Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Оценка 4.7

Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
6 кл
10.05.2017
Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Учебно-воспитательные задачи: 1. Показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от животных. 2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия. 3. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита. 4. Продолжить формирование у учащихся чувства любви к своему родному языку, истории Родины. Оборудование: 1 Репродукция иконы "Св. Кирилл и Мефодий". 2. Репродукция памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию. 3 Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно-славянской азбуки и алфавита русского языка. 4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл. 5.Таблица с написанием цифр славянского языка. 6.Пособие – "раскраска" по теме. 7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию". Оформление классной доски: Заголовок "Первоучители и просветители славянские" братья Кирилл и Мефодий. Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки. Болгары. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?". Вывод беседы: Внешними признаками. Человек - существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том, что он имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога. Учитель: Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни и т.д.? Дети: Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер. Учитель: Верно. Нужно прочитать древние письмена. Чтобы потомки узнали историю, ее нужно записать. Нужны буквы, азбука. Итак, цель сегодняшнего урока: 1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку. Звучит фонограмма (вокализ Рахманинова). Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в многодетной семье военноначальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он мог выполнить самым наилучшим образом. Константин - Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах. В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели, умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем родном языке они не могли. Это было не потому, что наши предки - славяне не хотели учиться, а потому, что не было славянского алфавита. В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое главное - их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли читать самую удивительную книгу – Библию, которая была написана на греческом языке. …Увы, увы, неграмотны славяне, И очень сложен греческий язык, Не многие его постичь сумеют И Библию с молитвой прочитать… - так думали братья. Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил христианскую веру. Во многих странах помнят и уважают до сих пор Кирилла и Мефодия. Их называют учителями славянскими. А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют Кириллица. Дети, как вы думаете, почему азбука получила такое название? Дети: Ее создал Кирилл. Учитель: А почему братьев называют учителями? Дети: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать. Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский, белорусский, сербский, словакский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной русский язык. Посмотрите на плакаты с изображением славянского и русского алфавитов. Найдем черты сходства и различия между ними: Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов. Количество букв одинаково? (Предложить одному ученику посчитать.) Прочитайте первую строчку славянской азбуки. Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А". Следующая буква "БУКИ", звук – Б и т. д. 4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз буки ведаю" - я буквы знаю, "Глагол добро"- говори добрые слова, а не злые, "Добро есть жизнь"- добро - смысл жизни, "Рцы слово твердо" - говори слово твердо, не лги, не лукавь. "Живите земля иже како люди мыслите" - живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл? Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак, есть буквы, которые перешли из славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА", "Ю", "Я" или с половинкой названия – " КАКО" - буква "КА". Отличительные черты двух алфавитов: Славянский Русский 1. Каждая буква имеет название и обозначает звук. "Аз" - а, "Буки" - б 1. Многие буквы потеряли название. Звук и название буквы совпадают 2. Есть связующий смысл в алфавите и советы обучающимся 2. Нет связующего смысла в алфавите и советов обучающимся. 3. Количество букв больше 3. Количество букв меньше. (33). 4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять", "оук", "зело" и т.д 4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси", "фита", т.д. 5. Нет буквы "Ё". 5. Есть буква "Ё". 6. Буквы обозначают цифры 6. Буквы не обозначают цифр Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность: буквы обозначают цифры. Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке: а + г = д (не 4, а добро); и - в = з (зело) и т.д. Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д. В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово? Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу сообразительность, и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети найдут ее на плакате. Загадки: По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ". А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть". Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како". По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо". Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите какое государство им образовано. (Русский народ - Россия, польский - Польша, болгарский – Болгария и т.д.) Вывод урока: Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив пользоваться письменностью, положили начало просвещению. Они способствовали распространению христианства среди славянских народов. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными первоучителями и просветителями славянскими. Закрепление: Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке. Дети: О Кирилле и Мефодии и о славянской азбуке. Учитель: Из какого языка родился русский язык? -Как вы думаете по какому пути пошло развитие русского языка ( упрощения или усложнения)? -Ребята, во многих городах нашей Родины, в Польше, Словакии, Болгарии и других странах есть памятники. ( Учитель показывает репродукцию). Кому посвящен этот памятник? Докажите, что это памятник Кириллу и Мефодию, а на Минину и Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а где Мефодия? Домашнее задание: Раскрасить рисунок "Просветители славян".
