Может ли свобода быть рабской
Нам очень нравится, когда нас хвалят, говорят нам приятные слова. Нам нравится,
когда у нас много хороших друзей и все рады нас видеть.
Но в жизни зачастую бывает наоборот: нашего общества избегают, нам трудно
найти надежных друзей, с которыми нам было бы интересно, на которых можно
положиться во всем.
Бывает и так, что дружеские отношения легко завязываются, но так же легко и
быстро распадаются. Человек, имея множество знакомых и приятелей, в трудную
минуту жизни может оказаться совершенно одиноким.
Как правило, причины подобных ситуаций кроются не в окружающих, а в нас
самих. Очень полезно бывает посмотреть на себя со стороны, определить
отрицательные черты своего характера, которые мешают нам в жизни.
Этим вы и занимались дома. В этой коробке (показывает приготовленную коробку)
собраны все ваши проблемы. Но от проблем надо избавляться. Чем мы сейчас и
займемся. А поможет нам в этом игра.
Игра «Суд присяжных»
Учитель заранее назначает из числа наиболее активных учащихся «обвинителя» и
«судью», подробно обговаривает их роли и действия, остальные участники игры –
«присяжные заседатели». В качестве «подсудимых» выступают проблемы. Учитель
объявляет о начале суда. «Обвинитель» достает из коробки один из листочков и
зачитывает проблему. «Присяжные заседатели» обсуждают оглашенную проблему и
предлагают способы ее решения. «Судья», внимательно выслушав все предложения,
отбирает самые действенные и конструктивные и выносит «приговор». Так
происходит со всеми проблемами, оказавшимися в коробке. Затем учитель объявляет
об окончании суда и предлагает после классного часа сжечь эти проблемы.
Казалось бы, совсем не совместимые понятия: свобода и рабство. Но давайте не
будем торопиться с выводами. Давайте поразмышляем: всегда ли и всякая ли свобода
нам нужна? Не получается ли иногда наоборот: стремясь к неограниченной свободе,
человек вдруг попадает в еще большую зависимость, становится рабом?
Юность – такой период, когда жизнь воспринимается более тонко. То, что раньше
не замечалось, теперь становится более значимым. Обычно именно в это время остро
встают проблемы. Как найти друзей по душе? Кому можно доверять в этой жизни?
Как остаться самим собой? Юность – пора развития характера.
Привычки, усвоенные в это время, имеют громадное значение для развития
разума, так как самые лучшие дарования могут быть ограничены и ослаблены
влиянием скверных привычек. Чем ранее усваиваются такие привычки, тем сильнее
порабощают они свою жертву и тем ниже падает она в духовном отношении.
Как вы считаете, мы живем в свободном обществе? Можно ли быть свободным от
общества?
Обмен мнениями.
Очень точно об этом сказала Люси Малори: «Общество говорит человеку: “Думай,
как думаем мы; ешь и пей, как мы едим и пьем; одевайся, как мы одеваемся, – или
будь проклят”. Если же кто не подчинится ему, то оно превратит жизнь его в ад
своими насмешками, сплетнями, ругательствами и бойкотом. Но мужайся!» Человечество с давних пор борется за свободу, мечтает жить в свободном
обществе, не понимая до конца: а каким должно быть это свободное общество?
Сравните понятия (вывешивает записанные на бумаге пары):
«Свобода выбора» и «Свобода от ответственности».
«Свобода от насилия» и «Свобода от наказания».
«Свобода печати» и «Отсутствие цензуры».
«Свобода мысли» и «Безответственность за мысли».
Чем отличаются эти понятия, какую из этих свобод вы бы предпочли?
Обмен мнениями.
Чего же мы добились той безграничной «свободой», которую получили в ХХ
столетии?Цена этой свободы:
снижение продолжительности жизни населения;
угрожающе низкий уровень здоровья людей, в том числе детей и подростков;
рост числа психических заболеваний и попыток самоубийств;
расцвет алкоголизма и пьянства;
увеличение венерических заболеваний, СПИДа;
разрушение института семьи;
нравственная деградация общества: порнография, проституция,
гомосексуализм, половая распущенность;
рост преступности, жестокости, насилия;
беспощадные войны, рост терроризма.
Свобода!.. Свобода – это всегда риск. Она позволяет выбирать, но выбор может
быть ошибочным. Давайте учиться принимать обдуманные, зрелые решения
самостоятельно.
Вот парадокс – чем больше человек получает свободы, тем в большее рабство
он рискует попасть. Рабство, из которого труднее вырваться, чем из-под
родительской опеки, рабство, в котором гибнет много достойных,
перспективных людей, в том числе и молодых.
. Свобода нужна, несомненно. Вопрос в другом – что мы понимаем под
свободой? Не принимаем ли мы за свободу рабство в красивой обертке? Здесь
можно вспомнить один старый анекдот.
Инсценировка
3 участник. Пришло время одному человеку умереть. Приходит к нему Сатана и
говорит: «Ты куда хотел бы отправиться: в рай или ад?»
4 участник. «Да я как-то не думал над этим. Не мешало бы посмотреть, как там
– в раю и в аду».
