Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)
Оценка 5

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Оценка 5
Работа в классе
doc
классное руководство
10 кл
27.03.2019
Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)
Воспитание у молодого поколения устойчивых нравственных убеждений стоит в ряду главных задач общеобразовательной школы. В подростковый период "выкристаллизовывается" личность. Поэтому в образовательном пространстве должны быть созданы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием, а также средств их целенаправленного формирования у подростков в школе.
Философия воспитания человека будущего .doc
Классный час­беседа для школьников старшего возраста «Философия воспитания человека будущего».  Гаврилова Н.Ф., классный руководитель 10 А класса. Март 2019г. Цель: ­  воспитание   подростков   грамотными,   культурными   в   разговоре,   в   общении,   во   время умственного и физического труда, отдыха; ­привитие культуры внешнего вида, поведения вне дома; ­формирование культуры чувств, уважения, дружбы, товарищества, любви; ­воспитание желания быть красивым внутренне. ­воспитание чувства милосердия ко всему живому, уважения к окружающим людям.                                                                                …Воспитание – самое важное дело, и здесь нельзя пренебрегать никакими                                                                                          возможностями…                         И. Ефремов Классный руководитель: Каждый человек – «гора драгоценностей», он при рождении уже обладает   множеством   способностей,   которые   развиваются   в   процессе   воспитания,   в процессе социализации личности. …Рефлексия,   внутреннее   проживание   в   душевном   отклике,   собственные   сомнения   и самостоятельный выбор помогут обрести старшекласснику тот образ жизни, при котором нравственность   станет   опорой   его   отношений   с   окружающим   миром,   людьми,   с   самим собой.       Каждый   возраст   требует   своей   палитры   средств   и   методов.   Подросткам   важно   доказательно раскрыть все преимущества следования нравственным нормам. Диалог может стать для учащихся своеобразным аккумулятором накопленных в личном жизненном опыте нравственных представлений. Подросткам важно доказательство раскрыть на практике все преимущества следования нравственным нормам. Поэтому построение этического диалога вытекает  из повседневной жизнедеятельности класса, из вопросов, волнующих учащихся, с которыми они сталкиваются.     Итак, начнём диалоги по следующим проблемам воспитания  I  . «Быть воспитанным – что это значит?» 1. Как мы называем человека, который встречает вас с улыбкой? ­ Приветливым. 2. Какое определение можно дать человеку, который всегда приветлив с другими? ­Это человек доброжелательный. 3.Что бы вы выделили в качестве главной характеристики человека, который всегда  приветлив и доброжелателен с другими? ­ Его воспитанность. 4. Кто такой воспитанный человек? ­   Воспитанного   человека   отличает   широкая   гамма   положительных   характеристик   в отношениях с людьми.   воспитанность, воспитание, питание? Питание.  Чем же питается воспитанность человека и что впитывает в себя человек с детства?         Давайте   подумаем,   какое   корневое   основание   соединяет   следующие   понятия: 1 Если   он   испытывает   положительные   эмоции,   радостные   чувства,   добрые   слова   и пожелания, ласковое обращение к себе, то и реакция его направлены в позитивную канву отношений, так? Вспомните, как ласкательно называли вас родители? Как обращаются с вами друзья? Что  впитано вами с детства и легло в копилку воспитанности? Как   вы   думаете,   если   скрупулезно   и   сознательно   следовать   золотому   правилу   этики: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе, можно ли в себе сформировать воспитанность? В чём же заключается ваша задача относительно себя? ­Как видим, многое зависит именно от вас, от тех задач, которые вы ставите перед собой и прилагаете собственные усилия для их решения. Воспитанность требует от человека, прежде всего его стремления к пониманию других людей, снисходительности в различных ситуациях. И   здесь   возникает   очень   важный   вопрос: противостоять злу, грубости, силе? ­Да, только важно найти соответствующий способ такого противостояния. Например,   школьник,   застигнутый   у   забора   школы   дерзким   поведением   незнакомых старшеклассников, молча, стоит спиной к забору, смотрит им в глаза и не реагирует на их задиристое поведение. Этим достойным молчанием он не даёт им возможности завязать неравную   драку.   