Цель: снизить риски употребления психоактивных веществ, безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
Задачи:
• сформировать общее представление о целях и успехе;
• способствовать развитию интереса обучающихся к достижению целей и успеха;
• помочь обучающимся в определении собственных целей и приобретении навыков расставления приоритетов;
• способствовать развитию умения анализировать ресурсы и преимущества в достижении целей.
Путь к успеху
Чем раньше человек научится правильно ставить цели и добиваться их, тем увереннее он
будет себя чувствовать на пути к успеху.
Предлагаем вашему вниманию материалы классного часа «Путь к успеху».
Автор: А.В. Завальский
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Путь к успеху» для обучающихся 9–11х
классов и студентов колледжей
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Бланк 1 [PDF] [DOCX]
Бланк 2 [PDF] [DOCX]
Бланк 3 [PDF] [DOCX]
Цель: снизить риски употребления психоактивных веществ,
правонарушений среди обучающихся.
безнадзорности и
Задачи:
сформировать общее представление о целях и успехе;
способствовать развитию интереса обучающихся к достижению целей и успеха;
помочь обучающимся в определении собственных целей и приобретении навыков
расставления приоритетов;
способствовать развитию умения анализировать ресурсы и преимущества в
достижении целей.
Занятие рекомендуется проводить совместно с педагогомпсихологом.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель,
принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их
количество, менять этапы классного часа.
Как вы думаете, что она демонстрирует? Попробуйте сформулировать тему занятия.
Введение. Задание для обучающихся № 1. Посмотрите на картинку.
Ответ педагога: Сегодня мы будем говорить о целях, о том, как их ставить, и как постановка
целей поможет вам добиваться успеха в жизни. Ведь чем раньше человек научитсяправильно ставить цели и добиваться их, тем увереннее он будет себя чувствовать на пути к
успеху.
Постановка цели – это выбор человека, самоопределение, это более глубокое познание себя
и своих возможностей.
Постановка цели – это действие доступное и эффективное, но самое важное – это переход
от постановки к достижению цели. Люди, которые ставят цели и их записывают, как
правило, достигают высоких результатов и определяют новые горизонты, достигнув
которых, можно ставить следующие цели.
Грамотная постановка цели – это возможность ответить на следующие основные вопросы,
такие как:
выявление своих возможностей, своих ресурсов, выделение главного;
подготовка плана достижения цели;
распределение времени достижения целей;
контроль выполнения целей.
поставить. Есть некий алгоритм (цикл), который представлен на слайде.
Если мы хотим добиться цели, то должны чётко понимать, как её
Вопрос для обучающихся: «Как вы думаете, с чего начинается постановка цели?»
Ответ педагога: Цель зарождается с мотивации, которая помогает человеку захотеть что
либо изменить. Для того, чтобы мотивацию поддержать и закрепить, необходимо провести
планирование. Планирование требует реализации, и в этом нам поможет чёткая организация
постановки целей. Когда мы движемся на пути к нашей цели, требуется постоянный
контроль. Это в первую очередь самоконтроль, при котором можно проанализировать
результаты. Проанализировав результаты и процесс, мы координируем всю работу по
достижению целей.
Задание для обучающихся № 2.
1. Разбейтесь на 5 групп, распределите предложенные понятия по одному на каждую
группу. Дайте характеристики своего понятия и запишите их на отдельном бумажном листе
от команды. Обменивайтесь листами с определениями между командами. Пусть каждая
группа добавит несколько слов с определениями в каждый лист. Затем получите свой лист
обратно с добавлениями от каждой команды.
2. Выберите представителя от своей команды и представьте всему классу написанное,
озвучив понятие, дав определение, выразив своё отношение к данному понятию.целей
Демонстрация информационной презентации о системах достижения
Текст педагога: Для наиболее полного представления о постановке и достижении целей
хочу предложить вашему вниманию несколько подходов к постановке и достижению целей,
поскольку каждый из них имеет свои достоинства и свою особенную эффективность.
Проектный метод постановки целей Г. А. Архангельского
Сначала определяется абстрактная «рамка» (абстрактный уровень) будущей цели. Для этого
необходимо прояснить систему ценностей, выделив конкретные ценности (или метацели);
ключевые области жизнедеятельности, на которые распространяется влияние этих
ценностей, а также правила, фиксирующие характер влияния ценностей на различные
сферы жизни.
Конкретная цель определяется таким образом, чтобы она не противоречила
существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам (правилам
функционирования ценностей).
Далее планируется конкретный процесс (конкретный уровень) достижения цели. В
проектном подходе частные задачи не выводятся напрямую из главных целей (что дает
возможность более гибкого оперативного планирования), но в обязательном порядке
верифицируются в отношении ценностей и стратегических целей.
В планировании достижения поставленной цели в проектном подходе – временной
масштаб достижения результата. Масштаб, в отличие от точной даты, представляет собой
интервал времени («за неделю», «в течение месяца», «полугода» и т. п.), в течение которого
цель должна быть достигнута.
