Классный час "Их называли арктическими танками"
Оценка 4.8

Классный час "Их называли арктическими танками"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл
24.04.2017
Классный час "Их называли арктическими танками"
Данный классный час можно проводить с 5 по 11 классы. Можно провести общешкольное мероприятие. Данная страница в истории Великой Отечественной войны мало освещалась, но учащиеся города Усинска живут в Республике Коми и знают, что здесь в годы войны формировались оленьи батальоны.Классный час
ОЛЕНИ НА ВОЙНЕ.docx
«Их называли арктическими танками» Ведущий.  Северный олень на редкость неприхотлив и добродушен. А эти большущие печальные глаза, в которых плещется безропотная покорность своему поводырю. Разве что во время гона, он способен   нанести   рогами   раны   сопернику,   но   всё   равно   его   можно   назвать   одним   из   самых безобидных и терпеливых живых существ на нашей планете.  Ведущий. Кому и как пришла идея использовать оленей на войне? Были ли подобные случаи их использования в других войнах? Как доставлялись сюда олени из далеких Ненецкого автономного округа   и   Коми   АССР?   В   каких   операциях   приняли   участие?   Как   была   организована транспортировка боеприпасов, орудий, эвакуация самолетов по заснеженной тундре, в условиях  Изнурительный   переход   выпал   на   тот   период,   который   коми   называют   Месяцем бездорожья? Что стоит за всеми этими официальными данными? И самое главное, кто они, эти герои­оленеводы? Ведущий.   большой темноты. Самый же долгий путь в полторы тысячи километров довелось пройти Усть­ Усинскому эшелону.  Ведущий.   В   годы   Великой   Отечественной   войны   в   обороне   Советского   Заполярья   принимали участие уникальные подразделения, уникальные не только для Красной Армии, но и для армий других стран. В военных билетах наших бойцов появилась запись «ездовой оленевод». Речь идет об оленетранспортных дивизионах. Ведущий.  В красноармейских книжках бойцов за тот период времени сделана только одна запись: «Участник боев на Мурманском направлении в составе 14­й армии Карельского фронта с 1942­го по 1944 год. В обороне и участник боевых выходов по тылам противника».  Ведущий.  На Карельском фронте их называли арктическими танками. Оленьи упряжки оказались единственным видом транспорта, которому были не страшны бездорожье и глубокие сугробы. Их не останавливали  и водные  преграды  – олени  отлично плавают,  что очень  пригодилось  в  ходе военно­морских десантных операций (уникальные факты в мировой военной истории!). Ведущий.   Только за военные зимы оленьими батальонами 14­й армии Карельского фронта было вывезено с полей сражений 10142 раненых воина (это целая дивизия), перевезено свыше 17 тысяч тонн боеприпасов и других военных грузов, доставлено на передовую по бездорожью 8000 солдат и офицеров, эвакуировано из тундры 162 повреждённых или подбитых неприятелем самолёта. Ведущий. Оленеводы спасли жизнь многим солдатам и командирам 14­й армии и Северного флота. За годы войны вывезли с передовой более 10 000 человек, доставили на фронт по бездорожью 17 000 тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры более 160 вынужденно севших и подбитых   самолетов,   кроме   того,   переправили   для   выполнения   боевых   заданий   около   8000 военнослужащих и партизан, многих — в дальние тылы врага. Ведущий. Выгоды оленьей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью проникнуть в тыл врага. Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода, сам добывает себе корм. И в тундре, и в лесу он всегда найдет себе пропитание — серебристый ягель. Кормом для него служат трава, листья, которых много под ногами. Олень никогда не нарушит тишины — даже раненый, он не издает  ни звука.  И, что немаловажно, ни одно крупное  упряжное  животное  не сможет   пробежать   по  снежной  целине   десятки   километров   за  сутки.   А   олень   очень   вынослив. Форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки. Ведущий.     Условия   жизни   личного   состава   бригад   были   экстремальными.   Бойцы   ютились   в снежных ямах, покрытых ветками и плащ­палатками. Дров не было, сырые ветки кустарника не горели. Теплого обмундирования и обуви не хватало. Продовольствие и боеприпасы подвозили с перебоями.  Ведущий.     Многие   бойцы   заболевали.   Усилился   падеж   оленей.   До   половины   личного   состава ежедневно направлялись на расчистку дорог в расположение 10­й гвардейской дивизии. Это сильно выматывало бойцов физически и морально.  Ведущий.     Но  главное,   для   чего  были  созданы   бригады,   выполнялось.   Был   установлен   режим работы оленьих транспортов. После часового режима движения делался десятиминутный перерыв для   отдыха   оленей,   осмотра   упряжки,   состояния   нарт   и   груза.   