Классный час: «Чтобы радость людям дарить,
нужно добрым и вежливым быть!»
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. Тема нашего классного часа «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть».
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
Правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете зеленую табличку, если нет, то - синюю.
.
- Поздороваться при встрече ... (вежливо).
- Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).
- Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).
- Взять билет в трамвае ... (вежливо).
- Не уступить место пожилому ... (невежливо).
А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
1. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
- Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
2. Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
- Каким будет настроение у Игоря? Почему?
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Он допустил 4 ошибки. Назовите их. (1 - крикнул; 2-не сказал: «Извините»; 3 - не сказал: «Не подскажете»; 4 - правильно говорить: не часов, а времени).
- Как нужно было правильно обратиться к прохожему?
4. Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.
- А как ты его зовешь? - спросила мама.
- Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя?
Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зацветёт старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Если солнышко садиться,
По деревьям золотится,
Говорим при встречи
Всем знакомым (добрый вечер)
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
5. Дети вежливые и развитые
Говорят, встречаясь, (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости (пожалуйста).
7. Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла,
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слова (извините)
8. И в России, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
9. Будет легче нам ехать и идти,
Когда пожелают (счастливого пути)
Ребята! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость может помочь спасти от опасности.
Вежливый Кролик (мексиканская сказка)
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не сразу вошел в пещеру. Он вежливо спросил:
- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
- Заходи, Кролик!
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
- Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить», и со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
- Ох, уж эти мне вежливые кролики.
- Понравилась сказка? Что помогло кролику спастись от змеи? Какие вежливые слова встретились в сказке? А вас когда-нибудь выручала вежливость? (Ответы и случаи из жизни детей).
А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень убедительно рассказал о добре и зле.
Сказка «Белка и волк»
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».
- Какова главная мысль произведения? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)
Результаты работы «Творческих мастерских»
1. Сочинения уч-ся на тему: «Что такое вежливость и доброта».
2. Рисунки на темы: «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно».
3. Пословицы и поговорки о вежливости и доброте.
Ссора до добра не доведёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе семя – добрый и всход.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт.
Добро побеждает зло.
На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло добром – дело отважного.
При солнышке тепло, при матери добро.
Зло помнится, а добро век не забудешь.
Делать людям хорошо – хорошеть самому.
Ничто не ценится так дорого, как вежливость и доброта.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро - будешь и сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Добрые умирают, да дела их живут.
«Сейте разумное, доброе, вечное», - сказал когда-то поэт Н. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
1. Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
2 . «Давайте поклоняться доброте...»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она нас дарит хлебом,
живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
3. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.
Заканчивая наш классный час, я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете более бережно относиться ко всему живому.
Девочка: Эй,
пустите меня, пустите!
А что вы здесь собрались?
Учитель: Здравствуй, девочка. Почему ты не здороваешься? Как тебя зовут?
Я – Пеппи. Приветик всем!
Учитель: А мы – гимназисты, наша гимназия – это большая страна Вежливости и Доброты.
Девочка: Какой еще Вежливости?
Какой еще доброты?
Учитель: Доброта, вежливость, дружба... Что означают эти слова?
Сергей Ожегов дал такое определение этим словам:
«Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Вежливость — соблюдение правил приличия».
«Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Девочка: Ой, какие вы умные!
Учитель: Да, наши ребята много знают о дружбе, и добрых словах.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
Девочка: Может вы еще расскажите, когда ваши слова говорить надо?
«Доброта и милосердие»
2 класс
Цель: формировать нравственные знания, развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу, стремление и умение помочь людям.
1. Беседа.
Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о понятиях вам хорошо знакомых. Природа наградила человека великими, блистательными добродетелями. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Что такое доброта?
На доске запись: Доброта – это …
(Учащиеся высказывают свое мнение )
«Делать людям хорошо – хорошеть самому»
Как вы понимаете слова «Хорошеть самому»?
Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А.Чепурова (читает ученица).
