Классный час для старшеклассников
Оценка 4.9

Классный час для старшеклассников

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл
06.10.2017
Классный час для старшеклассников
Классный час для старшеклассников по гражданско-правовой культуре «Конфликты без насилия» Цель:Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия. - Прививать адекватное поведение при разрешении конфликтов. - Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий. Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого учащегося лежат на партах. Литература: Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск, ПетроПресс, 2001, авторы-составители С. В. Горанская, О. С. Баранова, с. 96–106.
конфликты без насилия.docx
ГБОУ школа ­ интернат №1 г.о. Чапаевск Классный час для старшеклассников «Конфликты без насилия» Цели:  ­   Учить   школьников   контролировать   свое   состояние   при   гневе, раздражительности   и   агрессивном   поведении,   ознакомить   со   способами разрешения конфликтов без насилия. ­ Прививать адекватное поведение при разрешении конфликтов. ­ Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий. Оборудование:  на   доске   тема   занятия,   рабочие   листы   для   каждого учащегося лежат на партах. Литература:    Выбираю   жизнь.  Дети.   Образование.   Милиция   /   учебно­методическое пособие   для   сотрудников   правоохранительных   органов   и   учителей. Петрозаводск, ПетроПресс, 2001, авторы­составители С. В. Горанская, О. С. Баранова, с. 96–106. Ход занятия 1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Воспитатель:  Сейчас   я   прочитаю   вам   небольшой   рассказ,   а   вы подумайте, как можно его закончить. Рома и Петя учились в 9 классе средней школы. Дружили давно, с начальной школы, много времени проводили вместе. Любимым занятием ребят была игра в футбол на большой школьной перемене. Уже несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе – Антон. Ребята недолюбливали его за грубость, недоброжелательность, за то, что часто сквернословит. Антон был так настойчив в своем желании поиграть, что Рома в конце концов пригласил его. С самого начала игры Антон стал вести себя вызывающе, неожиданно выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился,   закричал   на   Антона,   но   тут   прозвенел   звонок   на   следующий урок, и ребята поспешили в школу. Антон продолжал приставать к Пете даже во   время   урока,   предлагал   после   урока   «поговорить».   Петя   старался   не обращать на Антона внимания, так как драться не хотел. «Что, трусишь? – усмехнулся Антон. – Ну что ж, не хочешь иметь дело со мной, будешь иметь с моими друзьями. Пусть только уроки закончатся». После окончания уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут   Петю   у   входа   в   школу.   Рома   видел,   что   Петя   беспокоится.   В   этот момент мальчики услышали сигнал автомобиля. Это отец Ромы приехал за ними. Когда мальчики садились в автомобиль, они услышали, как Антон им крикнул: «Струсили! Ладно, увидимся завтра». На следующий день Петя и Рома встретились в раздевалке школы. Петя оглянулся, чтобы убедиться, что за ним никто не наблюдает, открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома оторопел и спросил: «Зачем тебе это?» «Да вот, у отца взял, – ответил Петя. – Попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Прозвенел звонок на первый урок. Петя обратился с просьбой к Роме. «Положи этот пистолет к себе в портфель и сохрани его там для меня, потому, что я боюсь, что мой отец перероет все мои вещи». «Я не могу, – ответил Рома. – Что, если меня поймают?». «Пожалуйста», – попросил Петя. «Хорошо, – ответил Рома. –   Но   только   до   перерыва   на   большую   перемену».   Рита,   с   которой   Рома дружил, обратила внимание, что он был очень расстроен, когда вошел в класс. «Что­нибудь случилось?» – вежливо спросила она. «Я не могу сказать тебе, занимайся своим делом», – резко ответил Рома. В тревоге  Рома  просидел первый урок, ему казалось, что все знают о пистолете у него в портфеле. Как можно закончить рассказ? Учащиеся. 1) Рома отдал пистолет Пете и сказал, чтобы он вернул его отцу. 2) Приехал отец Пети в школу и забрал пистолет, а дома наказал его за это. 3) После урока Антон с друзьями опять стали требовать от Пети и Ромы выйти и поговорить. И тогда мог бы кто­нибудь пострадать. Отца Ромы могли бы привлечь к уголовной ответственности за ненадлежащее хранение оружия.  Воспитатель: Как вы думаете, зачем Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено? Дети. Хотел испугать Антона, чтобы он отстал от него.  Воспитатель: Почему Антон хотел подраться с Петей? Ученики. Он хотел показать, что ничуть не хуже Пети. Ему было обидно, что все его игнорируют.  