Цели:
1) способствовать воспитанию у детей патриотизма и. любви к Родине;
2) сформировать у учащихся представления о связи современных государственных символов с историческим прошлым России;
3) содействовать развитию и проявлению индивидуальности и творческой активности учеников посредством их участия в творческой деятельности по созданию символов внутриклассного государства «Вечевая республика Семь-Я».
Подготовительная работа
I. Проводится классный час «Мой герб», на котором шестиклассникам предлагается познакомиться с понятиями «геральдика», «вексиллология» и выучить слова Государственного гимна России.
II. Класс делится на три микрогруппы. Каждая группа- слобода (белая, синяя, красная) получает задание: белая — подумать о том, что следует отразить в тексте гимна класса; красная — придумать изображение флага классного коллектива; синяя — предложить состав элементов классного герба.
III. Старшеклассники помогают в подготовке атрибутов команд и выполнении ими заданий.
IV. Учитель разрабатывает компьютерную презентацию по теме игры.
кл час.docx
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час «Государственная символика», 6 класс
Проблемнодеятельностная игра, посвященная Дню Конституции для учащихся 6
класса
Участники: учащиеся 6го класса, классный руководитель — учитель истории, старшеклассники —
консультанты игровых групп,
Цели:
1) способствовать воспитанию у детей патриотизма и. любви к Родине;
2) сформировать у учащихся представления о связи современных государственных символов с
историческим прошлым России;
3) содействовать развитию и проявлению индивидуальности и творческой активности учеников
посредством их участия в творческой деятельности по созданию символов внутриклассного государства
«Вечевая республика СемьЯ».
Подготовительная работа
I. Проводится классный час «Мой герб», на котором шестиклассникам предлагается познакомиться с
понятиями «геральдика», «вексиллология» и выучить слова Государственного гимна России.
II. Класс делится на три микрогруппы. Каждая группа слобода (белая, синяя, красная) получает
задание: белая — подумать о том, что следует отразить в тексте гимна класса; красная — придумать
изображение флага классного коллектива; синяя — предложить состав элементов классного герба.
III. Старшеклассники помогают в подготовке атрибутов команд и выполнении ими заданий.
IV. Учитель разрабатывает компьютерную презентацию по теме игры.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на классной доске пишется тема игры и составляется таблица для подведения итогов.
Название задания Белая
слобода
Синяя
слобода
Красная
слобода
Герб
Флаг
Гимн
Творческое задание б) стенды и плакаты, отражающие действующую в классе систему самоуправления «Вечевая республика
СемьЯ»;
в) мультимедийный проектор с экраном;
г) таблички с названиями команд;
д) клей, скотч, цветная бумага, фломастеры.
Участники занимают места за тремя столами, становясь жителями белой, синей и красной слобод.
Старшеклассники занимают места рядом с командами.
Ход игры
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые жители государства «Вечевая республика СемьЯ»!
Сегодня поведем речь о государственной символике. Мы с вами давно планировали подобную встречу. В
прошлом году нами была создана система самоуправления, которую назвали «Вечевая республика»,
разработана «Судная грамота» — законы классного государства. Теперь пришло время создать свои
государственные символы. Это и будет главной целью сегодняшней встречи.
Жители республики представлены сегодня слободами: белой, синей, красной. Как вы понимаете, это
цвета современного Российского флага.
А начнем нашу работу с небольшого экскурса в историю. После каждого блока информации слободы
будут получать задания, которые необходимо выполнить быстро и творчески.
Начинается показ слайдов, который сопровождается комментариями классного руководителя.
Герб
1й слайд. Тотем. Еще в первобытные времена, чтобы выделить себя, люди использовали тотем. Это, как
правило, изображение какогото животного или птицы: медведя, льва, орла и т.д. Род считал тотем своим
покровителем и защитником.
2й слайд. Символ Древней Руси. С появлением государства возникли более сложные символы. На Руси
до принятия христианства символом был всадник — Ездец, который сражался со Змием —
олицетворением зла. После крещения Руси Ездец стараниями церкви превратился в Святого Георгия
Победоносца.
3й слайд. Герб России (XV в., при Иване III). По одной из версий великий князь Московский Иван III,
женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице византийского императора, заимствовал герб некогда
славной Византийской империи — двуглавого орла, соединив его с московским.
4й слайд. Герб России (XVI в.). В XVI в. на Российском гербе появились короны, а на груди орла —
Святой Георгий Победоносец.
5й слайд. Герб России (XVII в.). По указу Михаила Романова от 1667 г. «орел двоеглавый есть герб
державный великого государя, царя и великого князя». Три короны «знаменуют» три «великие —
Казанское, Астраханское, Сибирское — славные царства». Скипетр и яблоко (держава) «являют»
государя и обладателя. 6й слайд. Малый герб Российской империи (1883 г.). Позднее герб еще не раз видоизменялся. На
крыльях орла разместили эмблемы российских земель, устанавливались государственные гербовые цвета.