3 участник. «Хорошо, – говорит Сатана и показывает человеку рай: тихо,
спокойно, музыка красивая льется».
4 участник. «Скучно! А теперь ад покажи».
3 участник. И тут видит человек… ресторан – музыка веселая, еда изысканная,
вино рекой, женщины красивые.
4 участник. «Вот это другое дело! Это мне нравится! Отправляй меня в ад!»
3 участник. Подводит Сатана человека к двери с надписью «АД», открывает ее
и вталкивает бедолагу в огненное пекло.
4 участник. «Подождите, но мне ведь другое показывали!!!»
3 участник. «А то была реклама…» – усмехается Сатана.
. В древности народы, выигрывавшие войны, обращали побежденных в рабство:
заковывали в цепи, заставляли работать. Люди очень неохотно отказывались
от свободы, и любая попытка поработить кого-нибудь встречала сопротивление
и протест.
Но еще в IV веке жужане – один очень жестокий народ – придумали особо
эффективный способ закабаления людей, при котором и рабы сохраняются, и
сам факт сопротивления в принципе становится невозможным. Этот способ
состоял в том, чтобы сделать из людей манкуртов («ман» – выживший из ума;
«курт» – червь, насекомое). Они уничтожали память рабов страшной пыткой –
надеванием на голову жертвы шири.
Сначала им начисто обривали головы. Затем, забив матерого верблюда,
освежевывали верблюжью шкуру и делили ее на куски. Тут же, еще в парном
виде, натягивали на обритые головы пленных. Кожа плотно прилипала
пластырем наподобие современных плавательных шапочек.
Обреченных заковывали деревянной шейной колодой, чтобы не могли
прикоснуться головой к земле, отводили подальше в открытое поле, чтобы не
доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там
связанными, без воды и пищи. Пытка длилась несколько суток. В живых
оставался только один из пяти пленных.
. Погибали они не от голода и жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук,
причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове верблюжьей кожей.
Сокращаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало бритую голову
раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать
обритые волосы мучеников. Жесткие волосы, не находя выхода, загибались и
снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания.
Последнее испытание сопровождалось полным помутнением рассудка.
Тот, кто подвергался такой процедуре, лишался на всю жизнь памяти,
превращаясь в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого, не
понимающего настоящего, не задумывающегося о будущем. Манкурт не
осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного
«я», он был подобен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и
безопасен. Он не помышлял о бегстве, зато порученное дело выполнял слепо,
усердно, аккуратно.
. Это было жестокое время. То, что делали со своими пленными жужане,
внушало ужас даже китайцам, которые известны изобретением многих
изощренных пыток. К счастью, это дикое племя было разбито. С жужанами
было покончено. Но они оставили после себя не только страшную память, но и
страшные знания о том, что людей, молодых, умных и сильных, можно
превращать в слабоумных манкуртов, не помнящих прошлого, не понимающих
настоящего, не задумывающихся о будущем.
Страшная манкуртизация людей, начатая в монгольских степях, нашла свое
продолжение в наши дни, и не где-нибудь в затерянных степях, а на улицах
современных мегаполисов и деревень.
Множество людей, уже добровольно, поддавшись изощренному обману, теряют
память, волю, рассудок, человеческий облик, здоровье, и в конечном счете
жизнь.
. Достаточно вспомнить 60–80-е годы прошлого столетия, когда началась
кампания по пропаганде умеренных доз алкоголя. В Российской академии наук
есть данные, которые до последнего времени были засекречены: именно тогда
за 20 лет вместе с ростом потребления алкоголя в нашей стране с 2 литров в
год на одного человека до 11 литров увеличилось число родившихся
дефективных детей с 1% до 16%.
Сейчас в России 17% новорожденных – дебилы, и стране остается «добрать»
лишь 1%, чтобы процесс дебилизации нации стал необратимым. По сути – нам
грозит вырождение. Также по данным Российской академии наук в период с
1964 года от пьянства в СССР погибли 35 миллионов человек.
Еще в XVIII веке на упрек, почему императрица допускает распространение
пьянства, Екатерина II ответила: «Пьяным народом легче управлять». Весьма
сомнительный принцип управления, тем не менее он нашел поддержку и в XX
столетии.
. Наркомания, алкоголизм, нравственная распущенность – вот то, что
порабощает человека, стремящегося к безграничной свободе, свечка, на
которой бесследно сгорает множество бездумных мотыльков.
Как не оказаться в их числе? Как разобраться, где истинная свобода, а где
ловушка? Какие подводные камни скрываются под сомнительными
временными радостями? Как научиться делать самостоятельный разумный
выбор? Об этом мы и поговорим на следующих наших встречах.
Классный час о ранних браках. Стоит ли вступать в сексуальные отношения до брака.
Классный час о ранних браках. Стоит ли вступать в сексуальные отношения до брака.
Классный час о ранних браках. Стоит ли вступать в сексуальные отношения до брака.
Классный час о ранних браках. Стоит ли вступать в сексуальные отношения до брака.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.