Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в 6-7 классах. Конспект мероприятия включает в себя игру - разминку "Продолжи фразу", примеры ситуаций, которые ученики должны проанализировать и найти наилучшее решение, сценку "Такие разные внучата", Сопоставление фраз из поговорок. Данный классный час позволит школьникам увидеть себя со стороны, проанализировать свои поступки.
О. И. Готка
Классный час в 7 классе «Как мы оцениваем свои поступки»
Цель мероприятия: на конкретных жизненных
примерах учить
школьников видеть себя со стороны и входить в положение других людей;
учить оценивать корректировать свое поведение.
Подготовительная работа: разделить класс на три группы;
подготовить презентацию; составить карточки – ситуации для каждой группы;
подготовить с ребятами сценку
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход мероприятия
Эпиграф: «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый
показывает свой истинный облик». И. Гете.
I. Вступительное слово учителя.
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает
свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои
способности.
Каждый человек постоянно общается со знакомыми и незнакомыми
людьми дома, на работе, в школе, в магазине, на улице и т.д. Поведение
человека, вежливое или грубое слово оставляют след в душе на целый день.
Мы часто обижаемся на окружающих за то, что нас не правильно поняли,
недооценили, напрасно обидели; что люди равнодушны и невнимательны друг
к другу, часто грубы.А вы сами задумывались о том, как ведете себя с разными людьми, в
разных жизненных ситуациях? Умеете ли вы уважать других людей, правильно
с ними общаться, помогать им? И так ли важно задумываться о своем
поведении? И что влияет на наше поведение?
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это
высказывание?
Ответы детей.
Учитель: В поведении проявляется наш темперамент, характер,
взгляды, привычки, желания. На нашем классном часе попробуем взглянуть на
себя со стороны в различных ситуациях, постараемся проанализировать наше
поведение, и поступки.
II.
Игра разминка «Продолжи фразу»
Если ко мне обращаются не тем тоном, то я…
Если вы обратились к комуто с просьбой, а в ответ услышали
«Отстань, не до тебя», то вы…
Если меня попросили не грубить, я…
Когда от меня требуют послушания, то я…
При неудачах чаще обвиняете себя или других?
Учитель: Проанализируйте свои ответы. Соизмерили ли вы свою
реакцию с состоянием другого человека? Какие выводы вы можете сделать?
III.
«Сокровищница народной мудрости»
На слайде вы видите таблицу из двух колонок. В левой колонке
записаны начала поговорок, в правой – окончание. Ваша задача правильно
составить поговорку.
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
От одного слова,
по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях как велят.
дорога любовь.
дело упустить
и от слова погибель.
а гостям рад.
да навек ссора.
IV.
Разрешение ситуацийКаждая группа ребят выбирает карточку, в которой предлагается
конкретная ситуация. Ученикам предлагается обсудить ситуацию и выбрать
свойственный им вариант ответа или дать свой ответ.
1 ситуация: Мама попросила погулять с сестрой, а я в это время хочу
посмотреть передачу по телевизору. Как вы поступите? (Ответ
прокомментируйте).
А. Пойду погуляю с сестрой.
Б. Откажусь выполнить просьбу.
В. Сначала посмотрю телевизор, потом пойду гулять с сестрой.
Г. Пока идет передача, придумаю сестре интересное занятие, чтобы она
не захотела идти гулять.
2 ситуация: Петя взял у Светы без разрешения пенал и не отдает. Ваши
действия на ситуацию:
А. Сделаю вид, что ничего не заметил.
Б. Пристыжу Петю и попрошу чтобы он вернул пенал.
В, Отниму пенал силой и верну Свете.
Г, Обращусь за помощью ко взрослым.
3 ситуация:
Классный руководитель объявил, что планируется
интересная экскурсия, но мест в автобусе не всем хватит. Как вы предложите
поступить?
А. Если все хотят ехать на экскурсию, предложу поехать в другой раз.
Б. Предложу поехать тем, кто заслужил хорошей учебой и активным
участием в мероприятиях.
В. Откажусь ехать.
Г. Предложу решить вопрос голосованием.
На слайде картина – перекресток, светофор.
V.
Сценка «Разные внучата»
Старушка: Ох, забыла очки, светофора не вижу, а кругом машины.
Появляется мальчик с портфелем. Останавливается рядом со старушкой,
готовясь перейти улицу.
Старушка: Мальчик, переведи меня через дорогу. Очки дома забыла.
Мальчик: Бабушка, я же в школу из – за вас опоздаю.
Старушка: Милый мальчик, мне надо в магазин за хлебом и молоком.
Мальчик: А вы подождите меня здесь. Я из школы буду идти и помогу вам.
Старушка: Мне надо побыстрей, дома внучек ждет.
Мальчик: И что мне теперь в школу из –за него опоздать?
Старушка: Ну тогда иди. Ктонибудь другой поможет.Мальчик (задумываясь): Эх, ладно! Старшим надо помогать. А вы мне
благодарность в школу на им директора напишите?
Старушка: Я же директора вашего не знаю и тебя и тебя не знаю.
Мальчик: Я Петров Вася, учусь в школе номер… забыл, сейчас посмотрю в
дневнике. (Достает из портфеля дневник) В школе № 16.
Старушка: № 16? Так в этой школе мой сын директором работает.
Мальчик: Такого совпадения не бывает, вы шутите.
В это время к перекрестку подходит девочка, замечает старушку.
Девочка: Бабушка, вам помочь перейти дорогу? Как раз загорелся зеленый
свет. (Берет бабушку под руку и они вместе переходят дорогу.
Учитель: Оцените поступки девочки и мальчика.
Дети высказывают свое мнение.
VI. Признаки воспитанного человека.
Учитель: Перед вами на доске нарисован человек. От него отходят
стрелочки в разные стороны. Каждый из вас подарите этому человеку признак
воспитанного человека.
Ребята выходят к доске и записывают качества воспитанного человека.
(Вежливый, доброжелательный, внимательный, …)
После этого ученик читает стихотворение
В автобусе и классе, и в шуме дискотек
Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!
Но, делая уступки, ты резко не дели
Одежду и поступки, и помыслы свои.
Случается нередко и это не секрет
Красивой этикеткой сменяют этикет.
И вроде всё в порядке, и всё как у людей,
Но это только прятки от совести своей.
VII. Заключительное слово учителя.
Помните, поступок – отец привычки. Воспитание поведения начинается
с умения контролировать себя, уметь оценить свои поступки и исправлять их.
Вы уже достигли того возраста, когда человек сам растит в себе воспитанную
личность. И в заключении хочу процитировать слова великого советскогопедагога В. А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что
каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя
людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты
зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было
хорошо».
Список литературы:
1.
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe
rukovodstvo/library/2014/03/23/klassnyychaschelovekotrazhaetsyav
svoikh
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe
rukovodstvo/library/2014/04/21/klassnyychasv6klchelovek
otrazhaetsyav
http://www.voppsy.ru/issues/1997/973/973022.htm
2.
3.
О. И. Готка, учитель математики
МОУ «РРСОШ №3»
Г. Рыбница, Приднестровье
тел. 77886965