Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)
Оценка 5

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
9 кл
10.04.2018
Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)
Расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении, формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к самоопределению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию и саморазвитию.
профориентация.docx
Классный час в 9 классе на тему Выбор профессии Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. К.Д. Ушинский Цели:   расширить   представление   детей   о   мире   профессий,   о   профессиональном   самоопределении; формировать   позитивную   оценку   людей   с   активной   жизненной   позицией,   воспитывать   негативное отношение   к   пассивности,   карьеризму,   потребительскому   отношению   к   жизни;   побуждать   детей   к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию. Форма проведения: час общения. Оформление: ­ фотографии и картинки с изображением людей разных профессий, процессов труда; ­ нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу ­ могу ­ надо». План классного часа I. Вступительное слово. II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны». 1. Подбери примеры профессий (Работа в группах). 2. Найди профессии (Работа в группах). 3. Оцени профессии (Фронтальная работа). III. Информационный блок «Самый лучший выбор». IV. Проблемная ситуация. V. Пресс­конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ролевая игра). VI. Заключительная беседа. VII. Подведение итогов. Ход классного часа «Истинное сокровище для людей ­ умение трудиться» (Эзоп) «Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия» (Стендаль) I. Вступительное слово Классный руководитель. Пройдет совсем немного времени, и вам придется  выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого  расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог ­ именно столько сейчас  существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от  этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг  общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая  профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На  доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной  деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (Дети дают ответы.) Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите,  насколько вы оказались близки к истине. Итак. Профессия ­ это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства  для существования и развития. Специальность ­ вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация ­ это уровень профессионального мастерства. Должность ­ это место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Учитель: Во все времена люди по­разному относились к своей работе, к  труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным­давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших  на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый  ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках  набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок  хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на  заданный вопрос. Вопрос: Почему? (Отвечают ребята). Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и  той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время  развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди  относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и  радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята). Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной  деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям  человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по  душе. Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился?  Кого этот вопрос пока еще не интересует?  II. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны» Подбери примеры профессий Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в  мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета  труда: 1. Человек ­ природа. 2. Человек ­ техника. 3. Человек ­ человек. 4. Человек ­ знаковая система. 5. Человек ­ художественный образ. Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ  объединения в 5 групп). Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров  профессий определенного типа. (Первая группа ­ «Человек ­ природа», вторая группа ­ «Человек ­ техника» и  т. д.) Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем  ваши ответы. Примерные ответы детей: ­ Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог,  геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п. ­ Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик,  строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п. ­ Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант,  юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п. ­ Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус и т. п. ­ Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер,  фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п. Найди профессии Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в  любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд  вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны?  Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно. Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких  предметов: ­ школьная парта (первая группа); ­ школьный учебник (вторая группа); ­ булочка (третья группа); ­ фарфоровая чашка (четвертая группа); ­ джинсы (пятая группа). (В течение 5 минут дети обсуждают ответы.) Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы  детей.) Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор,  слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.) О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.) Но людей всех этих профессий кто­то учил и лечил, кто­то строил эти заводы  и фабрики, кто­то ремонтировал водопроводные краны, кто­то убирал в  помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя,  врача, строителя, сантехника и т. п.). Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает ­ это  результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся  партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии  будут нужны. Оцени профессии Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались  нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и  государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение  профессий: ­ нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право); ­ полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика); ­ щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство); ­ тщетные науки (алхимия, астрология); ­ вредительские науки (колдовство). Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным  и нужным, какие ­ к щегольским и увеселяющим, а какие ­ к вредительским и  тщетным? (Дети отвечают.) III. Информационный блок «Самый лучший выбор» Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не  значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну­единственную.  Профессиональное самоопределение ­ от слова «предел» ­ граница. Значит,  нужно как­то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу­могу­надо». Как правильно выбрать профессию? Во­первых, будущая работа должна быть  в радость, а не в тягость («хочу»). Во­вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой  работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). В­третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда  («надо»). Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей  (показывает на рисунок № 1). В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы ­ реальные,  конкретные, позитивные. В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности. А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда  именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает  вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть  небольшая область пересечения. На третьем ­ они практически  накладываются друг на друга ­ очень много точек соприкосновения. IV. Проблемная ситуация Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание  {читает): ­ Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых  нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не  отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в  ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало ­ больше  половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.) ­ Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба  она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у  них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и  решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.) ­ Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев,  читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные  технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым  удачным. (№3.) (Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантами выбора.) Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор?  Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и  «могу»? Примерные ответы детей: ­ У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать  профессию «по душе». ­ У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она  переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет  найти работу. Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене? Примерные ответы детей: ­ Тане нужно все­таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны. ­ Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить  дополнительное образование. V. Пресс­конференция «Профессии, которые мы выбираем» Примерные вопросы «журналистов»: 1. Почему ты выбрал именно эту профессию? 2. Кто влиял на твой выбор? 3. Это дело тебе по плечу? 4. Какие качества характера нужны для этой профессии? 5. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии? 6. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда? 7. Полезна ли эта профессия для общества? 8. Где можно обучиться этой профессии? 9. Где ты будешь работать? 10. Много ли будешь получать? 11. Не жалеешь ли, что уходишь из школы? 12. Родители поддерживают твой выбор? 13. Собираешься ли ты продолжать образование в институте? 14. Какой карьерный рост может быть в этой профессии? 15. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия? Ведущий. Пресс­конференция подходит к концу. Наши гости дали  исчерпывающие ответы на все вопросы журналистов. Но у нас остался еще  один гость, «темная лошадка». До сих пор он только загадочно молчал, а  теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слушаем его. «Темная лошадка». Нет, пацаны. Где вы нашли такие профессии? На них  надо учиться, учиться, учиться, а потом еще и работать, работать, работать...  Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу­ могу ­ надо». Хочу быть веб­ дизайнером, потому что не знаю, что это такое, могу быть провизором  (провизию разную обожаю), а надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своем профессиональном гороскопе. Раз надо, пацаны,  значит, надо. Профессия нужная, а главное ­ полезная. Сиди и смотри себе  кино с утра до вечера. Так что, пацаны, никого не слушайте. Изучайте  гороскопы! Ведущий. Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто­то хочет  прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб­ дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера?  И нужно ли выбирать профессию по гороскопу? Примерные комментарии: ­ Веб­дизайнер ­ это специалист по созданию Интернет­сайтов. ­ Провизор ­ специалист по производству, хранению и продаже лекарств. ­ Кинолог ­ это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию  собак разных пород. ­ Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это неправильно, ненаучно,  безответственно и просто глупо. Недаром еще в XVIII в. астрологию считали  «тщетной, напрасной» наукой. Ведущий. Пресс­конференция закончена. Спасибо всем за вопросы. До новых  встреч. VI. Заключительная беседа Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение ­ «найти  себя». Как вы его понимаете? Примерные ответы детей: ­ Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. ­ Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься. ­ Найти применение своим талантам. ­ Найти свое призвание. Классный руководитель. Найти себя ­ значит понять свое призвание,  назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают  свои мнения.) Действительно, поиски себя ­ это длительный процесс. И он может  продолжаться всю жизнь. Однако в какой­то момент приходится делать  выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с  максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.  Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф). VII. Подведение итогов (рефлексия) Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в  школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При  встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной  профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!)  ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же  так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? Примерные ответы детей: ­ «Давят» родители. ­ Идут за модой. ­ Ничего не знают о профессии, которую выбрали. ­ Выбирают «за компанию». ­ Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. ­ Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии. ­ Подражают героям кино и телесериалов. Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины  ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о  выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и  способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? V. Мини­лекция «Формула профессии» Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину  нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)?  (Площадь классной комнаты.) А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему  сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»? (Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы  классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть  только осознанный выбор профессии. (Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « =  осознанный выбор профессии».) Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: ­ хочу ­ это все, что мне нравится, к чему лежит душа; ­ могу ­ это все, что мне по силам, по способностям; ­ надо ­ это все, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный  выбор­это такой выбор, при котором человек учитывает и личные  устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)

Классный час "Наш путь- наш выбор" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018