Данный материал разработан для классных руководителей начальной школы. Цель:
формирование нравственного качества личности – доброты.
Задачи:
Расширить у учащихся значение понятий «добро» и «доброта»;
раскрыть нравственное содержание понятия «доброты»;
познакомить с закономерностями проявления «добро» и «доброта» в характере человека и в окружающей жизни;
показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
воспитывать и развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
Час общения в 3 классе "Что такое доброта?"
Цель:
формирование нравственного качества личности – доброты.
Задачи:
Расширить у учащихся значение понятий «добро» и «доброта»;
раскрыть нравственное содержание понятия «доброты»;
познакомить с закономерностями проявления «добро» и «доброта» в характере человека
и в окружающей жизни;
показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты,
побудить их к этому;
воспитывать и развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.
1. Вступление.
Звучит песня «Дорогою добра».
Ученики:
Доброта – она не увядает
И не ждет взаимности в ответ…
Никогда не жжет, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…
Доброта не судит, не калечит…
От нее не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…
Доброта действительно бесценна…
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…
И ребенок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведет…
Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У нее ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней…
И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее…
Ничего, что там, в груди щемит…
Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука…
С ней не всем столкнуться повезло…
Доброта, как раненная птица,Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснет слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…
Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта.
Ребята, послушав стихотворения и песню, скажите, о чем мы сегодня будем
говорить на классном часе?
А как вы думаете, почему так часто рассуждают на данную тему?
2. Определение понятия «доброта»
У французского писателя Виктора Гюго есть такие слова « Во внутреннем
мире человека доброта – это солнце».
У вас на столах лежит солнышко, которое засияет в конце нашего классного часа,
когда мы заполним поздравительную открытку всем людям.
А что же такое доброта? Какой человек может называться добрым?
А дать точное определение вам поможет словари.
У вас на столах лежат толковые словари. Откройте их и найдите, что значит слово
«добро» и «доброта»
ДОБРО 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу;
добрый поступок. Желать добра комун. Не к добру (предвещает дурное; разг.).
Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с
хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). («Толковый словарь
русского языка»)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим. (Словарь Ожегова)
(дети пишут одно из определения и размещают на открытке)
3. Работа над содержанием.
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
Если бы мы смогли потрогать это качество, то какое оно было бы на ощупь?
А вы знаете, что слово «добро» очень древнее, оно является исконно русскимсловом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом, которые издавна с
благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней
азбуке буква «Д» называлась «добро».
Вспомните пословицы о добре?
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
От добра добра не ищут.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Доброе слово и кошке приятно.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Работа в группах по карточкам:
1 группе
Забыл я книжку принести! За это ты меня ....... прости.
Печально сказали мы дяде Никите: «За чашку разбитую нас ....... извините».
На меня отцу не жалуйся, я прошу тебя: ....... «Пожалуйста».
Если больше есть не в силах, скажем маме мы: ....... «Спасибо»
2 группе
Ученики зачитывают получившиеся фразы.
Растает ледяная глыба от слова доброго ....... «Спасибо»
Когда бранят за шалости, мы говорим ....... «Прости, пожалуйста»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: ....... «До свидания!»
Посиди со мной сестра почитай мне, ....... будь добра.
(учащиеся выбирают пословицу и прикрепляют на свою поздравительную
открытку)
А вы часто употребляете добрые слова?
Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов,
которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно посмотрите Ералаш «День добрых слов».
(https://www.youtube.com/watch?v=d7f9cWatXYY)
В чем ошибка детей и взрослых? Авы тоже так поступаете?
– Ребята, скажите, пожалуйста, а когда мы начинаем учиться доброте?
А от кого мы учимся доброте?
Какие сказки вы знаете о добре?
А теперь послушайте, какую сказку расскажу вам я:
Сказка на фоне музыки:
Давнымдавно в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем
жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась
беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и
решили поплыть в другие страны, помогать другим людям.
А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую
раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову
над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать,
веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом,
обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела
ни стариков, ни детей. Люди забыли про доброту, стали ругаться, ссориться. И
поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.Не обратила внимание Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она,
что он сможет разрушить ее чары, помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок
к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику,
пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и
выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стали символом
надежды, счастья, веры и добра!»
Понравилась ли вам сказка?
А о чем же она?
Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца
людей злость, ненависть, зависть?
Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?
Давайте составим кластер, что такое Доброта.
(свои работы размещают на открытке).
- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
Будь добрым к ближнему и добро вернётся к тебе.
Помогай слабым.
Умей прощать.
Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть,
ктото нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.
Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
Назовите самые простые, на ваш взгляд, добрые дела.
Придержите перед кемнибудь дверь, уступите место в общественном транспорте,
Д елайте комплименты, угостить когонибудь, пропустите человека в очереди, если он
Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще и вы увидите как
будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение.
Вот несколько примеров добрых дел на каждый день:
Покормите бездомное животное.
Дайте хороший совет тому, кто в этом нуждается.
Отошлите вашему другу открытку с теплыми словами.
Подарите соседу комнатный цветок.
4. Работа с произведениями и репродукциями.
Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик семицветик»
Как вы думаете, добрая или нет главная героиня и почему?
Посмотрите на репродукцию с картины Александра Шилова «Одна».Какие мысли у вас возникают, когда вглядываетесь в лицо этой пожилой женщины?
Какие добрые поступки вы смогли бы совершить для нее?
А посчастливилось ли вам когданибудь оказать помощь таким людям? Я не
случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более
счастлив, чем тот, кто его получает.
(на поздравительной открытке разукрасьте солнце)
5. Рефлексия
Сейчас я попрошу вас выйти в круг, вспомните о добрых поступках, добрых словах,
поблагодарите друг друга и скажите добрые слова, которые надо употреблять по
отношению к близким, друзьям, постарайтесь не повторяться.
«Олег, спасибо тебе за то, что ты такой славный и с уважением относишься к
старшим!»
(на поздравительной открытке опишите хорошие качества своего друга)
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть довольно просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети. Спешите делать добро приветствием, сердечным словом поддержки, душевным
поступком. Пусть для вас и для всех окружающих мир станет добрым, мягким, живым и
пушистым.
Подарите свою открытку другу.