Классный час "Матрёшка"
Оценка 4.9

Классный час "Матрёшка"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
2 кл
31.10.2017
Классный час "Матрёшка"
Данная презентация разработана к информационному проекту
Публикация является частью публикации:
Методическая разработка.doc
Методическая разработка «Матрёшка» учителя начальных классов Дьяковой С.А.            Цель:                   •расширить знания учащихся о русской матрешке; • сформировать представление о матрешке как примере русского  национального художественного промысла;  •формировать навыки исследовательской деятельности; •формировать навыки коллективного творчества на основе разделения   труда  и взаимовыручки  Задачи:  •выработать умения и навыки работы с различными информационными  источниками (печатными, аудио, интернет­ресурсами );  •развивать коллективные навыки работы в группах по видам:  ­ оптимального разделения трудовой деятельности; ­ коллективного обсуждения материала; ­ взаимной помощи; ­ объединения обработанных материалов в единую информационную систему.  Классификация проекта: информационный. Форма организации детей: групповая работа. Ведущая деятельность: поисковая. Сфера применения результатов: урочная, внеурочная деятельность. Используемые технологии: технология критического мышления,  информационные (печатные и интернет­ресурсы, художественное творчество  участников проекта), игровая технология Форма продуктов проектной деятельности: изготовление макета матрешки, публичное выступление, презентация. Способ объединения результатов на презентации: отчет по результатам. Вид презентации: сообщение (компьютерный). Возраст учащихся: 2класс ( 8– 9 лет). Количество учащихся: 27человек Предметная область: межпредметная (история, литература, музыка,  фольклор, изобразительное искусство, художественный труд). Состав участников: одноклассный. Режим работы: внеурочный. Время работы: 2 месяца. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и  специфических умений:  умение читать, понимая прочитанное; выделять главное; составлять  план; пересказывать; списывать; рисовать иллюстрации к тексту;  оформлять работу в виде доклада;  умение ориентироваться в информационном пространстве (печатные  источники, видео, аудио, интернет­ресурсы);   умение работать в группе; высказывать свою точку зрения;  умение публично выступать. Предполагаемые приращения: соответствует  целям, задачам проектной  работы. Техническое оснащение: компьютер с необходимым программным  обеспечением Учебно ­ методическое оснащение: школьная и центральная библиотеки  имени А.С. Пушкина.  Информационное оснащение: детская энциклопедическая литература (в  печатном и мультимедийном варианте), фотоматериалы.            Оборудование: карточки с заданиями, выставка матрешек, детских рисунков,  поделок, макет матрёшки, литературная страничка I.Мотивация к учебной деятельности. Ход мероприятия Учитель:   Здравствуйте,   уважаемые   коллеги,   гости,   ребята!   Мы   рады приветствовать Вас на нашем очередном тематическом  классном часе «Всё о куклах». У каждого народа есть свои замечательные куклы, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. А хотели бы вы узнать, о какой кукле пойдёт речь? Дети: Да Послушайте загадку, подготовленную участниками 4 группы. Алый шелковый платочек,  Яркий сарафан в цветочек,  Упирается рука в деревянные бока.  А внутри секреты есть:  Может, три, а может, шесть.  Разрумянилась немножко  Наша русская: "Матрешка!" – (показывают матрешку). /слайд 2 / II. Постановка учебной  цели.  Учитель: Ребята, давайте совместно заполним наш кластер «Матрёшка». Что бы вы хотели узнать по теме? Какие вопросы бы поставили перед собой?  Дети:   Почему   куклу   назвали   матрёшкой?;   Какая   игрушка   была прообразом   матрёшки?;   Как   появилась   матрёшка?;   Существуют   ли загадки, песни про матрёшку? Где находится музей матрёшки? и т.д. Что сейчас мы с вами делали?  Дети: поставили перед собой цель, найти ответы   на   интересующие   нас   вопросы   т.е.   спланировали   свою деятельность. Учитель:  Работая над этим проектом, вы разделились по группам. Сегодня вам предстоит защитить проект своей группы. III. Защита проектов групп. 1­ый ученик Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал.  Игрушка — кукла расписная,  А как назвать ее, не знал.  2­ой ученик  Красивая игрушка, похожа на Катюшку.  А может, на Танюшку? — ей имя подбирал.  Красивая игрушка, как русская девчушка.  И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.  3­й ученик.  С тех пор живет Матрешка,  Как русский яркий сувенир.  Шагает кукла по планете,  И ею любуется весь мир.  Учитель: Ребята, давайте предположим, почему же её назвали Матрёшкой? / Работа в группе ­1 минута. Выслушивание версий./ Учитель: Послушаем, какую информацию нашла 1 группа.  1группа – Происхождение слова « матрёшки ». (Обзор словарей и  гипотезы происхождения слова «матрешка»). Дети: Мы изучили материал по этому вопросу и вот, что у нас получилось.  "Откуда взялось название "матрёшка".  / слайд  3 / Во­первых, мы узнали толкование слова. Матрёшка­ это полая внутри  деревянная ярко разрисованная  кукла в виде полуовальной фигуры, в  которую вставляются такие же куклы меньшего размера. Обсуждая этот  вопрос, мы заметили, что слова: мать, матрешка, Матрёна, матрона ­  родственные слова. Следовательно, должно существовать несколько  вариантов, почему её так назвали. Наши предположения оправдались. Существует несколько версий происхождения названия «матрёшка». Одно из  мнений ­ что слово «Матрёшка» произошло от русского имени – Матрёна. Надо же было игрушку назвать, и конечно дали близкое и понятное нам  название – от одного из самых любимых и распространённых русских женских имён.  2версия ­ Имя "Матрёна" ­ это переиначенное слово "матрона",  означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина. Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка.  3версия – многие считают, что название слова берёт от санскритского  «матри» ­ мать.  Информацию мы нашли в Википедии (свободной  энциклопедии), в словаре русского языка С.И. Ожегова. Единого ответа на  поставленный вопрос  пока ещё нет.  Мы пришли к выводу, что все 3 версии  имеют право на существование. Физминутка для глаз. 2 группа ­ Японский прадедушка матрёшки. (Информационный  проект). / слайд  4 / Русская матрешка 1­й ученик. Кто матрешку создал, я не знаю, Но известно мне, что сотни лет Вместе с Ванькой ­ Встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. 2­ой ученик. Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. 3­ий ученик. На щеках навел зари румянец, Неба синь плеснул в ее глаза, И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал:  4­ый ученик. — Ну иди гуляй теперь по свету,  Весели себе честной народ.  И матрешка через всю планету  До сих пор уверенно идет. 5­ый ученик. Выступает гордо, величаво,  С удалой улыбкой на лице.  И летит за ней по миру слава  О безвестном мастере­творце.  Учитель: Ребята, как вы думаете, существовала у нас на Руси игрушка,  похожая на матрёшку? Дети: Мы  затрудняемся ответить на этот вопрос.  Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе над текстом, в котором вы,  маркеруя текст значками, найдёте ответ. Прочитайте предложение. По ходу чтения на полях  сделайте  пометку: «V» ­  уже знал; «+» ­ новое;  «?» ­ есть вопросы. Разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии,  так и в России. ˇ Так, на Руси имели хождение "писанки" ­ деревянные расписные пасхальные  яйца.ˇ  Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. ˇ Дети: Писанки были похожи на матрёшку тем, что некоторые писанки  состояли из нескольких частей, как и матрёшки. Учитель: Ребята 2­ ой группы готовили ответ на вопрос: « Кто же стал  прообразом матрёшки?». Послушаем их информационный проект. /слайд  4/ Анатолий Иванович Мамонтов, владелец мастерской­магазином «Детское  воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки, привёз с  острова Хонсю (Япония) знаменитую предшественницу и прообраз русской  матрешки ­ фигурку добродушного лысого старика, буддийского мудреца  Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в  другую. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме,  великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб,  гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он  обычно держит посох со свитком. Древние мудрецы Японии считали, что  человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог:  физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и  нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить  несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и  первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных  друг в друга фигурок. Японцы утверждают, что первым выточил подобную  игрушку русский монах. Есть ещё одна версия происхождения русской матрёшки, что фигурка другого японского святого Дарумы является прообразом матрёшки. Гипотеза  происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла  вовсе не разборная. По сути, игрушка­дарума является... неваляшкой. В  основании Дарумы, выполненной из папье­маше, помещается груз, обычно из  глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь­ка! Дарума как ванька­встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька,  лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а  лишь дальний родственник,  как матрёшки, так и неваляшки.  Песня ­ танец «Неваляшки». 3 группа. Рождение русской матрёшки. (Виртуальная экскурсия). Учитель: Ребята, а вы знаете, какой была первая матрёшка, кто её создал, как её изготовляли. Дети: Нет. /Слайд 5 – 8 / Учитель: Давайте вместе с ребятами 3 группы отправимся на экскурсию. Дети: В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце прошлого  века жили многие русские замечательные художники: Серов, Коровин,  Васнецов. Этим людям были дороги судьбы народного творчества. А тут  попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка ­ японец, а в нём мал мала меньше вся его семья. Вот тогда и попросили знаменитого игрушечного  мастера из Загорска Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но  только свою, русскую матрёшку. Потом матрёшку расписал художник Сергей  Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка ­ россияночка. Эта была  женщина в сарафане, а в ней мал мала меньше: девочки и мальчики, а  последний был спеленутый малыш. Первая матрешка появилась на свет в облике девочки — подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках держала  петуха и всем улыбалась. Название игрушки образовали от женского имени  Матрена. