Маленькие герои большой войны
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой
Отечественной войне.
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Форма: классный час.
Методы: рассказбеседа.
Ход занятия:
1) О, Родина!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить
родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она
сама не может. Поэтому Защита Отечества долг тех, кто живет на этой земле
и пользуется ее дарами.
Героическое прошлое нашего народа отразилось в устном народном
творчестве. Народ помнит своих легендарных героев богатырей: Илью
Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
И по сей день живет добрая память о русском воине ,как о самом
мужественном и бесстрашном.
Каких героев вы еще знаете?
Чем они прославились? (Александр Невский, Дмитрий Донской,
Пересвет, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, Суворов, Кутузов и
др.)
Тяжелые испытания ждали русский народ. Обороняя свои рубежи,
русские люди проявляли свойственное им высокое национальное чувство
единения, патриотизма, любви к своей земле.
*Сообщение Левитана о начале ВОВ. Слайд 2
Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года
в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу
Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая
Отечественная война .
Слайд 3
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны. А кончится она лишь в 45м, в мае…
1 чтец:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45й,
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…
Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и
слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок.
Разрушил светлые мечты…
Слайд 4
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Путь к
победе был долгий и трудный 1418 дней войны. И каждый из них это кровь
и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, мужество и
доблесть народа, радость больших и малых побед.
Слайд 5
Представить бы их всех посмертно к ордену,
тех, что сказали твердо как один:
Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,
а Родину за жизнь не отдадим!
Сегодня мы поговорим о детях, которые, как и взрослые отдавали себя
всецело во имя победы.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.
Учились, помогали старшим, играли, бегалипрыгали, разбивали носы и
коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка,
на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный
десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы
своих родных…
Слайд 6
Инсценировка «Дети Войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль,
играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу! Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!
С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!
Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!
Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий: В чём были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем
детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские
души как нож!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…
2 чтец:
Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь , что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод,
бедствий, горя военных лет.
И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом,
мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны.
Они сражались рядом со старшими отцами, братьями.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое
детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и
ненависть к ее врагам.
3 чтец:
Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
4 чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые
(мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину,
свой дом, своих родных. Слайд 7. (женщина провожает сына)
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?
Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во
всех делах.
А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти
фотографии.
Слайд 8.
Что здесь изображено? Как вы думаете?
У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с
ним подросток, они с оружием.
Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды.
О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде,
внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время
немцев, не дать пройти им на нашу землю.
А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные
дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали
на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
Слайд 9.
Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко
использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении
подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного
возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и
дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях; в советском
тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также
участвовали в гражданской обороне .
И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей,
которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
Слайд 10.
Зина Портнова
После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой
территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е. Ворошилова.
Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в
распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров,
отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою
непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. В
декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов в
гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток расстреляна в
тюрьме.
Слайд 1112.
Надя Богданова
С началом войны детский дом, в котором жила Надя, эвакуировали
из Белоруссии в Киргизию. Надежда Богданова и ещё несколько ребят сошли
c поезда, чтобы пойти на фронт. Дети гуляли по захваченному немцами
городу и хотели взорвать склад с боеприпасами, вскоре нашли взрывчатку, но
она взорвалась, и все дети, кроме Нади, погибли.
Осенью 1941 года Надя Богданова была принята в партизанский отряд
«Путивльский», где стала разведчицей. 7 ноября 1941 года Наде Богдановой
и Ване Звонцову поручено поднять в Витебске три красных знамени, первое
знамя они подняли на железнодорожном вокзале, второе — на здании
ремесленного училища и третье — на заброшенной папиросной фабрике.
После выполнения задания на рассвете разведчики вышли на дорогу, где
фашисты их догнали, обыскали и нашли у них папиросы, которые они взяли на
фабрике для партизан. Их привели в штаб, долго пытали и приказали
расстрелять. По одной из версий, Надя упала в обморок и потом очнулась
среди трупов. По другой — упала в ров и потом очнулась у берега.