Пребывание   оленей   в   упряжке ограничивалось   восемью   часами   в   день,   а  через   четыре   рабочих   дня  устраивался   однодневный отдых. Ведущий.  Особое место в перевозках занимала эвакуация раненых. Такая эвакуация проводилась в   радиусе   7–10   километров,   то   есть   от   переднего   края   до   полкового   медицинского   пункта. Полковому   медпункту   для   этого   предавали   взвод   оленьего   транспорта.   Для   санитарного транспорта   олени   использовались   даже   во   время   десантных   операций.   С   передовых   позиций вывозили раненых, а обратно перебрасывали боеприпасы.  Ведущий.   рекогносцировки местности на них ездили и генералы, в том числе и сам командующий 14­й армией   На   оленях   мчались   офицеры   связи,   доставлялась   срочная   почта.   С   целью Владимир Иванович Щербаков. Даже командующий фронтом  Кир лл Афан сьевич   Мерецков не гнушался   проехаться   вдоль   фронта   на   оленьей   упряжке,   правда,   отмечал   капризность   этих ии аи животных. Ведущий.   Большую помощь оказывали олени и авиации. Почти у каждого оленевода было по одному и даже по два «крестника» из летчиков. Подобьют где­нибудь над снежным полем наш самолет, кто летчика заберет, кроме них Ведущий.   Олени отлично проявили себя и в морских  операциях. Е. Подразделения блестяще оправдали   надежды.   После   буранов   и   снежных   заносов   фронтовые   коммуникации   оказывались непроходимыми   даже   для   гусеничного   транспорта.   Но   не   для   оленей.   Бывали   случаи,   когда, оказавшись   в   ледяной   воде,   олени   передними   копытами   ломали   и   дробили   ледяную   кромку, пробивались к прочному льду и, выпрыгнув, вытягивали нарты. Ведущий.   С 28 апреля по 10 мая 1942 года 6­я оленелыжная бригада потеряла убитыми 309 человек, пропали без вести — 562, замерзли — 25, ранены — 440, обморожены — 58, заболели — 97. Общие потери бригады 1491 человек, то есть более 53 процентов личного состава. Несмотря на понесенные  потери,  бригада  значительно  потеснила  противника  и закрепилась  на высоте  221  и левом берегу реки Западная Лица.   Ведущий.   Когда   подморозило,   вокруг  образовался   не   пробиваемый   копытом   лед­наст.   Олени голодны…   Оленеводы   лезут   на   скалы,   собирают   ягель   оленям.   Крошат   снег   топором,   чтобы напоить животных. Катер — «охотник» — доставил нам рыбную муку. Тем же катером отправляем под видом раненого нарочного к начальнику тыла 14­й армии: «Просим немедленно доставить 500– 600 килограммов овсянки! Ягель закован морозом, олени голодны!» Через семь часов из Полярного катер привез тонну овсяной крупы. Олени жадно едят крупу, повеселели…» Ведущий.   О боевой работе солдат­оленеводов — ненцев, саами, коми — можно бы рассказать много.  Ведущий.   Оленьи батальоны были расформированы в конце 1944 года, по завершении Петсамо­ Киркинесской операции.  Ведущий.  Как утверждают архивные источники, в 1947 году в ненецкую тундру, в стадо колхоза «Няръян   ты»,   вернулись   …семь   ездовых   быков.   Только   семь   из   тех   тысяч,   которые   помогли отстоять и освободить советское Заполярье! А большая часть выживших оленей так и осталась на территории Финляндии и Норвегии, что, по мнению специалистов, дало мощный толчок развитию оленеводства в этих странах в послевоенный период. Ведь коми­ненецкие олени были в полтора с лишним раза крупнее оленей саамских...  ои Ведущий.  В своих мемуарах командующий Карельским фронтом Кир лл Афан сьевич Мерецк в писал:   «Боевые   операции   в   Заполярье   являлись   в   истории   Великой   Отечественной   войны ии аи уникальными, ибо нигде более нам не доводилось обороняться и наступать в такой природной зоне».  Ведущий.  Уникальным был и транспорт, который использовал советский солдат! Ведущий.  Олени удивительно молчаливы. Даже раненые они умирали беззвучно, орошая  заполярную тундру каплями крови, очень похожими на сок ягод спелой брусники. Погибали,  спасая жизни людей. Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.   Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб ­ И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. Вот снова след размеренный и редкий, И вдруг — прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон — и ветки, Отбитые рогами на бегу...   О, как легко он уходил долиной! Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно­звериной, Он красоту от смерти уносил! Ведущий.  Ребята! Нарисуйте на формате А­3 рисунки к сегодняшнему классному часу и сдайте в кабинет  № 105, мы хотим подготовить  проект к празднику  Великой Победы ведь  именно  нам завещано беречь историческую память об этих героических событиях.

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"

Классный час "Их называли арктическими танками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017