7й слайд. Герб России (1917 г.). В 1917 г., после Февральской революции, был принят герб,
составленный в соответствии с геральдическими правилами. Этот герб был упразднен в апреле 1918 г.
8й слайд. Герб РСФСР. Герб РСФСР, принятый Конституцией 1918 г., совпадал с рисунком
государственной печати, утвержденной ранее Совнаркомом.
9й слайд. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик. Герб СССР был принят
в 1924 г. Поначалу он имел по три витка красной ленты на каждой половине венка. На витках
размещался девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1937 г. число девизов на гербе достигло
одиннадцати. До конца существования СССР на гербе оставалось 15 лент с девизами (одна из них на
центральной перевязи).
10й слайд. Герб Российской Федерации (герб России).
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого
орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра
Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и
держава; на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Дата его принятия — 20
декабря 2000 года.
Первое задание. Опираясь на полученную информацию, каждой слободе необходимо собрать из
фрагментов гербы и указать период истории, к которому он относится. Время на выполнение — 2 мин,
на защиту — 30 с.
Подводятся итоги выполнения задания и на доску заносятся результаты (правильно сложенный герб — 1
балл, аргументированная защита — 4 балла).
Флаг
18й слайд. Стяги (хоругви). Стяги (хоругви) у русских дружин были с языческих времен. На страницах
летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с изображением языческого
бога.
19й слайд. Русские знамена. В XII—XV вв. стяги уменьшились в размерах. Под ними стали отправлять
церковные службы, приносить присягу, заключать договоры. К началу XVII в. слово «стяг» заменяется
словом «знамя».
20й слайд. Государственный флаг России в XVIII в. В 1693 г. государственным флагом становится бело
синекрасный. Под таким флагом русские войска одержали победу над шведами под Полтавой, а во
время Семилетней войны в 1760 г. вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска Александра
Суворова, проходила Отечественная война 1812 года.
21й слайд. Андреевский флаг. Андреевский флаг представляет собой косой голубой крест на белом
полотнище, введен в употребление в XVIII в. Петром I. По преданию, на кресте именно такой формы был
распят апостол Андрей, которого Петр I считал покровителем Российского государства. Сам Петр
писал, что крест Святого Андрея был выбран для флага «того ради, что от сего апостола приняла Россия
святое крещение». Этот флаг Петр I сделал флагом военно морского флота России.
22й слайд. Государственный флаг Российской империи (со второй половины XIX в. до 1893 г.). Цвет
флага никогда не выбирают случайно. В 1858 г. Государственным флагом России утвердили черно
золотобелый флаг. Черный цвет — цвет державного орла; золотой — фон герба; белый — одежды
Святого Георгия Победоносца. 23й слайд. Государственный флаг России с 1883 г. Черно желтобелый флаг был государственным
всего 25 лет, с 1858 по 1883 г. Сторонник национальных традиций, император Александр III перед своей
коронацией 7 мая 1883 г. «высочайшим повелением... дозволил» украшать здания белосине красным
флагом и никаким другим.
24й слайд. Государственный флаг Российской империи (1914). Накануне Первой мировой войны, в 1914
г., в государственный флаг внесли изменение: две верхние полосы перекрывались изображением
императорского штандарта, т.е. желтым квадратом с черным орлом.
25й слайд. Государственный флаг РСФСР. В 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял
Конституцию, в которой утверждался красный флаг.
26й слайд. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик (1924—1991). С
образованием СССР Конституция 1924 г. утвердила Государственный флаг Союза ССР, который
представлял собой красное полотнище с изображением в его верхнем левом углу, у древка, золотых
серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.
27й слайд. Флаг Российской Федерации (флаг России).
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее
из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного
цветов. Дата принятия — 8 декабря 2000 г.
Второе задание. Расположить изображение флага в соответствии с его описанием и поместить его в
нужную строку следующей таблицы.
№Описание флага и исторических событий
Изображение
флага
1
2
3
Флаг представляет собой косой голубой крест на белом полотнище. По преданию, на
кресте именно такой формы был распят апостол Андрей, которого Петр I считал
покровителем Российского государства
У русских дружин эти стяги (хоругви) были с языческих времен. На страницах
летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с
изображением языческого бога
В 1858 г. государственным флагом стал триколор, цвета которого символизировали
соответственно: а) державного орла; б) фон герба; в) одежды Святого Георгия
Победоносца.