В 1942 году Наде с командиром разведки Ферапонтом Слесаренко
необходимо было провести разведку в селе Балбеки на предмет наличия
замаскированных огневых точек, караулов, минных полей. Надя прикинулась
попрошайкой и ходила по деревне, следя за всем. Потом отряд совершил
нападение на деревню[уточнить] и в этом бою Слесаренко ранило в руку, он
потерял сознание. Надя перевязала его и попыталась потащить на себе
Слесаренко, но тот потерял много крови и замёрз[уточнить]. Он послал Надю в
отряд за помощью. Но до отряда было далеко и Надя угнала лошадь с санями.
Она вернулась и забрала командира и отвезла в отряд. В феврале 1942 (или
1943) года Надя заминировала мост в Карасёво но не успела отойти. Её
схватили полицаи и начали допрашивать, но тут прямо у них на глазах
взорвался мост. Полицаи отвели Надю в гестапо. Там её очень долго пытали, а
в конце концов выбросили на снег и её подобрали жители из села. По другой
версии её освободили партизаны. Надя после пыток потеряла зрение.
В мирное время
Через три года после войны академик Филатов восстановил Наде
зрение. Она жила в Витебске и не говорила, что воевала. Только через 15 лет,
когда её командир в радиопередаче упомянул о ней как о погибшей, она
вышла на свет. Надежда воспитала 4 детей. Вела переписку с пионерами и
белорусскими краеведами.
Слайд 1315. Марат Казей.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с
мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату
уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты
превратили в свою казарму.
Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во
вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат
участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с
опытными подрывниками минировал железную дорогу. За смелость и отвагу в
боях награждён орденом Отечественной войны 1й степени, медалями «За
отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него
осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Звание Героя Советского Союза Марату Казею присвоено в 1965
году — спустя 21 год после гибели.
Валя Котик
Валя Котик это пионергерой, юный партизанразведчик, самый
молодой Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было
14 лет.
К началу войны он закончил 5 класс, но с первых дней войны начал
бороться с фашистами. Вместе с друзьями он собирал оружие на месте боев и
потом переправлял его партизанам, был разведчиком и связным. Он узнавал
расположение вражеских постов, смены караулов, выполнял конкретные
задания партизан. Он сражался плечом к плечу со взрослыми, был дважды
ранен в боях.
На его счету 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Юный боец был награжден орденом Отечественной войны 1й степени,
медалью «Партизану Отечественной войны» 2й степени. Он геройски погиб в
1944году. После выхода фильма «Орленок» Валентину посмертно было
присвоено звание Героя Советского Союза.
Звучит песня «Орлёнок»
Слайд 1618.
Петр Филоненко
Он сбежал на войну в 11 лет, грудью ложился на пулемет, и его
дважды хоронили заживо
Звали его Петя. Петр Филоненко. Пацаненок сбегает из дома на фронт.
Прошел всю Войну! Но почему сбежал? А он сам может ответить:
— Я явно шел на смерть. И знал, за что я шел. Моей 18летней сестре немцы
звезду вырезали на лбу, шомполами грудь прокалывали, она кричала – ей
скулы выбили. Мать кинулась ее защищать, а те и мать прикладом по голове, она упала. У нее на руках тогда младшая сестра моя была. Есть за что
ненавидеть фашистов и бандеровцев...
Расстрел в 11 лет
Осенью 1941 года немцы подходили к Лозовой Харьковской области.
Пете исполнилось всего 11, когда он узнал, что такое бомбежка. Отец,
старшие братья давно воевали, и мальчишка решил, что сам достаточно
взрослый, чтобы взять в руки оружие. Несмотря на мольбы матери, бросился
вслед за отступавшими красноармейцами и уцепился за повозку с
боеприпасами.
— Чтобы убедительнее было, добавил себе два года — соврал, что мне уже 13
лет, — вспоминает Петр Алексеевич. — Брать меня солдаты не хотели,
шутили, что манной каши нет. Но я очень просил, и мне разрешили остаться.
Дерзость и смелость пацаненка оценил командир разведгруппы.
Подтянул, обучил солдатскому делу. Ну а солдаты на взрослых и детей уже
не делятся. Пока шел через войну, семь раз был заброшен к немцам в тыл. И
каждый раз удавалось вернуться.
