За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию.Классный час: Адыгская система воспитания. (1-4 классы)
Адыгская система воспитания
Сотни, а то и тысячи лет живут на Кавказе одни народы рядом с
другими. Но как же мало мы знаем друг о друге! Например, далеко не всем
жителям Кавказа известно, что адыги это не только коренные жители
Адыгеи это черкесы, абхазы, кабардинцы. Интересно узнать о том, как
воспитывали своих детей в семьях этого удивительного народа. Познакомим
вас с удивительными обычаями и методами воспитания, насчитывающими не
одно тысячелетие. Вся жизнь адыгов строилась на нормах Хабзэ. В основе
этого "обычного права" особая и неповторимая народная педагогика. В
которой сплелись духовное и физическое воспитание. Сплелись настолько
тесно, что отделить одно от другого просто невозможно. Это настолько
мудрая и всеохватывающая система, в которой надо родиться, жить и
умереть, чтобы понять ее до конца. Поэтому рассказать можно только о
некоторых ее элементах.
Забота о здоровье ребенка начиналась с заботы о здоровье матери.
Выделим главное. Молодоженам запрещалось пить вино, ссориться,
сквернословить. Нельзя было также в присутствии беременной женщине
вынимать кинжал из ножен, сражаться, стрелять из ружья. А ей запрещалось
долго лежать, сидеть, она должна была больше двигаться на свежем воздухе.
Ее ограждали от всяческих отрицательных эмоций, например, запрещалось
ходить на похороны: горе, слезы молодой женщины могли отразиться на
здоровье будущего ребенка.
Раз заговорили о здоровье... Многие не знают о том, что после родов
бабкаповитуха мазала новорожденному щечки и губы пуповинной кровью.
Сегодня мы знаем такая кровь прекрасное дезинфицирующее средство, к
тому же стволовые клетки берутся как раз из пуповины. Кстати весь мир
считает, что способы лечения оспы открыл Дженер в 1796 году. Но ведь он
после того предложил метод прививки, как познакомился с работой Абри де
ла Мотре, который в начале XVIII века описал, как адыги уже сотни лет
прививают от оспы своих детей. Впрочем, адыги умели вылечивать многие
страшные болезни, даже бешенство, причем, задолго до того, как их победила
«официальная» медицина. Поражаешься знаниям и народной мудрости, когда
детально знакомишься с вековой адыгской медициной.
Но вернемся к нравственному воспитанию. Ребенка никто и никогда не
мог оскорбить, категорически запрещалось физическое наказание. И, тем не
менее, а может быть, именно поэтому вырастали мужественные войны.
Адыгские воины составляли личную гвардию многих государей великих стран
и империй.
Конечно, условия жизни вынуждали адыгов отдавать в воспитании
предпочтение мальчикам как будущим защитникам. Но это не означало, что
девочки, вообще женщины, не пользовались в обществе уважением.Особое внимании еще задолго до совершеннолетия уделялось красоте
будущих женщин.
Чтобы была стройная и правильная фигура, до замужества девушке
запрещалось спать на мягкой постели, ей, как и мальчикам, запрещалось есть
все, что способствовало бы ожирению. В десятилетнем возрасте надевался
тесный корсет, который снимался только перед брачной ночью. Поэтому
стройней и красивей адыгских девушек найти было трудно.
И мастерицы они были знатные. К двенадцати годам уже умели шить
платье, вязать из шерсти и тому подобное. Кстати, адыгский этикет
категорически запрещал женщинам выполнять трудную физическую работу.
Старшие женщины в семье обучали девочек красноречию , умению вести себя
в обществе, правильному логическому мышлению. Их даже учили красиво и
правильно ходить: нескромно было делать длинный шаг, бегать по пустякам,
поднимать высоко ноги.
Один из краеугольных камней воспитания детей князей и знатных
дворян был уникальный институт аталычества. Знатных детей чуть ли не с
самого рождения отдавали на воспитание в чужой, но, как правило,
дворянский дом. Воспитатель аталык, обучал, одевал, кормил своего
воспитанника вплоть до возмужания. На воспитание аталыку отдавали и
девочек. Их воспитание поручалось жене дворянина.
Как известно, по законам гор обязательно нужно было отомстить
убийце. А чтобы остановить кровную месть, убийца должен был выкрасть
ребенка у потерпевшей семьи и воспитать его.
Но вернемся к добровольному аталычеству. Аталык должен был
обучать воспитанника не только владению оружием, верховой езде,
вырабатывать у него выносливость, отвагу, но и прививал ему нравственные
ценности.
Пока воспитанник находился в семье аталыка, родители могли
посещать своего ребенка всего 12 раза. Плохим тоном считалось для
родителей, если они проявляли ласку или нежность к своему ребенку,
особенно к мальчику.
Аталык для своего воспитанника был непререкаемым авторитетом.
Аталыки выступали посланцами на различных дипломатических переговорах.
Связь нравственная и духовная воспитателя и воспитанника была священной.
Она обязывала обе стороны относиться друг к другу как к самым близким
родственникам. Дети воспитателя были молочными братьями и сестрами
воспитанника. О браке между ними не могло идти и речи. Аталык настольколюбил своего воспитанника, что если тот погибал – в знак печали обрезал себе
кончик ушей.
Надо сказать, что систему воспитания адыгов многие сравнивают со
спартанской системой. Если взять ту же систему воспитания мальчиков, то
она и у спартанцев, и у адыгов почти одинакова. В основе воспитание
выносливости, храбрости, решительности. И спартанцы, и адыги приучали
своих детей переносить долгое время холод, голод, зной. Особое внимание
уделялось выработке у них терпимости, в том числе по отношению к своему
противнику. Толерантность у адыгов особенность их характера. Именно
поэтому настоящий адыг редко терял чувство самообладания и делал
поспешные выводы. Такая терпимость считалась одним из главных достоинств
адыга. А закладывалась она как раз испытанной веками системой воспитания.