В проектном планировании достижения цели – характерно деление дел на «жесткие»
и «мягкие». «Жесткие» дела строго привязаны к определённым датам и времени суток. Для
планирования «мягких» дел применяется временной масштаб («в течение дня», «за неделю»,
«с определённой периодичностью» и т. п.) и система контекстов.
Планирование по зонам внимания. Зоны внимания — это наиболее удобные для
человека периоды целеполагания, если он организует собственную деятельность как работу
над проектами.
1. Метод «цели – ценности»
Представляет собой матрицу, которая позволяет сопоставить количество баллов между
предполагаемыми целями и такими ценностями, как доброта, семья, спокойствие,
профессионализм. В таблице необходимо разделить цели на неважные, важные, очень
важные.
2. 12шаговая система достижения цели (Брайан Трейси)
Шаг первый: вызовите желание – сильное, жгучее желание.
Шаг второй: выработайте убеждение.Шаг третий: запишите это.
Шаг четвёртый: составьте список всех преимуществ, вытекающих из достижения вашей цели.
Шаг пятый: определите свою начальную позицию, своё исходное положение.
Шаг шестой: установите предельный срок.
Шаг седьмой: составьте список всех препятствий, стоящих между вами и достижением вашей
цели.
Шаг восьмой: определите, какая дополнительная информация вам потребуется для
достижения цели.
Шаг девятый: составьте список людей, чьи помощь и сотрудничество вам необходимы.
Шаг десятый: составьте план.
Шаг одиннадцатый: пользуйтесь визуализацией.
Шаг двенадцатый: заранее примите решение о том, что никогда не отступите.
3. Система постановки целей SMART Д. Доурдэна
S (specific) – каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;
М (measurable) – цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и
стандартных процедур измерения;
A (assignable) – цель должна быть неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно
необходимой для организации;
R (realistic) – цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;
Т (time related) – цель должна быть чётко определена во времени, должны быть конкретные
сроки (и контрольные точки) её достижения.
Вопрос для обучающихся:
Как вы думаете, что общего между всеми представленными методами?
Примерный ответ педагога:
Данные методы предполагают систему взаимосвязанных элементов, которые имеют
последовательность. Важной составляющей систем является мотивация (побуждение к
действию) и ресурсы (то, с помощью чего человек будет идти к цели).
Задание для обучающихся № 3. «Я умею, я хочу научиться»Для достижения цели нужны ресурсы. Чтобы понять, какими ресурсами вы обладаете,
опишите свои:
– «Я умею» в достижении целей;
– «Я хочу научиться» в достижении целей.
Обучающиеся заполняют бланк с таблицей, состоящей из двух частей.
Задание для обучающихся № 4. «Мои цели»
Обучающимся предлагается выполнить задание индивидуально, используя бланк 2.
Напишите в бланке о своих целях:
7 своих целей на ближайшие 5 лет;
7 своих целей на ближайшие 3 года;
7 своих целей на ближайшие полгода.
Проанализируйте все цели и выберите одну, которая наиболее актуальна.
Задание для обучающихся № 5. «Этапы достижения целей»
Обучающимся необходимо выполнить задания в бланке 3.
Разделите на этапы то, как будете добиваться выбранной цели.
Напишите, какие качества, ресурсы вам помогут в достижении цели.
Отметьте, какие качества могут помешать вам в достижении цели.
Перечислите, кто из близких и друзей вам помогут в достижении цели.
Вопросы для обучающихся:
Удалось ли разбить достижение целей на этапы?
Удалось ли написать о качествах и ресурсах, которые вам помогут в достижении цели?
Есть ли у вас близкие и друзья, которые помогут в достижении цели?
Задание для обучающихся № 6. (Заключение)
Коллаж «Наши цели» и наши ценности
Индивидуальные цели и ценности важны, но значение имеют общие (групповые) цели и ценности.
Групповая цель – это: общая цель или несколько целей к которой стремится вся ваша группа или класс.
Например, у вас могут быть общие цели – общение друг с другом, или общие высокие результаты класса на
какихлибо соревнованиях, или организация взаимной поддержки друг друга. Цели всегда подразумевают
ценности (например, дружба, взаимовыручка и т. д). Давайте попробуем определить, какие цели и ценности
преобладают в нашем классе (группе).
Задание для обучающихся. Обучающимся предлагается разбиться на 5 групп и составить коллаж «Наши
цели и ценности», используя предложенные материалы.
Материалы: листы ватмана, маркеры, фломастеры, ножницы, клей, глянцевые журналы.
1.
2.
3.Представьте коллаж группой и ответьте на вопросы:
Какие общие цели у вас есть?
Какие цели вашей команды схожи с целями других команд?
Какие цели и какие ценности преобладают в каждой команде?
1.
2.
3.
Подведение итога всего занятия.
Удалось ли определить свои личные цели и составить план достижения одной из них?
Желающие могут представить свой пример.