Классный час Кирил и Мефодий..doc
1 Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности Классный руководитель: Клинчаева Марина Оганесовна Учебно­воспитательные задачи: 1. Показать учащимся, что речь – одно из самых важных отличительных черт человека от  животных. 2. Дать основные исторические сведения о жизни Кирилла и Мефодия. 3. Подчеркнуть основные черты отличия славянской азбуки и русского алфавита. 4. Продолжить формирование у учащихся чувства любви к своему родному языку, истории  Родины. Оборудование: 1 Репродукция иконы "Св. Кирилл и Мефодий". 2. Репродукция  памятника равноапостольным Кириллу  и Мефодию. 3 Плакаты (на листе ватмана) с написанием церковно­славянской азбуки и алфавита русского  языка. 4. Таблица с написанием отдельных слов на славянском языке с помощью титл. 5.Таблица с написанием цифр славянского языка. 6.Пособие – "раскраска" по теме. 7. Эскиз рисунка "Кирилл и Мефодий прибывают в Хазарию". Оформление классной доски: Заголовок "Первоучители и просветители славянские" братья Кирилл и Мефодий. Славянские народы: Русские. Белорусы. Украинцы. Словаки. Словенцы. Сербы. Чехи. Поляки.  Болгары. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Беседа учителя: "Чем человек отличается от животного?". Вывод беседы: Внешними признаками. Человек ­ существо  мыслящее. Главное его  отличие  от животного заключается в том, что он  имеет: ЯЗЫК (речь), историю, культуру, веру в Бога. Учитель: Как  мы  можем  узнать  о том,  как жили  наши предки, какие  пели песни, какие   события  происходили  в  их  жизни и т.д.? Дети: Из древних книг, надписей  и рисунков на стенах пещер. Учитель: Верно. Нужно  прочитать древние письмена. Чтобы  потомки узнали историю, ее  нужно записать. Нужны буквы, азбука. Итак, цель сегодняшнего урока: 1.Как появился наш русский алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время. 2.На каком  языке говорили наши предки. Кто впервые придумал для них азбуку. Звучит фонограмма (вокализ Рахманинова). Мысленно перенесемся в 9 век, в город Солуни (теперь это город Салоники в Греции). Там в  многодетной семье военноначальника жили братья Константин и Мефодий. Были они люди  мудрые, хорошо знали греческий, латинский, славянский и др. языки. Мефодий был  талантливым организатором. Все дела, порученные ему, он  мог выполнить самым наилучшим   образом. Константин ­ Кирилл (это имя он получил после принятия монашества) был  прекрасным мыслителем, философом, мог побеждать в трудных богословских спорах. В те времена, когда жили Кирилл и Мефодий, на территории юга России и Украины  располагалось древнее государство Хазария, а населением его были славяне. Они красиво пели,  умели сочинять стихи, сказки, речь их была плавной и певучей, но писать и читать на своем  родном языке они не могли. Это было не  потому, что наши предки ­ славяне не хотели учиться,  а потому, что не было славянского алфавита. В 861 году греческий царь Михаил послал Кирилла и Мефодия к славянам в ответ  на просьбу  славянского князя Ростислава. (Князь Ростислав просил прислать учителей, которые смогли бы  рассказать славянам о святых христианских книгах, о вере.) Прибыв в Хазарию по Черному 2 морю (показ эскиза рисунка), братья были поражены красотой природы, строений, но самое  главное ­ их поразила красота языка, на котором говорили наши предки. Славяне ходили в  храмы, но плохо понимали, о чем говорилось на службах и, конечно же, многие из них не могли  читать самую удивительную книгу – Библию, которая была написана на греческом языке. …Увы, увы, неграмотны славяне,  И очень сложен греческий  язык,  Не  многие  его  постичь  сумеют И Библию  с  молитвой  прочитать… ­ так думали братья.  Вернувшись домой, братья составили в 863 году славянскую азбуку, стали переводить на  славянский язык книги Библии. Благодаря Кириллу и Мефодию, мы с вами можем узнать, как  жили наши предки, о чем мечтали, какие пели песни, о чем слагали стихи и т.д. Службы в храмах стали понятными и интересными. Народ полюбил  христианскую веру. Во многих странах  помнят и уважают до сих пор Кирилла и  Мефодия. Их называют учителями славянскими. А теперь посмотрите на плакат, на котором написана славянская азбука. Ее еще именуют  Кириллица. Дети, как вы думаете, почему азбука получила такое  название? Дети: Ее создал Кирилл. Учитель: А почему братьев называют учителями? Дети: Учитель учит. Кирилл и Мефодий научили славян читать и писать. Учитель: Из славянского языка родилось много других языков. Среди них украинский,  белорусский, сербский, словакский, чешский, польский, болгарский, польский и наш родной  русский язык. Посмотрите на  плакаты с  изображением славянского и русского алфавитов. Найдем черты сходства и различия между ними: Очень похожи буквы славянского и русского алфавитов. Количество букв одинаково?       (Предложить  одному  ученику  посчитать.) Прочитайте первую строчку славянской азбуки. Буква "АЗ" напоминает нам какую букву? Ее "имя" АЗ, а звук при чтении она дает "А".  Следующая буква "БУКИ", звук – Б и т. д. 4. В алфавите заложен связующий смысл, который дает советы обучающемуся человеку: "Аз  буки ведаю" ­ я буквы знаю, "Глагол добро"­ говори добрые слова, а не злые, "Добро есть  жизнь"­ добро ­ смысл жизни,  "Рцы слово твердо" ­ говори слово твердо, не лги, не лукавь.  "Живите земля иже како люди мыслите" ­ живите на земле как подобает людям (мыслящим). А в русском алфавите есть связующий смысл? Учитель: Найдите буквы, которые есть в славянском алфавите, а в русском их нет. Найдите  буквы в русском алфавите, которые перешли из славянского, не изменив своего названия. Итак,  есть буквы, которые перешли из  славянского алфавита без изменений названий: "ЧА", "ЩА",  "Ю", "Я" или с половинкой названия – " КАКО" ­ буква "КА". Отличительные черты двух алфавитов: Славянский 1. Каждая буква имеет название и обозначает   звук. "Аз" ­ а, "Буки" ­ б 2. Есть связующий смысл в алфавите и советы  обучающимся 3. Количество букв больше 4. Есть "ижица", "кси", "пси", "фита", "ять",  "оук", "зело" и т.д 5. Нет буквы "Ё". 6. Буквы обозначают цифры Русский 1. Многие буквы потеряли название. Звук  и   название буквы совпадают 2. Нет связующего смысла  в  алфавите и   советов обучающимся. 3. Количество букв меньше. (33). 4. Нет букв "ижица", "ять", "кси", "пси",  "фита", т.д. 5. Есть буква "Ё". 6. Буквы не обозначают цифр 3 Учитель: Славяне умели считать, но цифры у них были не такие, какими мы пользуемся, не  арабские, а славянские. Посмотрите на таблицу славянских цифр. Определите их особенность:  буквы обозначают цифры. Попробуйте посчитать, а ответ скажите на славянском языке: а + г = д  (не 4, а добро); и ­ в = з     (зело)   и т.д. Славянская азбука открыта на стр. «К», какая это стр.? и т. д. В книге написано: прочитать "М" раз. Сколько раз я должна прочитать это слово? Вот какие удивительные буквы славянского языка. Давайте теперь проверим вашу  сообразительность, и будем отгадывать загадки. Вы должны не только правильно ответить, но и  указать букву, с которой написали бы это слово наши предки. А самые сообразительные дети  найдут ее на плакате. Загадки: По прекраснейшим лугам ходит первый человек. (Адам) Буква "АЗ". А с ветвей большого древа рвет плоды супруга. (Ева). Буква "Есть". Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. ( Кошка). Буква "Како".  По тайге, рыча, идет полосатый, грозный кот. (Тигр) Буква "Твердо". Учитель: Благодаря письменности, из неграмотных славян рождаются великие народы, которые создали могучие государства. Дети, обратите свое внимание на доску. На ней написаны названия  народов, которые образовались из славянских племен. Я буду называть народ, а вы скажите  какое государство им образовано. (Русский народ ­ Россия, польский ­ Польша, болгарский – Болгария и т.д.) Вывод урока: Для древних славян Кирилл и Мефодий составили азбуку, даровали грамоту, научив  пользоваться письменностью, положили начало просвещению. Они способствовали  распространению  христианства среди славянских народов. Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспевание славянских народов во всех областях  жизни. Прежние малограмотные племена превратились в великие народы и создают сильные  государства, проникнутые духом христианства, поэтому их называют равноапостольными  первоучителями и просветителями славянскими. Закрепление: Давайте вспомним, о чем мы узнали на этом уроке. Дети: О  Кирилле  и  Мефодии  и о славянской  азбуке.   Учитель:  Из  какого  языка родился  русский  язык? ­Как вы  думаете  по  какому  пути  пошло  развитие  русского языка ( упрощения  или   усложнения)? ­Ребята,  во  многих  городах  нашей  Родины, в Польше, Словакии, Болгарии  и других  странах   есть  памятники. ( Учитель  показывает  репродукцию).  Кому  посвящен  этот  памятник?  Докажите, что  это  памятник  Кириллу   и Мефодию, а на   Минину  и  Пожарскому. Где скульптура Кирилла, а  где  Мефодия?  Домашнее  задание: Раскрасить   рисунок "Просветители  славян".

Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час: Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности

Классный час:  Мефодий и Кирилл, создатели нашей письменности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017