4 Флаг Российской Федерации (флаг России). Принят этот символ государственной
власти 8 декабря 2000 г.
5 Государственный флаг РСФСР. В 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял
Конституцию, которой утверждался этот флаг
6 Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик(1924—1991) 7 В XII—XV вв. под этими флагами проходили церковные службы, приносили присягу,
заключали договоры
8 Накануне Первой мировой войны, в 1914 г., в государственный флаг внесли изменение:
две верхние полосы перекрывались изображением императорского штандарта
Сторонник национальных традиций, император Александр III перед своей коронацией 7
мая 1883 г. «высочайшим повелением... дозволил» украшать здания этим флагом и
никаким другим
С этим флагом русские войска одержали победу над шведами под Полтавой, а во
время Семилетней войны в 1760 г. вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска
А.В. Суворова, проходила Отечественная война 1812 года
9
1
0
Время выполнения задания — 2 мин.
Гимн
31й слайд. «Преображенский марш». В течение долгого времени Россия не имела своего
государственного гимна. До XVIII в. его функции исполняли церковные православные гимны. При Петре
I появился «Преображенский марш», автор которого неизвестен.
32й слайд. «Гром победы раздавайся». При Екатерине II новым музыкальным символом страны стало
произведение «Гром победы, раздавайся!», авторы которого — Г.Р. Державин и О.А. Козловский.
33й слайд. Первый официальный гимн. Первый официальный гимн России появился при Александре I.
Русский поэт В.А. Жуковский написал текст к английскому гимну «Боже, храни короля», который был
популярен в Европе. (Первый официальный гимн России назывался «Молитва русских».)
3435й слайды. Государственный гимн Российской империи с 1833 по 1917 г. Однако Россия нуждалась
в собственном гимне. Инициатором создания нового музыкального символа России выступил Николай I.
Музыку на слова В.А. Жуковского написал композитор А.Ф. Львов. Так появился гимн «Боже, царя
храни!».
36 слайд. «Марсельеза». Вместе с монархией ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!». Главное место
среди новых песен, звучавших на улицах, заняла «Марсельеза». В России она воспринималась как
революционная песня. Видный народник ПЛ. Лавров написал для нее текст на русском языке и назвал ее
«Новая песня».
37—38й слайды. «Интернационал». В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся III
Всероссийский съезд Советов, делегаты которого стоя слушали новый гимн республики
«Интернационал». «Интернационал», как и «Марсельеза», был создан во Франции. Революционер Эжен
Потье написал текст, а музыку композитор П. Дегейтер. В 1902 г. появился русский перевод
«Интернационала», его автор А.Я. Коц. В 1906 г. «Интернационал» был принят как гимн Российской
социал демократии с 1917 г. — это гимн РСФСР, а затем и СССР.
39й слайд. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик. С 1943 г. был принят
новый Государственный гимн СССР. Он призван был содействовать сплочению народа в защите
отечества от фашистов, звать к новым подвигам и свершениям. Предпочтение было отдано
тексту поэта С. Михалкова и журналиста ЭльРегистана на музыку А. В. Александрова. 40й слайд. Гимн Российской Федерации (гимн России). Государственный гимн Российской Федерации
был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. Текст гимна — утвержден указом Президента
России В. В. Путина 30 декабря 2000 г.
Третье задание. Из непоследовательно расположенных на листке строчек составить куплет и припев
гимна и спеть их вместе со всеми. Время выполнения задания — 1 мин.
Подводятся итоги выполнения третьего задания (слобода может получить 3 балла за правильное
сложение строк и 2 балла — за исполнение гимна). Результаты заносятся в таблицу на доске.
Классный руководитель. Переходим к четвертому этапу игры. Дома вам предлагалось подумать о гербе,
гимне и флаге нашего классного коллектива. Опираясь на подготовленные дома заготовки, надо
окончательно сформировать и защитить свои представления о символах нашего класса — гербе (белая
слобода), флаге (синяя слобода) и гимне (красная слобода).
После группового обсуждения каждая слобода защищает предлагаемые ими образцы символов
коллектива класса. Выполнение четвертого задания оценивается по десятибалльной системе.
Подводятся итоги четвертого этапа и всей игры в целом.
Ребята, сегодня мы с вами сделали очень важное дело — познакомились с историей государственных
символов России и разработали символику нашего классного государства «Вечевая республика СемьЯ».
Теперь мы будем в школе первым классом, имеющим свои символы. Постараемся быть достойными
символов Российского государства и коллектива нашего класса.
Литература
Государственная символика России. История и современность. Электронное издание. М., 2003.
Классные классные дела. Вып. 2 / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2006.
Пчелов Е В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М., 2002.
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час на День конституции, 6 класс
Классный час на День конституции, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.