Д и с к у с с и я : «Быть человеком»
Цель: 1) Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.
2) Учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
3) Учить иметь свою точку зрения.
4) Учить задумываться о своём месте в жизни.
Народные пословицы ( записаны на доске)
Называться человеком легко, быть им трудно.
Человек- это то, что он сам из себя сделал.
Без добрых дел нет доброго имени.
Д и с к у с с и я : «Быть человеком»
Цель: 1) Вырабатывать у учащихся правильное отношение к
нравственным ценностям человека.
2) Учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
3) Учить иметь свою точку зрения.
4) Учить задумываться о своём месте в жизни.
Народные пословицы ( записаны на доске)
Называться человеком легко, быть им трудно.
Человек это то, что он сам из себя сделал.
Без добрых дел нет доброго имени.
План:
1. Размышления по поводу слов В. Гюго.
2. Анализ анкеты
3. Как всё? Или сам по себе?
4. Мы говорим о жестокости. А теперь –поговорим о
доброте.
5. Взгляд в будущее. Мы в 25 лет.
6. Ваше домашнее задание.
7. Что такое счастье и в чём смысл жизни?
8. Экзамен без подготовки.
9. Обратимся к народной мудрости.
10. Подведение итогов.
В классе заранее была предложена анкета
Анкета
1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?
2. Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках?
3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чём? Как?4. Какой ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25.
Кто ты? Какой ты?
Закончи предложения:
1. Счастье это…
2. Смысл жизни я вижу в…
I.
Размышление по поводу слов Виктора Гюго.
С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что
значить быть человеком?» Не случайно из поколения в
поколение передается народная мудрость через пословицы.
Эпиграфом к сегодняшнему классному часу мы взяли
народные пословицы, которые вы видите на доске
(зачитываются). К ним мы еще вернемся.
Великие люди во все времена тоже давали определения,
что значит быть человеком и кто таков человек вообще.
Послушайте слова великого французского писателя
Виктора Гюго:
«У каждого человека тир характера: тот, который ему
приписывается, тот, который он себе приписывает, и,
наконец, тот, который есть в действительности».
1. Как Вы понимаете слова В. Гюго?
2. Согласны вы с этим определением?
3. Сколько характеров у вас?
II.
Анализ анкеты.
Готовясь к сегодняшней дискуссии, вы ответили на ряд
вопросов. (Классный руководитель дает анализ ответов на
первые два вопроса.)
III. Как все? Или сам по себе?
2В прошлом году на одном из классных часов мы
говорили с вами о «законе стаи», о принципах стаи: как все,
так и я.
В вашем возрасте часто хочется выделиться среди
других. Одни чемто постоянно хвастаются, другие смотрят на
всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них
обратили внимание. Но цель одна – выделиться среди других.
Не случайно в анкете вам был задан вопрос: «Хочется
ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?» Зачитываются
ответы.
IV. Мы говорим о жестокости. А теперь –
поговорим о доброте.
Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказала иначе:
«Доброта спасет мир».
1. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Чтобы делать
добро, надо им обладать»?
2. Сколько и каких добрых дел на вашем счету?
3. Умеете ли вы делать добро и готовы ли его делать?
4. Чтобы вы сделали для людей, если бы могли все?
V.
Взгляд в будущее. Мы в 25 лет.
Каждый мечтает о счастливом будущем и видит себя в
нем хорошим человеком. Никто не хочет стать преступником,
вором и т.д.
Каким вы себя видите? (зачитываются более интересные
ответы на последний вопрос анкеты)
VI. Ваше домашнее задание.
3В качестве домашнего задания вы должны были выучить
стихи о человеческих ценностях. Сейчас вы их расскажите.
Вы не просто прочитаете, а скажете, почему вам нравится то
или иное стихотворение, кто автор и что он хотел сказать
своим стихотворением?
О. Шестинский
Надо помогать друзьям,
Вместе сними вырастая,
И поверьте: сила злая
Не опасна будет вам.
Надо помогать друзьям!
Другу помоги с душой
И пекись, как вы о брате,
Не для выгоды пустой
Или выигрыша ради.
Другу помоги с душой!
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал, богаче стал.
Что сберег, то потерял
Н. Доризо
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохраняет, как бесценный
клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет через года.
Е. Николаевская
4И к тому, что похвастает,
И к тому кто ругает,
Ко всему постепенно
Человек привыкает.
К ежедневной заботе,
К еженочному бденью,
К напряжению при взлете,
К пустоте при паденье
Привыкает к сраженьям,
К тишине и порядку,
Привыкает к лишеньям,
Привыкает к достатку.
К незнакомому краю,
Что в дали возникает…
Словом к суду и раю.
Человек привыкает
К знойной ярости юга,
К черноте бездорожной.
Лишь к предательству друга
Он привыкнуть не может.
VII. Что такое счастье и в чем смысл жизни?
(Рассуждения учащихся по анкетам и без)
Эти понятия будут у вас меняться с годами. Я думаю, что
мы еще вернемся к этим вопросам и проведем классный
час на эту тему.
VIII. Экзамен без подготовки.
5На столе разложены билеты с заданиями. Учащиеся по
желанию выходят, берут билеты и отвечают.
№1. Как можно завоевать авторитет у учащихся?
Пользуешься ли ты авторитетом?
№2. Твой любимый литературный герой (или киногерой).
Что тебе в нем нравится?
№3. Всегда ли ты поступаешь как надо? Приведи
пример, когда ты поступил(а) не по совести.
№4. Настойчивость и упрямство – это одно и тоже?
Объясни.
№5. Модно и красиво – это синонимы?
№6. «Заговори, чтоб я тебя увидел» Сократ. Как это
понимать?
№7.
Можно ли красивой одеждой прикрыть
бездуховность человека?
№8. На встрече с молодежью в честь 90летия академик
Лихачев Д. С. сказал: « Злой может притвориться добрым,
жадный может притвориться щедрым, но интеллигентным же
притвориться нельзя». Как это понимать?
IX.
Обратимся к народной мудрости.
Как вы понимаете пословицы, записанные на доске
X.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Наш классный час я хочу закончить стихотворением
Петруся Бровки
Будь щедрым. Время не забудет
Хорошим словом помянуть
Того, кто сердце отдал людям.
6Запомни это. Щедрым будь.
Одна из самых мудрых истин
Нас убеждает с давних лет:
Лишь тот богат, кто бескорыстен,
А скряга бедного бедней.
Всем поделись. За всех в ответе
Сумей отдать блокадный пай.
И лишь любовь – одну на свете –
Не половинь, не уступай.
78