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла  раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешки. В той — следующую.   Последним появлялся русоголовый мальчик в красной рубахе. Учитель: Сколько куколок было в первой матрёшке?  Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и  взрослым. Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и  торговцы, приехавшие из разных стран, были очарованы pvcской многоместной  куклой. В Москву посылались заказы на большие партии матрешек.  И  сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме География ее  местожительства охватила многие страны мира.  Рождение матрёшки. /слайд 9/ Матрёшку сделать непросто. Сначала нужно выточить из дерева заготовку,  чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Материалом для заготовки служат такие породы деревьев, берёза и липа. Начинает мастер роспись с самой  маленькой матрёшки.  Каждую куклу покрывают масляным лаком, а потом  художник распишет матрёшек гуашью или масляными красками, словно  оденет их в нарядные одежды. Подвижная физминутка. Выходят три девочки, в руках у них матрешки из картона./слайд 10­13/ Загорская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки. Семеновская матрешка: А я из г. Семенова ­ родины хохломской росписи. Полхов­Майданская  матрешка: А я приехала из села Полхов­Майдан под Нижним Новгородом. Здравствуйте, мои дорогие! Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли "тарарушками". Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают.  Загорская   матрешка:   Я   настоящая   русская   красавица,   на   мне   простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький   и   аккуратный.   Единственное   украшение   на   мне   ­   это   нитка красных   бус.   В   руки   мне   могут   дать   самовар,   петушка,   корзинку,   букет цветов. Форма моя ­ добротная, устойчивая, крутобокая.  Семеновская матрешка: А семеновские матрешки одеты в светлые, яркие желтые и красные платки и сарафаны. Алые розы, маки, незабудки, ягоды и листья собраны в букеты, которые мы держим в руках.  Полхов­Майданская матрешка: Ну, подружки, по форме и по краскам вам со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть­чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает мне задорный, удалой вид. И краски я люблю   яркие,   анилиновые:   синие,   алые,   зеленые...   Платок   на   мне   ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо­ букет:   на   зеленой   ветке   цветы,   бутоны,   ягоды,   фрукты.   Хороша   я   ­ полюбуйтесь на меня! Загорская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по­другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А   еще   игрушечных   дел   мастера   наделили   меня   добротой,   скромностью, трудолюбием и терпением.  Семеновская матрешка: Нас расписывают на естественную золотистую  фигурку. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. А Семеновская  фабрика "Хохломская роспись" получила право выпускать изделия с  олимпийской символикой для Игр в Сочи в 2014 году. Полхов­Майданская  матрешка:   А   мне   палец   в   рот   не   клади.   Я   девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю!  Я девчонка ничего!  Не боюсь я ничего.  Если я и упаду,  Все равно не пропаду!  Учитель:  Каждый   мастер   привносил   в   облик   матрешки   что­то   свое, особенное,   поэтому   матрешки   отличаются   друг   от   друга   формой,   узором, цветом и характером.  Учитель: Матрешкины конкурсы. Конкурс "Одень матрешку".  Ребята, попробуйте представить себя мастером . Каждой группе даётся  заготовка­матрёшка, её нужно одеть. Кто быстрее и аккуратнее это сделает.  Затем назвать, к какому виду матрёшек по росписи она относиться. /слайд 14/ 4 группа ­ Литературная страничка Учитель: Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую  вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки. Послушайте частушки в исполнении учащихся этой группы. Частушки. (Смотри в приложении) Матрешкин блиц­опрос: 1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!) 2.   Назовите   главный   секрет   матрешки.   (Это   кукла   с   сюрпризом:   внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще). 3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается). 4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая). 5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок). 6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25­ местная, 48­местная, 72­местная. Самая большая ­ ростом с первоклассницу, самая маленькая ­ с горошину). Песня «Русские матрешки».  (Смотри приложение). Дети: Много стихов, песен, пословиц мы приготовили на своей литературной  страничке. Мы предлагаем вам, ребята, присоединиться к нам и вместе  создать книгу «Матрёшка». /слайд 15/ IV. Рефлексия. Учитель:  Ребята, давайте вернёмся к нашему кластеру. Посмотрите, на все вопросы мы нашли ответ? Есть ль ещё у вас вопросы по этой теме?  Продолжите фразу: Матрёшка – это… Вставая   из­за   парты,   возьмите   жетон   красного   или   синего   цвета, символизирующие настроение после нашего мероприятия, положите его в  одну из ваз, мы узнаем, какая обстановка была на защите проектов.

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"

Классный час "Матрёшка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2017