Воспитание патриотизма младших школьников посредством устного народного творчества
Логинова Гульназ Назимовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №2
г. Первоуральска,
высшая квалификационная категория.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
На уроках, во внеурочной деятельности широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Говоря о ценностях народного искусства в воспитании детей младшего школьного возраста, отмечается ее терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью обрядов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
В качестве примера предлагаю конспект.
КЛАССНЫЙ ЧАС «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ».
Цель. Дать представление о колыбельных песнях.
Задачи.
- Познакомить детей с колыбельными песнями, как одного из жанров устного народного творчества.
- Учить детей пониманию значения культурных ценностей народа, приобщать к деятельности игровой культуре, развивать умение пользоваться разными источниками информации.
- Приобщать к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, развивать эмоциональную сферу ребенка.
- Воспитывать уважительные отношения к народному творчеству.
Актуальность темы.
Я считаю, что проведение классного часа по данной теме актуально на сегодняшний день, так как ориентирующая функция классного часа в большой степени относится к обсуждению культурных ценностей данного возраста и направлению на развитие духовной красоты, гармонии и эмоциональной сферы у учащихся.
Оборудование. Книга «Мудрость народная», диск с записью колыбельных песен, иллюстрации, люлька (экспонат), кукла – младенец.
Ход урока:
I. Организационный момент
Скажите, славные мои ученики, кто из вас верит в чудеса? (ответы детей)
Если вы верите в чудеса, то поймете, что вот эта книга – настоящее чудо. (показ.)
II. Работа с книгой.
а. Названий у нее три. И все золотыми буквами напечатаны. Вот первое. (показ.)
Мудрость народная. Народная – понятное слово, а мудрость – что это за слово такое? (ответы детей).
Ребята группы «Поиск» выполняя домашнее задание, искали ответ на этот вопрос. Давайте их послушаем.
Ответы детей. ( мы обратились к нашему надежному другу – словарю Ожегова
Мудрый – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.)
б. Второе название книги напечатано помельче, но тоже золотой линией подчеркнуто.
Жизнь человека в русском фольклоре. (показ.)
А здесь какое слово объяснения требует?
Послушаем группу «Знатоки»
Дети. Фольклор – народное творчество.
Какие виды устного народного творчества вам уже знакомы? (ответы детей)
в. Игра. Сейчас мы с вами немножко поиграем, а помогут мне в этом группа «Затейники» (Дети проводят игру)
г. Есть у книги и третье название.
Младенчество. Детство.
Детство от слова дети, а младенчество? (ответы детей)
д. Работа с пословицами.
Поверьте, нет ничего прекрасней на свете молодой матери с младенцем. (показ иллюстрации)
Недаром во многих русских пословицах говорится о маме.
Назовите пословицы о маме (ответы детей).
III. Сообщение темы урока.
Тема урока. Колыбельные песни.
Рассказ учителя.
Это один из жанров народного творчества. Колыбельную песню напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку ногой (показ иллюстраций). Она успевала одновременно прясть: правой рукой вертела веретено, левой - сучила нитку. (звучит музыка).
По-другому колыбельные песни назывались, кто знает как? (ответы детей). Песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем, поэтому и песни назывались колыбельными.
IV. Работа в группах.
А что такое колыбель? Послушаем группу «Поиск».
Колыбель – это люлька или зыбка. Зыбка – ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек. Люлька – квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление . ( показ.)
Группам было дано задание поспрашивать своих бабушек, прабабушек посетить библиотеки города, читальные залы и найти интересный материал о колыбели. (ответы групп)
V. Показ сценки.
Давайте представим русскую старинную избу. Сидит Матушка, качает колыбель и поет.
Матушка (наклоняется к зыбке). Спит. (Обращается к ребятам).
Потихонечку сидите и Ванюшку не будите. А соседушки в окошечко глядят, на работу зовут, косу в руки подают. Если Ванечка проснется, нянюшка у вас найдется? (слышится детский плач)
Учитель. Ну-ка, девицы-умелицы, нянюшки-красавицы, укачайте вы Ванюшку, уговорите вас послушать. (Девочки выходят, поют колыбельную песню)
Учитель. Ох, не хочет Ванечка под сестричкины песни засыпать. Есть у Ванечки браток. Дружок, ясный голосок, он так сладко байкает – Дрему зазывайкает. ( Мальчики исполняют)
Матушка. Ой, спасибо вам, ребятушки, молодцы да красны девицы, приглядели мое дитятко, в обиду не дали, букой не пугали.
Убаюкали малыша. А сейчас я проверю, как вы внимательно слушали колыбельные песни, которые спели вам ребята.
Какие сказочные персонажи встретились? Кто такие сон и дрема? (Ответы детей)
VI. Работа с книгой.
У меня в руке замечательная книга (показ) уральской писательницы Свалухиной Серафимы Григорьевны. (рассказ) А хотелось бы вам спеть колыбельные песни с уральской писательницей (ответы детей, пение песен)
VII. Домашнее задание
Дома вы запишите колыбельные песни, которые пелись вашими мамами и бабушками, попробуйте спеть на следующем уроке.
VIII. Подведение итогов.
Давайте вспомним, почему эту книгу (показ) вначале урока я назвала чудом? (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.