Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
6 кл
10.05.2017
Учебно-воспитательные задачи:
1. Показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от животных.
2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия.
3. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита.
4. Продолжить формирование у учащихся чувства любви к своему родному языку, истории Родины.
Оборудование:
1 Репродукция иконы "Св. Кирилл и Мефодий".
2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.
3 Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно-славянской азбуки и алфавита русского языка.
4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл.
5.Таблица с написанием цифр славянского языка.
6.Пособие – "раскраска" по теме.
7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".
Оформление классной доски:
Заголовок "Первоучители и просветители славянские" братья Кирилл и Мефодий.
Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки. Болгары.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?".
Вывод беседы:
Внешними признаками.
Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога.
Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.?
Дети: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер.
Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее нужно записать. Нужны буквы, азбука.
Итак, цель сегодняшнего урока:
1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку.
Звучит фонограмма (вокализ Рахманинова).
Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в многодетной семье военноначальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим образом. Константин - Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах.
В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели, умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки - славяне не хотели учиться, а потому, что не было славянского алфавита.
В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое главное - их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли читать самую удивительную книгу – Библию, которая была написана на греческом языке.
…Увы, увы, неграмотны славяне,
И очень сложен греческий язык,
Не многие его постичь сумеют
И Библию с молитвой прочитать…
- так думали братья.
Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими.
А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют Кириллица. Дети, как вы думаете, почему азбука получила такое название?
Дети: Ее создал Кирилл.
Учитель: А почему братьев называют учителями?
Дети: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать.
Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский, белорусский, сербский, словакский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов.
Найдем черты сходства и различия между ними:
Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов.
Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.)
Прочитайте первую строчку славянской азбуки.
Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А". Следующая буква "БУКИ", звук – Б и т. д.
4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз буки ведаю" - я буквы знаю, "Глагол добро"- говори добрые слова, а не злые, "Добро есть жизнь"- добро - смысл жизни, "Рцы слово твердо" - говори слово твердо, не лги, не лукавь. "Живите земля иже како люди мыслите" - живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл?
Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак, есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА", "Ю", "Я" или с половинкой названия – " КАКО" - буква "КА".
Отличительные черты двух алфавитов:
Славянский Русский
1. Каждая буква имеет название и обозначает звук. "Аз" - а, "Буки" - б 1. Многие буквы потеряли название. Звук и название буквы совпадают
2. Есть связующий смысл в алфавите и советы обучающимся 2. Нет связующего смысла в алфавите и советов обучающимся.
3. Количество букв больше 3. Количество букв меньше. (33).
4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять", "оук", "зело" и т.д 4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси", "фита", т.д.
5. Нет буквы "Ё". 5. Есть буква "Ё".
6. Буквы обозначают цифры 6. Буквы не обозначают цифр
Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность: буквы обозначают цифры.
Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке:
а + г = д (не 4, а добро);
и - в = з (зело) и т.д.
Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д.
В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово?
Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу сообразительность, и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети найдут ее на плакате.
Загадки:
По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ".
А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть".
Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како".
По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо".
Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите какое государство им образовано.
(Русский народ - Россия, польский - Польша, болгарский – Болгария и т.д.)
Вывод урока:
Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив пользоваться письменностью, положили начало просвещению.
Они способствовали распространению христианства среди славянских народов.
Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными первоучителями и просветителями славянскими.
Закрепление:
Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке.
Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке.
Учитель: Из какого языка родился русский язык?
-Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка ( упрощения или усложнения)?
-Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию).
Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия?
Домашнее задание: Раскрасить рисунок "Просветители славян".
Классный час Кирил и Мефодий..doc
1
Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Классный руководитель: Клинчаева Марина Оганесовна
Учебновоспитательные задачи:
1. Показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от
животных.
2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия.
3. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита.
4. Продолжить формирование у учащихся чувства любви к своему родному языку, истории
Родины.
Оборудование:
1 Репродукция иконы "Св. Кирилл и Мефодий".
2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию.
3 Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковнославянской азбуки и алфавита русского
языка.
4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл.
5.Таблица с написанием цифр славянского языка.
6.Пособие – "раскраска" по теме.
7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию".
Оформление классной доски:
Заголовок "Первоучители и просветители славянские" братья Кирилл и Мефодий.
Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки.
Болгары.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?".
Вывод беседы:
Внешними признаками.
Человек существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он
имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога.
Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие
события происходили в их жизни и т.д.?
Дети: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер.
Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее
нужно записать. Нужны буквы, азбука.
Итак, цель сегодняшнего урока:
1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком
языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку.
Звучит фонограмма (вокализ Рахманинова).
Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в
многодетной семье военноначальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди
мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был
талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим
образом. Константин Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был
прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах.
В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины
располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели,
умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем
родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки славяне не хотели учиться,
а потому, что не было славянского алфавита.
В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу
славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы
рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному 2
морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое
главное их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в
храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли
читать самую удивительную книгу – Библию, которая была написана на греческом языке.
…Увы, увы, неграмотны славяне,
И очень сложен греческий язык,
Не многие его постичь сумеют
И Библию с молитвой прочитать…
так думали братья.
Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на
славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как
жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах
стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах
помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими.
А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют
Кириллица. Дети, как вы думаете, почему азбука получила такое название?
Дети: Ее создал Кирилл.
Учитель: А почему братьев называют учителями?
Дети: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать.
Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский,
белорусский, сербский, словакский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной
русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов.
Найдем черты сходства и различия между ними:
Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов.
Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.)
Прочитайте первую строчку славянской азбуки.
Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А".
Следующая буква "БУКИ", звук – Б и т. д.
4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз
буки ведаю" я буквы знаю, "Глагол добро" говори добрые слова, а не злые, "Добро есть
жизнь" добро смысл жизни, "Рцы слово твердо" говори слово твердо, не лги, не лукавь.
"Живите земля иже како люди мыслите" живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в
русском алфавите есть связующий смысл?
Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите
буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак,
есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА",
"Ю", "Я" или с половинкой названия – " КАКО" буква "КА".
Отличительные черты двух алфавитов:
Славянский
1. Каждая буква имеет название и обозначает
звук. "Аз" а, "Буки" б
2. Есть связующий смысл в алфавите и советы
обучающимся
3. Количество букв больше
4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять",
"оук", "зело" и т.д
5. Нет буквы "Ё".
6. Буквы обозначают цифры
Русский
1. Многие буквы потеряли название. Звук и
название буквы совпадают
2. Нет связующего смысла в алфавите и
советов обучающимся.
3. Количество букв меньше. (33).
4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси",
"фита", т.д.
5. Есть буква "Ё".
6. Буквы не обозначают цифр 3
Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не
арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность:
буквы обозначают цифры.
Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке:
а + г = д (не 4, а добро);
и в = з (зело) и т.д.
Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д.
В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово?
Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу
сообразительность, и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и
указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети
найдут ее на плакате.
Загадки:
По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ".
А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть".
Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како".
По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо".
Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые
создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия
народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите
какое государство им образовано.
(Русский народ Россия, польский Польша, болгарский – Болгария и т.д.)
Вывод урока:
Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив
пользоваться письменностью, положили начало просвещению.
Они способствовали распространению христианства среди славянских народов.
Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях
жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные
государства, проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными
первоучителями и просветителями славянскими.
Закрепление:
Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке.
Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке.
Учитель: Из какого языка родился русский язык?
Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка ( упрощения или
усложнения)?
Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах
есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию).
Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на
Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия?
Домашнее задание: Раскрасить рисунок "Просветители славян".
Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.