Воспитатель: Между Петей и Антоном возник конфликт. Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Разрешение конфликтов без насилия». 2. Основная часть. 2. 1. Беседа.  Воспитатель: Объясните, что значит «конфликт»? Дети. Конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.   Воспитатель:  Конфликт   –   это   столкновение   мнений,   интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей. Учитель записывает определение на доске.   Воспитатель:  Какие   чувства   мы   испытываем,   когда   сталкиваемся   с конфликтами? Дети. Раздражение, гнев, обиду, угнетенное состояние, страх, злость.         Воспитатель: В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали. Дети приводят примеры из своей жизни. Воспитатель:  Судя по вашим ответам, вы испытывали  отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом? Воспитатель: Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо   уйти,   а   через   некоторое   время,   когда   успокоюсь,   подойти   к   нему   и спокойно поговорить, возможно, был прав он, а не я.          Воспитатель:  Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит? Дети.  Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем­то уступить ему. Воспитатель записывает на доске: 2. 2. Самостоятельная работа учащихся. Воспитатель: А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы. Рабочий лист Что вас может рассердить, разозлить? ДОМА: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________ В ШКОЛЕ: __________________________________________________________________ ________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________________________________________________  Воспитатель: Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить дома и в школе. Дети работают самостоятельно. Воспитатель: Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома. Первым свою ситуацию читает Вова. Учащиеся. Когда брат слушает музыку громко.        Воспитатель: Как ты поступаешь в данной ситуации? Дети.  Прошу   его,   чтобы   убрал   громкость.   Если   он   этого   не   делает, начинаю кричать на него.       Воспитатель: Как можно поступить Вове в данной ситуации? Ученики.  Объяснить брату, что он мешает учить уроки или смотреть телевизор. Можно предложить ему слушать музыку в наушниках, тогда не нужно сокращать громкость и мешать окружающим он уже не будет.     Воспитатель: Кого еще что раздражает? Дети.  Когда   мама   и   сестра   смотрят   по   телевизору   бразильские   и мексиканские сериалы. Я не могу их даже слышать.    Воспитатель: Как можно поступить в этой ситуации, чтобы не ссориться и не конфликтовать с мамой и сестрой? Учащиеся.  Раз   они   смотрят     сериалы,   значит   им   нравится,   и   они   не бросят их смотреть только потому, что это кого­то раздражает. Лучше во время сериала уходить из дома погулять во дворе, прогуляться с собакой, навестить друга. Далее аналогично рассматриваются все ситуации.  Воспитатель: Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию. Но, если все­таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью? Дети. К родителям, учителям, друзьям, братьям или сестрам.          Воспитатель:  Самое главное, не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит? Дети.  Научиться   управлять   своими   эмоциями,   не   говорить   сгоряча обидных слов.  Воспитатель: Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт? Ученики. Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.  Воспитатель: Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во­ первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите. Дети.  Поговорить   о   проблеме   с   друзьями   или   близкими,   послушать любимую музыку, погулять в парке, выгулять собаку. Воспитатель или ученик записывают на доске: Воспитатель: Ребята, давайте разберемся, уйти от конфликта, то есть ничего не говоря, оставить человека, с которым вы разошлись во мнениях – это хорошее решение проблемы? Поясните. Дети. Да, потому, что оба человека рассержены и раздражены. Они могут наговорить   друг   другу   много   неприятных   слов   и   потом   могут   вообще   не общаться, стать врагами.   Воспитатель:  Действительно,  это   поможет  избежать   ссоры,  а  может быть и насилия, драки в данный момент, но проблема останется. Гнев и обида могут усилиться, и проблема всплывет наружу. Как же быть? Учащиеся.  Нужно   либо   сразу   обоим   успокоиться,   сосчитать   до   10   и поговорить, не повышая друг на друга голоса. Если в данной ситуации этого сделать не удается, лучше разойтись и через некоторое время, когда страсти улягутся, поговорить в спокойной обстановке.   