Ход занятия:
1. Введение в тему
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чем-то интересном. Тему нашего разговора вам подскажет предлагаемый сюжет. Внимание на экран!
(видеофрагмент)
- Вы догадались, о чем пойдет разговор? (О дружбе)
- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»? (Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)
2.Дружба – главное чудо.
Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда
С ней любая беда – не беда.
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
· На ощупь?
· На вкус?
· Как пахнет?
· Какого она цвета?
· С какой погодой ее можно сравнить?
( Учитель записывает выводы детей на магнитной доске).
Дружба подарила нам приятные ощущения.
3.Упражнение «Расшифруй слово».
- Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба… (Каждой группе выдаётся по одной букве.)
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р - радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
- Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда у него есть друг, с
которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и
горестях.
4.Работа с пословицами.
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.
Работа в парах.
Проверка выполнения задания.
Старый друг лучше новых двух
Был бы друг, найдется и недруг
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга за деньги не купишь
Друг познается в беде
Друга иметь – себя не жалеть
5. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
6. Притча
- Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей.
(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Вам понравилась притча?
- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? («Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде» и др.)
7. Понятие «Друг»
- Многие считают себя друзьями, но не все являются настоящими.
- Вот вам пример из мультфильма. Перед вами Малыш и Карлсон. Подумаете. Кто из них настоящий друг? Почему вы так думаете? А почему Карлсона нельзя назвать настоящим другом?
- Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию. Кто здесь является настоящим героем: Вовка или Кеша? Как Кеша предал дружбу?
-Человека, который делает
что-то для себя, ради своих интересов называют корыстным. А тот, кто делает всё
от души, – бескорыстным.
Я предлагаю вам сейчас провести
Исследовательский мини-проект «Социологический опрос»
Цель: исследование (изучение) мнения членов группы-команды по вопросу: «Какой он - настоящий друг?»
Каждой группе предложены на карточке варианты качеств друга, нужно будет выбрать и подчеркнуть те, которые вы считаете правильными, можно дописать свое. Затем каждая группа выберет одного представителя – социолога. Социологи собираются вместе, обрабатывают варианты ответов каждой группы, из повторяющихся вариантов составляют модель настоящего друга и представляют ее нам.
(У каждой группы карточка с качествами настоящего друга):
Текст
уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.
(составляют на ватмане «Модель настоящего друга»)
А сейчас попросим наших социологов представить продукт совместной деятельности – «Модель настоящего друга», составленная на основе мнения ребят вашего класса.
(представляют Модель, затем прикрепляют ее на доску).
8. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья?
- А для чего нужны друзья?
Учитель обобщает ответы детей.
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.
9. Игра «Знаю ли я своего друга?»
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару учитель приглашает к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый?
-На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта любит?
-Кем хочет стать, когда вырастет?
-Какое животное он хотел бы иметь дома?
- Мы видим, что {имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
10. Составление законов дружбы
Представьте себе, что вам удалось открыть новую планету. Придумайте для неё название, нарисуйте жителей, чем они занимаются?
Придумайте правила , которые должны соблюдать ваши жители, чтобы на планете не было конфликтов.
( Защита работы)
Могут ли какие то из ваших правил подойти нам землянам?
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
Упражнение “Подарок”
- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.
-Я предлагается взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).
Тем детям, которым никто не подарит цветок, это нужно сделать учителю, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.
Рефлексия.
Игра «Ромашка»
- Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.
Лесенка
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения В. Можной «Дружба – это…»
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал,
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.