И   те   не   решаются   на   подобные   проявления,   их   хулиганский   задор ослабевает. Недопустимо позволять нести боль любому живому существу ни в словах, ни в действиях. Об этом помнит всегда воспитанный человек. …    «Хорошее   воспитание   надёжнее   всего   защищает   человека   от   тех,   кто   плохо воспитан» (Д.Честерфилд). …  «В   дурно   воспитанном   человеке   смелость   принимает   вид   грубости,   учёность становится педантизмом, остроумие – плутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью» (Дж. Локк).  может   ли   воспитанный   человек II    «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой» …Каждый   человек   неразрывно   связан   с   отечеством,   поскольку   вся   его   жизнь   –   и   под крышей дома своего, и в любимом уголке природы и среди людей общей судьбы и общих традиций,   обычаев   –   выращивает   чувство   любви   к   родине   и   ощущение   собственной причастности к её судьбе. Задумавшись об этом чувстве, попытаемся мысленно продолжить предложения: 1. Природа моего края для меня… 2.Моё чувство к Родине можно выразить… 3.Как гражданин, я… Как выразился римский философ Сенека:  «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя?» Какие эмоциональные переживания связаны у вас с этими словами? …восхищение, нежность, жалость, ответственность, страх, зависимость… А теперь соотнесите свой ответ со словами «Не будет гражданин достойный к отчизне  холоден душой» Что же означают понятия «гражданин, гражданственность?» …Гражданин ­ заинтересованный участник страны и её защитник, с ней связаны его жизнь и судьба.   Отсюда   гражданственность   –   высокое   чувство,   определяющее   состояние причастности к своей стране. У поэта Е.Евтушенко есть такие стихи: Тот, кто Родину подлинно любит,                                                  Тот в любви никогда не криклив 2 «Боль гражданства – не в собственной боли                                                  Тот, кто истинный гражданин                                                  Защищает собою все поле                                                  Даже если он в поле один». Вдумаемся в изреченные разными народами мысли об этом. …Дым отечества ярче огня чужбины (Афоризм). …На чужбине ещё больше родину ценят (Пословица). …Кто не живёт на Родине, не знает вкуса жизни (Пословица). III    «О культуре чувств, или как чувство наше отзовётся…» Чувство   –   это   эмоциональное   переживание,   реакция   человека,   его   отклик   на   слово, событие, поступок, ситуацию. Выдающийся физиолог П.К.Анохин сказал: «Стоит лишь на минуту   представить   себе   жизнь   людей,   лишённую   эмоций,   как   сейчас   же   перед   вами откроются глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Согласны ли вы с этим утверждением? Каждый из вас не лишён эмоциональных переживаний. Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства? Когда человек прячет или искажает свои чувства, , другой не может его правильно понять, а следовательно, адекватно прореагировать. В результате мы сами заставляем другого человека ошибочно толковать своё поведение. Ведь у чувств есть много оттенков. Попробуйте назвать  различные оттенки двух  противоположных чувств: радости и печали. Печаль – грусть, тоска, уныние, отчаяние, подавленность, безразличие, страдание,  угнетённость, безысходность, безнадёжность… Радость   –  восторг,   ликование,   увлечённость,   окрылённость.   гордость,   азарт.… Посмотрите, какая богатая палитра оттенков у каждого чувства? Это даёт возможность определить собственное состояние, его оттенок, который мы хотим выразить в чувстве, чтобы правильно быть понятым. Этому помогает культура чувств. В чём она выражается? Культура чувств – это, прежде всего умение понять чувства другого. Но это ещё и  разнообразие чувств, умение найти способ, чтобы выразить не во вред другому человеку. Что вы думаете по этому поводу? ­ Чувства мы иногда пытаемся определить действиями. Например, «Я хочу обнять весь мир!», «Мне, кажется, что я лечу», «Я готова провалиться сквозь землю» Ещё один способ выражения своих чувств – с помощью сравнений и метафор: «лететь как на крыльях», «чувствую себя, как будто в грязи испачкался», «земля из под ног ушла», «комок   подступил   к   горлу»…Это   означает,   что   человек   всегда   может   найти   способ довести до другого эмоциональное состояние и получить отклик на свои чувства. Иногда многие люди не могут управлять собой только потому, что  не отдают себе отчёта в том, что с ними происходит. Каждый человек хочет быть счастливым. Что для этого является главным?  