Цель: Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.
Образовательная цель: формировать знания учащихся по истории России;
Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение классного коллектива.
Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска,
Классный час "День народного единства"
«Согласие да лад для общего дела клад»
Цель: Дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа,
начала государственности, завершения смуты на Руси.
Образовательная цель: формировать знания учащихся по истории России;
Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство патриотизма, ответственности за
судьбу своей страны; сплочение классного коллектива.
Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы; формировать навыки
самоконтроля.
Оборудование: интерактивная доска,
Учитель читает отрывок стихотворения на фоне музыки:
Ход мероприятия:
Люблю тебя, моя Россия,
За яркий свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Учитель. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история.
Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с
ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам вспомнить праздники, которые
отмечаются в России, и соединить даты и название праздника.Работа выполняется на интерактивной доске:
12 декабря День Победы
12 июня Рождество Христово
4 ноября Праздник Весны и Труда
23 февраля День защитника Отечества
День независимости России
9 мая
1 мая
День народного единства
1 января День Конституции
8 марта
7 января Международный женский
день
Новый год
Учитель: какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?
(День народного единства)
Что символизирует этот праздник?
(предположения учащихся)
Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
Как называется столица нашей Родины?
Учитель: Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней
песни, пословицы и стихи.
Ученик 1. Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растемИ березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
Ученик 2. Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ученик 3. Что мы Родиной зовем?
Всё, что в сердце берёжем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
слайд 2
Учитель Давнымдавно, в стародавние века, в древние времена, жилибыли на земле русичи, искусные мастера и
мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да
терема возводили, детей растили.
Учитель Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли
стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
Учитель: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?
(В единстве, единении народа — сила России)
Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз
подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили
вражда и голод.
Послушайте, что произошло 400 лет назад…
Учитель: Вот пришёл недобрый день и час, навалились бедынесчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл
неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоскикручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
Учитель: А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и
выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого,
самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним,
будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.Учитель: Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон
да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили
раздор да запустение, горе да отчаяние!
Учитель: Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не
могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
слайд 3
Учитель: И нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту
был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В
лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а
постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
слайд 4
Учитель Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества.
Друзья и братья! Русь святая гибнет! говорил он.
Поможем, братья, родине святой!
Учитель Поняли нижегородцы, что все они крепконакрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на
площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.
Учитель Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного.
Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь
возглавить войско.
слайд 5Учитель Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли,
коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Учитель Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на
Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался
талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
Учитель Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели
враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена
князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси.
слайд 6
Учитель: Вот герои избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они
сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных
захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная
преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Учитель: Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
(ответы детей)
Учитель: Да, ребята, конечно можно, потому что впервые простые люди шли воевать не за царя, а за свою родную землю.
И они победили! Объединились во имя победы люди всех национальностей, деревни и города.Учитель: Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни
зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были
Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
слайд 7
Учитель:
Недаром памятник им стоит в Москве столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. Эта
славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
Учитель: Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою
Родину и готовы постоять за нее.
А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о Родине
Родина – мать, умей за неё постоять.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина любимая, что мать родимая.
Жить — Родине служить.
Работа в группах:
1 группа: Готовит ответ на вопрос «Кто такой патриот?»
2 группа: Готовит ответ на вопрос «Что такое единство?»
3 группа: Готовит ответ «Что помогло победить врага?»
Защита ответов каждой группы.
Учитель. А как вы думаете, сколько разных народностей проживают в России? Больше ста восьмидесяти. А чем народы
отличаются друг от друга? Они отличаются внешностью. Например, у одних кожа светлая. А у других смуглая; у однихволосы светлые, а у других тёмные. У одних глаза голубые, а у других карие. У народов России разные обычаи, своя
история, свои праздники, свои национальные костюмы
слайд 8
Ученики:
1. Каких народов только нет
В стране великой нашей,
Как пёстрый солнечный букет:
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва.
Башкиры и буряты
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
2. Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский.
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
Учитель. Вот и подходит к завершению наш праздник, посвящённый Дню народного единства. Ребята, когда вы
вырастете, Вы тоже будете готовы постоять за свою Родину. Но для этого уже сейчас нам надо держаться вместе:помогать друг другу, быть терпеливыми, уважать чужие интересы, уметь прощать обиды. Для вас, ребята, единство
начинается с семьи. Хорошо жить в крепкой. сплочённой семье. Не зря говорят: крепка семья — крепка держава.
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия,
веры в то, что Бог в правде, а не в силе.
Учитель: Давайте с вами создадим цветок единства.
«У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.»
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей.
Единство – это согласие народа.
Единство – это когда есть общая надежда.
Единство – это мир и дружба.
Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок единства/
Учитель Помните лозунг победителей?
«Держаться вместе,
любить и помогать друг другу,
уметь искренне прощать обидчика»
Учитель В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:
Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем, горящим в груди!Нам – равнодушных, в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Дети в круге поют песню. «Вместе целая страна»
Я, ты, он, она –
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» сто тысяч я –
Босоногих, озорных,
Белых, черных и цветных,
Шумных и веселых
В городах и селах.