Цели: - познакомить учащихся с неожиданными и опасными ситуациями, которые могут произойти на улице;
- научить детей правильному поведению в опасных ситуациях;
- развивать творчество, фантазию и логику детей;
- формировать навыки безопасного поведения;
- научить детей ценить и уважать право человека на жизнь и личную неприкосновенность.познакомить учащихся с неожиданными и опасными ситуациями, которые могут произойти на улице;
- научить детей правильному поведению в опасных ситуациях;
- развивать творчество, фантазию и логику детей;
- формировать навыки безопасного поведения;
- научить детей ценить и уважать право человека на жизнь и личную неприкосновенность.
Классный час: «Опасности, которые подстерегают наших детей на улице!»
Цели: познакомить учащихся с неожиданными и опасными ситуациями, которые могут
произойти на улице;
научить детей правильному поведению в опасных ситуациях;
развивать творчество, фантазию и логику детей;
формировать навыки безопасного поведения;
научить детей ценить и уважать право человека на жизнь и личную неприкосновенность.
Этап 1. Оценка информированности учащихся по обсуждаемой теме.
Учитель обращается к детям с вопросом:
Какие опасности могут подстерегать вас на улице?
Дети перечисляют возможные опасные ситуации, а учитель записывает их на доске.
Спасибо за хорошую работу. Вы неплохо разбираетесь в вопросах безопасности. А скажите,
пожалуйста, люди на улице могут ли представлять для нас опасность?
Да.
Вы правы. Не все прохожие доброжелательны по отношению к нам. К сожалению, среди
честных и порядочных людей встречаются и воры, и мошенники и другие преступники, которые
часто высматривают своих жертв на улице.
Этап 2: Сообщение учащимся новой, ранее не известной им информации.
Сегодня мы с вами поговорим об основах личной безопасности на улице. О том, как можно
избежать опасности, исходящей от других людей.
Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – «НЕ»:
НЕ задерживаться на улице по дороге из школы.
НЕ играть на улице с наступлением темноты.
НЕ впускать незнакомца в дом.
НЕ ходить никуда с незнакомыми людьми.
НЕ садиться в машину с незнакомцем.
Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными
предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются
близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли.
Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние
вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с
незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание
ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.
Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не
вступая в разговоры, сразу убежать.
В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из под контроля. Для
этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких
«шагов».
Шаг 1. Оценка ситуации.
Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести
потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка,
мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно
практически
одинаково.
Шаг 2. Держи дистанцию!
Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно!
(Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого
расстояния
схватить.
быстро
вас
нельзяШаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 510 секунд, после этого нужно
прекратить разговор.
Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и
могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда
человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники
могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место.
(Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно
отрезок времени,
Шаг 4. Уходи в безопасное место.
Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей,
либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет
знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и
вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за
мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям».
можно произнести
сколько фраз
за это время).
Этап 3: Формирование и развитие навыка, отношения. Убеждения в ходе группового
обсуждения или дискуссии.
Давайте разделимся на группы и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к
безопасности». Каждая группа получит для тренировки ситуацию, которую нужно будет
разыграть по нашей стратегии. Один член группы будет «незнакомцем», цель которого
«заговорить зубы» «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой
– «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5
секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не
разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и
честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими
просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за
помощью к взрослым.
Ситуации – задания для групп.
Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой
колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне –
нужно померить куртку в магазине.
5. Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти.
Незнакомая женщина:
6. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
7. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18ти лет:
8. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
9. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя
подсажу, а ты достанешь, хорошо?
Водитель остановившегося рядом автомобиля:
10 .Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю
11. Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!
12. Мальчик (или девочка), а как мне проехать? А не хочешь ли ты прокатиться?
Ровесник:
13. Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим.Мне нужно спросить разрешения родителей
Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?
Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок.
Добрая бабушка или дедушка:
14. Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь
старушкам надо помогать!
15. Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!
Дети, разбившись на пары, выполняют задание. Несколько заданий нужно просмотреть всем
вместе, чтобы исправить ошибки, подсказать более удачные фразы и решения. После того, как
вы убедитесь в том, что дети поняли суть стратегии и выполняют все правильно, дайте им
возможность потренироваться внутри группы. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность
побывать в роли «гуляющего ребенка». Детям станет скучно разыгрывать одни и те же ситуации
– предложите им придумать свои собственные. Лучшие из них можно потом показать всему
классу.
Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?
Что нового вы узнали о своей личной безопасности? О том, насколько грамотно вы ведете себя
при контактах с незнакомыми людьми?