Воспитатель:  Вы правы. Согласитесь, иногда бывает так, по началу, кажется, что собеседник не прав, что твое мнение правильное, а его нет, но через некоторое время начинаешь понимать, и убеждаешься в том, что все же был прав соперник. У вас были такие случаи? Дети. Да. \ Нет.   Воспитатель:  Опишите, когда такое было, и как вы поступили в этой ситуации. Ученики.  Мы   с   соседом   по   парте   решали   задачу.   У   нас   получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня еще обиднее. Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашел у себя ошибку. Мне было   стыдно   за   свои   слова   перед   одноклассником.   Я   извинился,   но   он обиделся и долго не разговаривал со мной. Воспитатель:  Очень   хороший   пример.   Вынес   ли   ты   урок   из   этой ситуации? Какой? Дети.  Нельзя   нападать   на   человека,   тем   более   оскорблять   его,   не убедившись в том, прав именно ты, а не он. Воспитатель:  Гораздо   проще   наговорить   неприятных   слов,   обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может и простит вас, но все равно изменит к вам свое отношение, может быть даже обида останется где­то в глубине души на долгие годы. Рассмотрим еще один пример. Аня собиралась вечером на дискотеку. Мама, заметив, что она одевает золотые цепочку и серьги, предложила ей оставить их дома, так как ходить ночью в дорогих украшениях опасно. Аня напомнила маме о том, что это подарок бабушки ей на день рождения, и что она имеет право одевать их, когда захочет. Мама настаивала на своем: «Ты никуда не пойдешь в них. У тебя   их   отнимут.   Ты   не   сможешь   за   себя   постоять…».   Аня,   вспылив, накричала на маму, сказала, что уже взрослая и знает, что делает. С этими словами выбежала из дома, хлопнув дверью. Мама очень расстроилась, до полуночи ждала, когда вернется дочь. Около часа ночи раздался телефонный звонок. Женский голос сообщил, что Анна С. находится в приемном покое травматологического отделения с сотрясением головного мозга. Примчавшись туда, мать узнала от Ани, что на нее напали грабители, отобрали сумочку, серьги, цепочку. Она упала и ударилась головой о какой­то камень. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию? Дети.  Ане нужно было послушать маму. В итоге ведь получилось, что мама была права. Воспитатель:    Были   ли  у   вас   подобные   ситуации,   когда   родители предупреждали о чем­то, вы их не слушали, ругались с ними, а в конце концов они были правы, а не вы? Учащиеся.  Да,   были   и   очень   часто.   Например,   мама   говорила   мне, провожая в школу, чтобы я взял с собой зонт. Я его не брал, говорил, что дождя не будет, зачем таскать с собой зонт, ругался, портил настроение маме, а потом приходил из школы весь промокший.  Воспитатель: Какие чувства вы испытывали при этом? Дети.  Понимал, что мама была права, стыд за свое поведение и слова, которые говорил ей, желание больше никогда так не поступать.  Воспитатель: Как вы думаете, почему родители обычно бывают правы? Ученики. Они знают многое лучше нас.   Воспитатель:  У   взрослых   людей,   в   том   числе   и   ваших   родителей, больше жизненного опыта. Они уже возможно были в подобных ситуациях и могут   предвидеть   наперед,   что   может   произойти   в   том   или   ином   случае. Подростки часто конфликтуют с родителями из­за того, что им кажется, что родители решают все за них, относятся к ним, как к детям, а они давно уже взрослые. На самом деле это не так. Родители желают добра своим детям. Они   беспокоятся,   чтобы   с   детьми   ничего   не   случилось,   стараются предотвратить негативные явления. Примером тому служит предупреждение мамы   Ани   о   том,   что   ночью   ходить   в   дорогих   золотых   украшениях небезопасно.   Также   легко   можно   испортить   отношения   и   со   старшими братьями и сестрами, которые хотят вас о чем­то предупредить. Задумайтесь, часто ли в вашей жизни возникают конфликтные ситуации. Удается ли вам их решать спокойно, не прибегая к насилию, без ссор? Ребята. Да. \ Нет.        Воспитатель: Что помогает вам сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивной манеры поведения в конфликте? Дети. Я понимаю, что свои эмоции надо контролировать, что криком и насилием убедить собеседника в своей правоте вряд ли удастся, что я буду глупо, может быть даже смешно, выглядеть со стороны, что взрослые люди так не поступают.   Воспитатель:  Выбранный способ поведения вы считаете единственно верным? Почему? Учащиеся.  Думаю, я поступаю правильно. Оскорблениями и насилием ничего не добьешься, человек просто обидится и разозлится, и в ответ тоже наговорит много неприятных слов, а то и вообще бросится драться.   