Литературный монтаж, посвящённый Блокаде Ленинграда в рамках классного часа в 8 классе
Реквизит:
- табурет
- алюминиевая солдатская кружка
- свеча
- метроном
- большие темные платки или шали
- плащ-палатки, каски или пилотки
Исполнители:
- девочки, одетые в белые блузки и тёмные юбки
- мальчики в белых рубахах и темных брюках
Звуковое оформление:
- звук метронома
- Ленинградская симфония Шостаковича
Экран:
- фотографии блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №34
Классный руководитель: Вяткина Надежда Леонидовна г. Тюмень, 2017 Литературный монтаж, посвящённый Блокаде Ленинграда
8 класс
Реквизит:
- табурет
- алюминиевая солдатская кружка
- свеча
- метроном
- большие темные платки или шали
- плащпалатки, каски или пилотки
Исполнители:
- девочки, одетые в белые блузки и тёмные юбки
- мальчики в белых рубахах и темных брюках
Звуковое оформление:
- звук метронома
- Ленинградская симфония Шостаковича
Экран:
- фотографии блокадного Ленинграда
Ход монтажа:
Ведущий: Беспримерному мужеству, стойкости и несгибаемой воли
жителей и защитников Ленинграда посвящается…
(Звучит метроном. Под его стук на сцену выходят исполнители, накинув на
головы и плечи шали, платки. Выходят медленно, склонив головы. Мальчики
(в пилотках и плащпалатках) выносят на сцену табурет, зажженную свечу в
кружке, метроном, скамеечку. Устанавливают это гденибудь чуть ближе к
центру сцены. На скамеечку присаживается исполнительница роли Тани
Савичевой.
Остальные исполнители рассредотачиваются по сцене.
Останавливаются в «скорбных» позах: склонив головы; присев; можно по
двое, поддерживая друг друга. После расстановки звук метронома
отключается)
Ведущий: Блокадной вечности мгновенья,
Блокадных будней откровенья,
Блокадной памяти виденье,
Блокады острые осколки… (всё остальное под тихо звучащую «Ленинградскую симфонию»)
Чтец: В сентябре 1941 г немецкие войска вышли к окраинам северной
столицы. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь
голодающие, мёрзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся изза
куска хлеба, изза охапки дров, бросят работать и сдадутся.… И русский
город будет уничтожен. Но враг просчитался.
Ведущий: Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
И1: Начались 900 дней и 900 ночей борьбы и жизни города Ленинграда.
И2: Блокады первая зима
Была черней полярной ночи.
В домах без стёкол стыла тьма,
Дрожал коптилки огонёчек.
Привыкнуть можно ко всему,
Прибавить только б хлеба надо.
Нам лишь бы пережить зиму,
А летом кончится блокада.
«Нам лишь бы пережить зиму»
Шептали люди, как молитву,
И разгоняя смерти тьму,
Вели свою святую битву.
И вот – весна! Ожили мы
Как хорошо, что мы не знали,
Что впереди нас ожидали
Ещё почти что две зимы…
(Звучит первая запись из дневника Тани Савичевой)
И3: Война бушевала над городом
Фашисты, не в силах прорваться,
Снарядами, бомбами, голодом
Пытались сломить ленинградцев.
Нелёгкое детство досталось им.
Их жизнь баловала так редко,
А смерть, холодна и безжалостна,
Была им привычной соседкой. Ведущий: В блокадном городе продолжали работать фабрики и заводы,
и дети ходили в школу.
(ведущий передаёт исполнителю старый дневник, который передаётся из рук
в руки, читается спокойно, без надрыва, твёрдым голосом)
И4: И я раскрываю ТОТ школьный дневник
Дневник сорок третьего года.
Где рядом с отметками «хор» и «отл»
Спокойная запись: «обстрелы».
В нетопленном доме дневник отсырел,
Чернила расплылись немного…
Во вторник на третьем уроке – «обстрел»,
На пятом уроке – «тревога».
И5: «Что задано: выучить новый раздел,
Задачи, устройство, винтовки»
Среда: на четвёртом уроке – «обстрел»,
На пятом уроке – «диктовка».
«В четыре часа сбор в соседнем дворе –
Дрова напилить инвалиду»
В четверг – три «отлично» и снова «обстрел»
«Всем к сбору прочесть «Аэлиту»…
И6: Суббота запачканы бурым пятном,
Подклеены рваные строки,
И запись нечёткую видно с трудом:
«Обстрел был с утра все уроки»
И7: – Ты помнишь, дневник, этот день? Близкий взрыв.
