Классный час: «Что такое - толерантность»
Оценка 4.7

Классный час: «Что такое - толерантность»

Оценка 4.7
Домашнее обучение +8
docx
Междисциплинарный 8
Все классы
21.11.2018
Классный час: «Что такое - толерантность»
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Классный час Что такое толерантность.docx
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?» Цель: познакомить с известными формулировками понятия «толерантность» создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в классе;    дать возможность ученикам сформулировать «научное понятие»  толерантности, стимулировать воображение учащихся в поисках собственного  понимания толерантности;  показать многоаспектность понятия «толерантность»;  развитие фантазии, творческого мышления. Тип урока: формирование новых знаний. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Постановка цели. Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах  понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта  народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарём,  толерантность ­ «готовность и способность без протеста воспринимать  личность или вещь», во французском ­ «уважение свободы другого, его образ  мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в  отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение,  снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность,  терпение… расположенность к другим», в персидском – «терпение,  выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением ­ толерантность  и терпимость. Термин «толерантность» обычно используют в медицине и в  гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на  какой­либо неблагоприятный фактор в результате снижения  чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово  «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность,  умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к  поступкам других людей». В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и  признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание  многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и  отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию  какой­то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе  согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой  личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их  защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным  термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном  обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью  взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует  формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, что­бы оно  стало привычным в обыденном языке. 3. Введение знаний. (Слайд №2) Что такое толерантность? Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого  многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов  проявлений человеческой индивидуальности. (Слайд №3) 16 ноября  Международный день толерантности. Смысл этого слова очень важен для  существования и развития человеческого общества. Современный культурный  человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий  чувством самоуважения и уважаемый окружающими. (Слайд №4) Все люди на планете Земля разные.  Игра: «Чем мы похожи» Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников  на основе какого­либо реального или воображаемого сходства с собой.  Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой  одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы  одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого­нибудь из  участников таким же образом.  Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге. (Слайд №5) «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под  водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле,  как люди».                                                                                                                          Б. Шоу (Слайд №6) Упражнение «Что такое «толерантность» Ведущий делит участников на группы по 3­4 человека. Каждой группе  предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение  толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению,  является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.  После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах  каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории.  Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать своё отношение к ним. Ведущий задаёт следующие вопросы: – Что отличает каждое определение? – Есть ли что­то, что объединяет какие­то из предложенных определений? – Какое определение наиболее удачно? – Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?  В процессе обсуждения обратить внимание на следующие моменты:   Понятие «толерантность» имеет множество сторон.  Каждое из определений выявило какую­то грань толерантности. Толерантность:  Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению  Сострадание  Принятие другого таким, какой он есть  Прощение  Милосердие  Уважение прав других  Сотрудничество, дух партнёрства  Уважение человеческого достоинства (Слайд №7) Личность Толерантная ­ Уважение мнения других; доброжелательность; желание что­ либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость, любознательность;  снисходительность; доверие, гуманизм. Интолерантная – непонимание; игнорирование; эгоизм; нетерпимость;  выражение пренебрежения; раздражительность; равнодушие, цинизм;  немотивированная агрессия. (Слайд №8,9) Основные правила толерантности: 1. Относись к окружающим с уважением. 2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека. 3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. 4. Не навязывай свое мнение другим. 5. Никогда не думай, что твоя религия в чем­то превосходит другую. 6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и  пристрастия. 7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным. (Слайд № 10) Толерантность начинается с улыбки.  Как вы это понимаете?  Игра: «Пантомима толерантности»  Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений  толерантности. Все участники разбиваются на 3­4 подгруппы. Каждая подгруппа получает  одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы  пантомимически изобразить это определение таким образом , чтобы  остальные участники догадались, о каком именно определении идёт речь.  Время на подготовку пантомимы ­ 5 минут. Ведущий задаёт следующие вопросы: – Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений  при угадывании? – С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания  пантомимы? (Слайд №11) ­ Чувство юмора. Непредвзятое отношение. ­ Понимание того, что стереотипы не всегда верны. Умение доверять или не  доверять, не обижая других. ­ Умение найти общие интересы и преимущества. Уважение во всём. ­ Вежливость. Желание общаться, договариваться и находить компромиссы. ­ Умение не мешать другим. Предоставление возможности самовыражаться. ­ Осторожность в выводах и высказываниях. Отсутствие поспешных выводов. Это и есть толерантность. (Слайд №12) Как вы понимаете этот рисунок? Объясните. Понимание, любовь, доброта, свобода, уважение, доверие, право – строится  на толерантности.  (Слайд №13) С чего же начинается толерантность, где зарождается взаимоуважение? Некоторые люди, считают, что любая толерантность всегда начинается после  того, как оппоненты (соперники) набьют друг другу физианомию. Что без  выяснения отношений ни одна толерантность не случается. Так ли это? Как вы  считаете?  Игра: «Комплименты»  Материалы: небольшой мяч. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например:  «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная  причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой  комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан  каждому участнику. (Слайд №14) Каждый волен выбирать всё что угодно, но на основании чего вы будете  делать свой выбор? 4. Обобщение и первичное закрепление знаний. (Слайд №15,16,17,18) Обьясните следующие рисунки: «Мы с тобой одной крови», ... «Словно радуги  цвета, мы едины навсегда»...  (Слайд №19,20) Афоризмы и изречения великих мыслителей помогают нам видеть мир  глазами других. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.     ( Золотое правило этики)      Только тот истинно учён, кто хорошо поступает.   (Древнеиндийский афоризм)     Трёх вещей нужно избегать (в жизни) : ненависти, зависти и  презрения.    (Восточная мудрость) Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на  склоне лет.     (Марк Аврелий) Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других  людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества.     (Рубинштейн) (Слайд №21) Толерантный – современный. Объясните это понятие. Игра: «Лукошко» Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндерсюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно  превышать количество участников группы.  Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные  мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой­то один  предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую­нибудь  связь между этими предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает  участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он  напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть  распространена по всему миру». (Слайд №22,23,24,25) Друзья, давайте жить дружно! Такие непохожие  и в мнениях расхожие, все абсолютно разные,  на свете мы живём. Научиться очень нужно В этом мире жить нам дружно, Быть терпимым к близким людям, Их любить и уважать. Доброта и пониманье, К окружающим вниманье. И тогда мы сможем с вами Мирно сосуществовать! (Слайд №26) Главные принципы толерантности – любовь, прощение, терпение. (Слайд №27) Упражнение «Эмблема толерантности»  Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности.  Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая  могла бы печататься на суперобложках, политических документах,  национальных флагах. Процесс рисования занимает 5­7 минут. После  завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга ( для этого  можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества  других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между  рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о  присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп  должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который  отражал бы сущность их эмблемы (обсуждение – 3­5 минут) Затем провести  презентацию эмблем каждой подгруппы. 4. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия игры. – Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность».  Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? – Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? – В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро? – Удалось ли вам узнать о себе что­то новое, ранее неизвестное? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! учитель начальных классов Рак Г.В. г.Новосибирск МБОУ СОШ №151

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»

Классный час: «Что такое - толерантность»
Скачать файл