Воспитатель:  Рассмотрим   еще   одну   конфликтную   ситуацию   и попробуем найти из нее выход. Диме, ученику 11­го класса, очень нравится девятиклассница Света. Он решил рассказать об этом своему другу Жене. Также он попросил его дать ему совет по поводу того, как с ней подружиться и признаться в том, что она ему нравится. Женя сказал, что  не знает, как  поступить   в этой  ситуации. Тогда Дима решил прийти на дискотеку, пригласить Свету на танец и потом обо всем рассказать ей. Весь вечер он продумывал дома, как он пригласит ее, что будет говорить, как Света может отреагировать на это. Наконец пришло время идти на дискотеку. Дима очень волновался, когда зашел в танцевальный зал. Играла медленная музыка, и Дима стал искать глазами Свету. Вдруг он увидел,   что   со   Светой   танцует   Женя.   Дима   подумал:   «Как   он   мог   так поступить   со   мной?   А   ведь   я   его   считал   своим   лучшим   другом!».   Дима подбежал к Жене и стал кричать на него, схватил за воротник рубашки. Женя оттолкнул его от себя. Дима упал на пол. Он был настолько рассержен и зол на своего друга, что, поднявшись, не помня себя от гнева, стал бить Женю кулаками   по   всем   частям   тела.   Ребят   разняли   сотрудники   милиции   и доставили в органы внутренних дел. Какие чувства испытывал Дима по отношению к Жене, когда увидел его танцующим с девушкой, которая ему нравилась? Ученики. Обиду, унижение, боль, гнев, ярость, злость.  Воспитатель: Как вы думаете, почему Женя поступил так, ведь они с Димой друзья? Дети.  Возможно, Женя не понял, о ком говорил Дима, когда просил у него совета. Либо Женя не смог признаться Диме в том, что Света ему тоже нравится.   Если   бы   он   сказал   ему   об   этом   сразу,   то,   возможно,   ничего подобного бы и не случилось. Воспитатель: Как теперь будет относиться Света к Диме? Дети. По всей видимости, Свете было неловко присутствовать во время публичного выяснения отношений между Димой и Женей. Вряд ли она бы стала после этого общаться с Димой. Он показал себя не с лучшей стороны.   Воспитатель:  Вы   правы,   многие   конфликты   возникают   на   «пустом» месте, то есть человек, не разобравшись в ситуации, устраивает скандал, а в итоге   получается,   что   он   ошибался,   и   все   было   не   так   на   самом   деле. Зачинщик конфликта чувствует себя неловко перед окружающими людьми, понимает, что попал впросак и огорчается еще больше. 2. 3. Ролевая игра.   Воспитатель:  С группой ребят из класса мы подготовили небольшую сценку. Я буду автором, а ребята – актерами. Автор. Несколько ребят из 9 класса решили отметить окончание школы и собраться на квартире у Стаса. Стас. Приходите вечером ко мне. Посидим, послушаем музыку. Автор.  Ребята   согласились   и   вечером   пришли   по   указанному   адресу. Стас встретил их и провел в комнату. Его родителей дома не было, поэтому квартира была полностью в их распоряжении. Стас. Я тут подготовился к вашему приходу. Ведь окончание 9­го класса не должно пройти неотмеченным. Автор. И Стас поставил на стол две бутылки водки. Сергей. Это уж точно! Такое надо как следует отметить! Аня. А здесь курить можно? Лена. Я спиртное пить не буду. Саша. Я тоже не буду, как я потом домой пойду? Миша. Все будут, и вы будете! Стас. А зачем вы тогда вообще пришли? Чай с тортиком попить? Автор.  Одноклассницы   поддержали   Стаса   и   Мишу   колкими выражениями в адрес Лены и Саши. Оля. Ах, да! Вы же отличники! Как можно пить эту гадость?! Аня. Вы же ничего, крепче кваса не пьете, а то мама с папой заругают! Стас. Так, все! Хватит вымудряться! Давайте свои рюмки! Саша. Я уже сказал, что не буду! Лена. Мне тоже не наливайте. Миша. Или вы будете как все, или выметайтесь отсюда! Автор. Лена и Саша встали из­за стола и ушли.   Воспитатель:  Спасибо,   ребята.   Займите   свои   места.   Правильно   ли поступили Лена и Саша? Дети.  Правильно.   Ребята   бы   все   равно   весь   вечер   портили   бы   им настроение, подшучивали. Если бы они остались, возможно их бы все­таки уговорили выпить, а если и не уговорили, то конфликт мог перерасти в ссору и не исключено и в сцену насилия.  Воспитатель: Как можно было избежать подобной ситуации? Дети. Договориться заранее о том, для чего вообще собираться у Стаса в квартире, будет спиртное или нет. 3. Итог занятия. Воспитатель: Что же та кое конфликт? Учащиеся.  Конфликт – это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.   Воспитатель:Что   значит   сохранять   спокойствие   в   конфликтной ситуации? Ученики.  Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого   человека   до   конца,   не   позволять   гневу   выплеснуться   наружу, говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор. .

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников

Классный час для старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.