Судьба сохранила мальчишку и когда на сталинградском направлении
под селом Поповка попал в окружение и плен. Враг тоже не делил солдат по
возрасту. Когда вывели на расстрел, Петра спас неизвестный красноармеец, в
последний момент прикрывший его собой.
— Меня пулей тоже зацепило, но удалось выбраться. А местная
жительница, добрая женщина, — выходила, — вспоминает ветеран.
Дважды похороненный
Это случилось 16 июля 1943 года, когда Петр Филоненко воевал в
составе танковой бригады. Под бомбежку попали страшную! Спасая
командира от бомбы, Петр толкнул его в окоп и принял на себя град
осколков.
— Это потом я узнал, что их семь в меня вошло, — вспоминает Петр
Алексеевич. — А тогда, помню, командир крикнул: «Беги к фельдшеру!» А
фельдшер мертвый… Тут и я сознание потерял.
Друзья рассказывали, что тогда 14 человек в братскую могилу
положили. И уже землей стали засыпать, как вдруг ктото увидел, что у Петра
под носом кровавый пузырь надувается. «Откапывайте! Он же живой!» В
санчасти медсестричка Валя сдала для мальчишки свою кровь. И он снова
выжил!
Второй раз щелчок смерти по носу Петр Филоненко дал в июне 1944
года, когда наши войска шли в наступление.
Был бой за трассу Гомель — Бобруйск. Пехотинцам не удавалось
пройти сквозь стену огня, которым нас поливали из вражеского дота. Я
соскочил с бронетранспортера, пробрался через кустарники и изо всех сил
ударил плечом в раскаленное дуло пулемета. 12 пуль навылет… Петру тогда
было всего 14 лет. Маленького героя, повторившего подвиг Александра Матросова, решили хоронить, как офицера, в гробу. Уже и яму выкопали, и
гвозди в крышку стали забивать, когда из домовины послышались слабые
хрипы. Затем — 12 операций и полгода реабилитации в госпитале в Цхалтубо.
— Изза этих ранений мне товарищи дали кличку Штопаный, —
вспоминает Петр Филоненко. — Сейчас из нашей танковой бригады я один
живой остался — последний солдат.
Демобилизовался Петр 15 февраля 1946 года. Ему не исполнилось и 16
лет. Вернувшись в Украину, окончил фабричнозаводское училище, поработал
на заводах в Харькове и Запорожье. А потом ушел в милицию. Слишком
характер был боевой, чтобы спокойно жить и работать. Службу начал
в Мелитополе. В первый же день патрулирования поймал двух грабителей.
— Я и потом этих бандитов сажал, как картошку в мае, — хвалится
службой ветеран.
Снимался в художественных фильмах.
Последний бой
Петр Алексеевич всегда считал, что у него три родины: Украина,
Белоруссия и Россия. Отныне одной родиной у него стало меньше...
В марте 2014 года пятеро правосеков повалили его на асфальт и стали
избивать. Били по рукам и ногам, голову Петр Алексеевич успел прикрыть.
Результатом его «беседы» с благодарными украинскими потомками стали
многочисленные ушибы и два сломанных ребра.
Киевские врачи, узнав, кто избил ветерана, лечить его отказались. А за
то, что Ветеран дал интервью российским журналистам, на него устроили
охоту боевикинационалисты: по телефону стали сыпаться угрозы, а на дверь
наклеили метку правого сектора.
Сейчас Петр Алексеевич живёт в России, где врачи сделали ему
сложнейшую операцию на сердце, а доброжелатели предоставили квартиру
для проживания
Хочется только, позавидовать их стойкости и мужеству, а так же
сказать огромное спасибо, за их подвиг! Глядя на эти фотографии великой
отечественной войны, на этих мальчишек и девчонок, подумайте, а как бы вы
поступили в их годы…
Эти мальчишки, девчонки,
Видно, росли орлятами,
Глаз от беды не прятали,
Смерти смотрели в глаза.
Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года...
Юные герои всегда рядом с нами,
В нашем строю всегда!
Давайте почтим минутой молчания всех погибших на полях сражения
во время ВОВ. Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.