С какими чувствами вы сталкиваетесь, стремясь к достижению счастья? ­ это когда тебя понимают, когда ты счастлив в дружбе, когда счастливы твои родные. Какие чувства вы испытываете к близким вам людям? Напишите в левой колонке листа всех, кто вас любит, а в правой – кого любите вы.  Подчеркните пары, где любовь взаимна. Обозначьте пары, где любовь без взаимности. Подумайте, что мешает достичь желаемого. IV    «Храни достоинство своё повсюду, человек!» 3 Назовите самые важные для вас 5 качеств в характеристике человека. Оказалось ли среди них достоинство? Ф.М.Достоевский утверждал, что честь и собственное достоинство сильнее всего. «Человек   –   сам   судья   и   сам   творец   каждого   дня   нашего»,   ­   говорится   в   романе Ч.Айтманова «Плаха». Попробуёте проанализировать хотя бы вчерашний день с точки зрения собственного  его творения. Чем вы довольны? Что вы осуждаете в самом себе? (Обсуждение). ­Считаем, все, что направлено на благо не только себя, но и другого, достойно одобрения, а во зло – осуждение. Следовательно, всё, что мы делаем, думаем, весь образ нашей жизни как­то оценивается, имеет свою ценность? Достоинство оценивается как человеческая «стоимость», оценка деяний и образа жизни человека. Жить с достоинством – значит жить согласно общечеловеческим ценностям.  Что это значит? ­Достоинство – категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Чувство собственного достоинства важно ли оно для вас? Что здесь вы считаете главным? 1. Самоуважение. Французский философ М.Монтень говорил «От недостатка уважения к себе   происходит   столько   же   пороков,   сколько   и   от   излишнего   к   себе   уважения».   В. Шекспир утверждал, что «сомнение в своём достоинстве – малодушное самоунижение». «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут» (Н.М. Карамзин) «Кто   легко   склонен   терять   уважение   к   другим,   тот,   прежде   всего   не   уважает   себя» (Ф.М.Достоевский). «Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь». (И.Гёте). … Задумаемся, что значит – уважать человека? ­Очень важно слушать и слышать другого   человека. Как говорил Сократ, понять, что другой – это ты… Философ Сократ предлагает следовать определённой логике: человек должен обратиться внутрь себя и там искать основание для выбора линии поведения. В этом и личностное начало его достоинства, и основа чувства собственного достоинства.   И пусть этому поможет мир мудрых мыслей, копилка нравственного опыта людей. «Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе»  (В.Г. Белинский) «Сознание своего достоинства делает умного человека более стойким (Д.Честерфилд) «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники его вынуждены  хвалить его. (Ф.Ларошфук).   Классный руководитель: Подводя итог диалогам, следует помнить, что каждый человек – личность,   неповторимая   индивидуальность.   Даже   самый   неприметный   человек     похож, образно   говоря,  на   древнеримскую   виллу.   За   фасадами   виллы   –  роскошное   убранство, празднества,   богатство   и   неповторимость.   Так   и   людях   за   внешней   неприметностью скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальных мыслей, чувств. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать видеть в людях добро, относиться к ним с симпатией и уважением. Классный час заканчивается подведением итогов: что нового узнали, какие выводы смогли сделать для себя. Литература: 4 1. Амонашвилли Ш.А. Созидая человека. М., 1982 2.Журнал «Классный руководитель» №7, 2001 3.Журнал «Воспитание школьников» №7, 2011 4. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1997 5.Франкл В.В. Духовность, свобода, ответственность // Психология личности/ ­ СПб, 2000. 5

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)

Классный час "Философия воспитания человека будущего" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019