Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию. Формы и методы индивидуальной работы с учащимися различны.Классный час "Берегите природу" (1-4 классы)
Классный час: "Берегите природу"
Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания
бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.
I. (Звучит мелодия песни "Чистые пруды", ученик читает стихотворение).
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель: Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются
к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней
черпают вдохновение.
Посмотрите слайды картин художников пейзажистов.
(Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года ")
Учитель: Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по
пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая,
перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя,
обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым
видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам "некогда".
Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.
Древние люди поклонялись матушкеприроде. Они понимали, что полностью
зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает,
веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от
окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные
поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса.
Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные "удобрениями" овощи
и фрукты.(Звучит ритмическая музыка. Выходит группа ребят, ведёт непринуждённый
диалог)
Эй, вы там, как живёте?
Хорошо живём.
Школьные проблемы решаете?
Решаем.
А что, много проблем?
Хватает.
Как вам дышится?
Отлично.
Как вам плавается?
Прекрасно.
А как гуляется на природе?
А где природа?
Вот с такого вопроса мы и решили начать наш разговор о защите окружающей
среды.
Природа безмолвна, но на нашем турнире мы дадим ей дар речи. Сейчас в
эфире "Тамтам новости".
(Выходят мальчик и девочка, садятся к экрану телевизора. Фонограмма
позывных.)
Мальчик: Начинаем экстренный выпуск экологических новостей.
Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных.
Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль
миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей это производные от состояния
экологического напряжения.
Девочка: "Покорять природу и не ждать от неё милости" это лозунги не
столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора
фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и
воспринимается как чудо.
Мальчик: Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие
поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу,
видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?
Девочка: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенол ом.
Мальчик: А сколько бродячих собак и кошек в нашем селе! Какое же сердце
надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга!Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли
у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент
Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем".
Девочка: У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся
редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в
единственньгх экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг болыне
не выходило.
Учитель: Давайте вспомним растения, которые занесены в Красную книгу.
(Облепиха, матьимачеха, пижма, бадан.)
(Дети показывают рисунки этих растений.)
Учитель: Сегодня мы проводим экологический турнир между командами
"Родничок" и "Капелька". Каждой команде досталось вот такое облетевшее
"деревце". За каждый правильный ответ на нём будут "распускаться
листочки".
Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: "Чтобы
жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок". Предлагаю I тур, который
мы посвятим цветам.
1 ТУР
Викторина "Ромашка"
На каждом лепестке чудесного цветка ромашки записано задание.
1. Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик.
Из какого произведения ?ти стихи? (Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его
друзей").
2. "Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умьшся, привёл себя в порядок
и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день
выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов:
молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не
трудная".
Из какого произведения эти слова? (А.СентЭкзюпери "Маленъкий принц")
3. Продолжите стихотворение:Колокольчики мои, Цветики степные!
4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками
лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на
шарик полетят в воздухе лёгкие семена.
О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)
5.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей
О каком цветке идёт речь? (О розе)
Кто написал сказку "Каменный цветок "? (П.П.Бажов)
Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленъкий цветочек)
Задание для гостей:
Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)
II ТУР
Учитель: Сегодня у нас есть возможность увидеть живые картинки. Сейчас
перед вами развернётся выставка работ очень известных художников, а вы
должны вспомнить точное название оригинала и имя художника.
III ТУР
Учитель: Чтобы любить природу, нужно её знать. Проведем конкурс
"Знатоки природы".
Задания для команды "Родничок":
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его
детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых
нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в
Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное
землетрясение в Японии. (Кузнечик)3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и
часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них
много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых,
зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков
листоедов. (Скворец)
Задания для команды "Капелька".
В России этого жучка издавна называли "солнышко". Он красненький и
кругленький, очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме
тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и
натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. {Божья коровка)
Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе.
Они овальные, сочные, ярко красные и сидят прямо на стволе и ветках. В
названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.
(Волчъя ягода)
Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут
приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых.
Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу
тлей в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.
(Муравъи)
Учитель: Какой же конкурс без призов! Но не беспокойтесь по этому
поводу. Мы нашли целый клад. Будут награждены все достойные.
Команде победительнице "Драконов зуб" (чеснок)
Проигравшим "Поточим зубки" (морковь).
Учитель: Вот и закончился наш турнир. Не важно, кто победил, главное,
чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем
представителям фауны и флоры, кто ещё жив. Ибо, махнув рукой на одних,
мы создаем неизбежную цепь потерь и, в конечном счете, можем оказаться на
планете в одиночестве.
Песня "Просьба" (исполняет группа ребят)
Ученик: Но мы верим настанет час, когда люди будут гордиться свежими
листьями, росой и ночной прохладой, чистым небом и прозрачной водой. Ведь
именно это главное. Тогда человек с полным правом сможет считать себя
хозяином на Земле.Учитель: Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: " Я сорвал цветок и
он завял, я поймал жука и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в
клетку и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем". Ребята, что значит, повашему, "прикоснуться к
красрте природы сердцем"?
(Радоватъся всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это
нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту красоту)
Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет
работать иад собой)
Учитель: И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте
живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за
участие в нашем турнире! Берегите природу!