ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Марина Клинчаева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Учебно-воспитательные задачи: 1. Показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от животных. 2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия. 3. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита. 4. Продолжить формирование у учащихся чувства любви к своему родному языку, истории Родины. Оборудование: 1 Репродукция иконы "Св. Кирилл и Мефодий". 2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию. 3 Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно-славянской азбуки и алфавита русского языка. 4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл. 5.Таблица с написанием цифр славянского языка. 6.Пособие – "раскраска" по теме. 7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию". Оформление классной доски: Заголовок "Первоучители и просветители славянские" братья Кирилл и Мефодий. Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки. Болгары. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?". Вывод беседы: Внешними признаками. Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога. Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.? Дети: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер. Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее нужно записать. Нужны буквы, азбука. Итак, цель сегодняшнего урока: 1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку. Звучит фонограмма (вокализ Рахманинова). Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в многодетной семье военноначальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим образом. Константин - Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах. В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели, умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки - славяне не хотели учиться, а потому, что не было славянского алфавита. В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое главное - их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли читать самую удивительную книгу – Библию, которая была написана на греческом языке. …Увы, увы, неграмотны славяне, И очень сложен греческий язык, Не многие его постичь сумеют И Библию с молитвой прочитать… - так думали братья. Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими. А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют Кириллица. Дети, как вы думаете, почему азбука получила такое название? Дети: Ее создал Кирилл. Учитель: А почему братьев называют учителями? Дети: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать. Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский, белорусский, сербский, словакский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов. Найдем черты сходства и различия между ними: Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов. Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.) Прочитайте первую строчку славянской азбуки. Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А". Следующая буква "БУКИ", звук – Б и т. д. 4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз буки ведаю" - я буквы знаю, "Глагол добро"- говори добрые слова, а не злые, "Добро есть жизнь"- добро - смысл жизни, "Рцы слово твердо" - говори слово твердо, не лги, не лукавь. "Живите земля иже како люди мыслите" - живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл? Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак, есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА", "Ю", "Я" или с половинкой названия – " КАКО" - буква "КА". Отличительные черты двух алфавитов: Славянский Русский 1. Каждая буква имеет название и обозначает звук. "Аз" - а, "Буки" - б 1. Многие буквы потеряли название. Звук и название буквы совпадают 2. Есть связующий смысл в алфавите и советы обучающимся 2. Нет связующего смысла в алфавите и советов обучающимся. 3. Количество букв больше 3. Количество букв меньше. (33). 4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять", "оук", "зело" и т.д 4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси", "фита", т.д. 5. Нет буквы "Ё". 5. Есть буква "Ё". 6. Буквы обозначают цифры 6. Буквы не обозначают цифр Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность: буквы обозначают цифры. Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке: а + г = д (не 4, а добро); и - в = з (зело) и т.д. Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д. В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово? Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу сообразительность, и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети найдут ее на плакате. Загадки: По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ". А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть". Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како". По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо". Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите какое государство им образовано. (Русский народ - Россия, польский - Польша, болгарский – Болгария и т.д.) Вывод урока: Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив пользоваться письменностью, положили начало просвещению. Они способствовали распространению христианства среди славянских народов. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными первоучителями и просветителями славянскими. Закрепление: Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке. Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке. Учитель: Из какого языка родился русский язык? -Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка ( упрощения или усложнения)? -Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию). Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия? Домашнее задание: Раскрасить рисунок "Просветители славян".

  • Работа в классе
  • Воспитательная работа
  • 6 кл.

Все файлы материала:
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