение минуты  обдумывают свои выступления) Поднимите руки , кто хочет высказаться. (Дети выступают) дА, на этот вопрос ответить непросто…может кто­то раскаивается в несдержанностм – слова,сказанные сгоряча( особенно по отношению к близким), в невыполнении обещаний, в обмане, ленье,   грубости по отношению к другим(старшим),в невыполнение каких­то обязательств, в опоздании,  за  жадных, мстительных,жестоких. Второе полезное упражнение – просить прощения. Может быть есть смельчаки, которые захотят  попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если дети пожелают, то поднимают руки для  выступления) Советую вам провести упражнение дома. 7. Интерактивная беседа – Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что  самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч  не сечет», – гласит русская пословица. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ:? Ребята, ну, а если человек не признает свои ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем? Как быть?  Хорошо ему жить на свете?   (Дети высказываются по поводу ситуации.) Для вас ребята подготовили СЦЕНКу, устраивайтесь удобней, мы начинаем. Действующие лица: Автор Кирилл Учитель Марья Сергеевна Катя – одноклассница Кирилла Девочка 8. Подведение итогов (рефлексия) Спасибо большое ребята! Как вы считаете, заставит ли вас эта сценка и наш  разговор задуматься о своих  поступках, разбудит ли вашу совесть? Предполагаемые ответы детей: – Мне кажется, разговор был полезным. – Может кому­то и станет стыдно, но одним разговором проблемы не решить. – Многие заглушают голос своей совести. Мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.  Поднимите руку те,  кому кажется, что его совесть не спит, но разговор был полезным  кому Наш сегодняшний разговор помог осознать, что вам есть, за что просить прощения  Другое (написать) ­ Благодарю всех  за отличную работу на уроке. Счастья, крупицы раздам всем друзьям, Здоровья,  удачу в придачу отдам! Берите по 2 карточки и будьте совестливыми и порядочными людьми! Урок закончен, попрощаемся с гостями.  До свидания, можете быть свободны. Самоанализ Результатом проведённого внеклассного мероприятия стало обогащение детей в личностном,  метапредметном и предметном планах.  В предметном плане заложены основы принятия  и понимания детьми основных нравственных ценностей.  В метапредметном плане проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения  учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых  высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается  умение учиться в процессе решения учебных задач. А в личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как оброжелательность,  эмоционально­нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля  собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня,  именно на подобных внеклассных мероприятиях, основанных на идеях добра, совести, справедливости,  достоинства и уважения к человеку Зажигая на внеклассных мероприятиях, уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников,  стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к  лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной  духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а  становятся теми, кто они есть". В 12­13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число  приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они видят на экранах  телевизора.  Данный классный час духовно­нравственной направленности: по русской православной традиции к 12­13  годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к  исповеди),а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут  оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться  единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или проступка. Классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 «А» классе МОБУ «Гимназия№7».  Цели: формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,  побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние. Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со  сверстниками. Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных  заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания). Предметные ­  знакомство с понятием  совесть через различные источники. Методические и учебные материалы,  рекомендуемые для подготовки и  проведения урока видеофрагмент», аудиозапись к стихотворению Э.  Асадова «Именем совести»,       Список использованной  литературы.   Ссылки на Интернет­источники Электронное приложение   http://www.inpearls.ru/ http://muzbaron.com/dllАсадов http://mp3prima.com/mp3poiskСвеча http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya­ rabota/library/sbornik­rasskazov­dlya­detey­o­sovesti http://video.yandex.ru/users/4611686021052315605/vie w/31793548/ Как преподаватель я удовлетворена  ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Ребята  выделяли главное, анализировали поступки; определили, что такое совесть, характеризовали проблему  осознанного нравственного поведения. Дополнительный материал: На слайде: Стыд – осознание вины за свой поступок; Совесть – наш внутренний судья. Пословицы: Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Совесть без зубов загрызет.      Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься. План классного часа 1. Вопрос­тест. 2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце». 3. Интерактивная беседа. 4. Словарная работа. «Стыд и совесть». 5. Ситуации выбора. «Голос совести» 6. Упражнения для совести.               «Минута раскаяния»                «Минута прощения» 7. Интерактивная беседа. 8. Подведение итогов (рефлексия)

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час

Классный час
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019