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
2. Толкование слов.
А сейчас давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем толкование словдоброта и милосердие. От какого слова образовалось слово доброта? (добро)
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу: добрый поступок.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
3. Пословицы и поговорки о доброте и милосердии.
Какие пословицы и поговорки о доброте и милосердии вы знаете?
-Доброе слово лечит. злое калечит.
-Добрая слава лежит, а худая бежит.
-Доброго чтут, а злого жалуют.
-Злой не верит, что есть добрый.
-Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
Как вы понимаете пословицы.
Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
1. Беседа.
Как вы понимаете слова: «В основе человеческого бытия, человеческого существования, человеческой жизни лежит доброта»?
Согласитесь ли вы со мной, что жить достойно – значит жить по заповедям? Я думаю уместно вспомнить заповеди Иисуса Христа (их десять). Вот некоторые из них, отвечающие сегодняшней теме:
( на доске)
- Возлюби ближнего как самого себя.
- Почитай отца и мать.
- Не убий.
- Не укради.
- Не лжесвидетельствуй (то есть говори правду).
- Не возжелай из ближнего своего (то есть не проси)…
Какой вывод можно сделать, прочитав эти заповеди?
Вывод: итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг к другу.
Ребята, вы встречались в своей жизни с добрыми поступками? Расскажите о них. (Рассказы детей).
5. Чтение рассказа о добром поступке учителем и его обсуждение.
Совсем необычный случай произошел в 1941 году с одним лейтенантом Советской Армии. Потеряв товарищей, истекая кровью, он ползком дотащился до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в нее и потерял сознание. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигалась фосфоресцирующие огоньки, чьи- то глаза, много глаз… Постепенно уяснил: кошки. Вся мельница была населена-перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли ее. Жителей угнали. И кошки с пепелища сбежались сюда. Здесь был кров, где можно спрятаться от непогоды и была пища – много мышей.
Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно: боялся – вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом – не сдобровать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить и тереться, мурлыкать, - вероятно. Вспомнили прежнее житье-бытье, хотя одичать успели все изрядно.
Лейтенант кормил их хлебными шариками – лепил колобки из мучной пыли. Раз кошки приволокли голубя, в другой раз кролика. Лейтенант все съел. Мало-помалу отлеживался, поправлялся; ждал лишь, когда сможет подняться на ноги.
А кошки куда-то уходили, возвращались, плодились. По всем углам пищали котята. Только, если пропадал котенок – беда: примчатся матери, опять береги глаза.
Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проститься с этим кошачьим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.
Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась чужая речь, загремели кованые сапоги, очевидно, фашисты хотели устроить здесь ночлег.
Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан. Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадет к ним в руки – конец…
Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступеням, переступил порог мельницы, навстречу, вдруг раздался такой оглушительный дьявольский концерт, что не выдержал бы даже смелый и сильный. Кошки взвыли разом. Вслед за тем что-то темное пронеслось по воздуху и впилось в лицо гитлеровца. Это был большой черный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение нагнало на гитлеровского вояку такой ужас, что тот попятился, свалился с лестницы и увлек в своем падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, даже не остались ночевать. Опасность миновала.
А утром пришли наши партизаны. Они забрали с собой лейтенанта. Перед уходом, прощаясь с кошками, он попросил: «Как-то отблагодарить бы их. Ведь друзья… Без них, пожалуй, не было бы меня в живых!... Может, еды, что ли дать».
У партизан были кое - какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы, на порог и ушли.
- За что отблагодарил лейтенант кошек?
1. Декламация стихов о доброте и милосердии.
1 ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
2 ученик.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому- то.
И. Романов
3 ученик
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Что бы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
А. Лесных
4 ученик.
Ах, как нам добрые дела нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души во времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
2. ученик.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда- то
Хоть чем- то согрели меня.
Согрели своей плащ – палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Все вместе:
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
Ю. Друнина
Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.