Он выбил последние стёкла.
Страница твоя получила надрыв
И кровью ребёнка намокла…
(Звучит следующая строка из дневника Тани Савичевой)
И8: У всех, кто в блокаду выжил,
Был добрый ангелхранитель,
Не с кущ небесных, а ближе –
Земной ленинградский житель.
Он был молодым и старым,
Знакомым и незнакомым, И он помогал задаром –
По братским блокадным законам!
И9: Он был то девчонкой тонкой –
В чём только держалась сила?
Но сколько же та девчонка
Дистрофиков воскресила?
Он к ним в трудный час являлся
Жильцом соседней квартиры,
Бойцом над тобой склонялся,
Матросом с рейсера «Киров»…
И10: Но чаще был ангел мамой,
Святой ленинградской МАМОЙ,
Свой хлеб отдающей МАМОЙ,
Бессмертной блокадной МАМОЙ.
(Звучит строка из дневника Тани Савичевой о смерти мама)
И11: Восславим наших матерей
Простых блокадных женщин
Их подвиг эрам не стереть,
Он, как Россия, вечен.
Восславим тех, кто нас сберег
В кошмарной круговерти,
В аду обстрелов и тревог,
В тисках голодной смерти.
Кто город сердцем согревал,
Кто детям и отчизне
Без колебанья отдавал
И хлеб, и кровь, и жизни.
Ведущий: Женщины, наравне с мужчинами, вставали к станкам. За
900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2000
танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500
полевых орудий, 12000 минометов, 212000 единиц стрелкового
оружия, более 7 млн. снарядов и мин. И это в голодном городе…
И12: О, женщины дней блокады!
Достойной вас нет награды.
Вам каждой – простой, сердечной, Воздвигнуть памятник надо
И надпись высечь навечно:
Вы жизнь сберегли в Ленинграде.
И13:И вот за шесть дней до конца декабря
Во мраке блокады блеснула заря
Вставайте скорее, кто в булочных не был!
Прибавили хлеба, прибавили хлеба!
И солнце встает караваем в полнеба.
Прибавили хлеба! Прибавили хлеба!
Везде голоса ликованьем звенят.
И14:Бетонная арка и памятный камень
Ледовую трассу сквозь годы ведут…
Сначала ее проложили шагами
Гидрографов группа по тонкому льду.
Потом и машины пошли на Кобону,
А лед под колесами гнулся, трещал,
Но помнил водитель, что каждою тонной
Он жизнь восьми тысяч детей защищал.
И15:Она пролегла ледяными полями,
«Дорогою Жизни» назвали ее.
И жизнь пробивалась сквозь холод и пламя,
Бомбежки, метели и взломанный лед.
Она – как легенда, как песня, как знамя.
У этой дороги не будет конца –
Она навсегда пролегла через память,
Навеки прошла через наши сердца.
(Последняя строка из дневника Тани Савичевой «Умерли все…»)
(Секунд на 2030 включить громче «Ленинградскую симфонию»;
затем снова включить звук метронома. Под его стук читать
заключительную часть)
1. Не меряйте днями блокаду
Масштаб измеренья не тот.
В кошмарах блокадного ада
И время замедлило ход.
2. Под рухнувшими небесами, На стонущей в муках земле
Минуты казались часами,
А день стоил несколько лет.
3. Застывших минут баррикады
Слились в Пискаревский гранит.
Не меряйте днями блокаду
Пусть память минуты хранит.
4. Сочтите, чтоб золотом высечь
В граните на всю глубину,
Один миллион триста тысяч
Наполненных смертью минут.
5. Один миллион ленинградцев,
Презревших пощаду в плену
И выбравших жребий сражаться,
Борясь до последних минут!
6. Всей скорби слезами не вытечь,
Всей славы в граните не высечь,
Но страшную эту войну
Потомки не раз помянут
И в ней миллион триста тысяч
Блокадных бессмертных минут.
Ведущий: В память мужества, героизма, стойкости – Минута
молчания. Прошу всех встать.
(Под стук метронома – минута молчания.)
При чтении своих текстов исполнители снимают свои шали (и прочее),
выходят ближе к краю сцены, становятся плечом к плечу. Стоят плотно,
взявшись за руки. Во время всего действия тихо звучит «Ленинградская
симфония».
(Есть несколько фотографий о блокаде, можно на ходу их показывать на
задней стене сцены.)
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.