Классный час «Пасха»

  • Работа в классе
  • doc
  • 18.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: · познакомить ребят с обычаем празднования Пасхи на Руси; · показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему; · прививать любовь к народным традициям; · знакомство с произведениями русского музыкального фольклора; · воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству. Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация «Пасха».
Иконка файла материала klassnyy_chas.doc
Классный час «Пасха» Цели:   познакомить ребят с обычаем празднования Пасхи на Руси;   показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес  к нему;  прививать любовь к народным традициям;  знакомство с произведениями русского музыкального фольклора;  воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным  традициям русского народа, к народному творчеству. Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация «Пасха». Ход классного часа Предварительная работа: Собрать и систематизировать информацию о празднике Пасхи, украсить класс  «Пасхальной выставкой». выступление учащегося: Слайд 1 «…Малиновый звон над рекою плывет. Служба пасхальная в храмах идет. Слышно везде, раздается окрест: «Христос воскрес!» Учитель: как вы уже догадались ребята, наш классный час посвящен Пасхе. Сегодня  мы узнаем, как праздновали на Руси Пасху. Какие обычаи обряды связаны с этим  праздником. Слайд 2 Учитель: Пасха (евр. – избавление) – самый главный православный праздник; его  также называют Светлое Христово Воскресение. В этот день Православная Церковь отмечает описанное в Евангелии событие  Воскресения из мертвых Иисуса Христа после того, как он был распят.  Учитель: А теперь отгадайте загадку:  Слайд 3 «Я раскрываю почки,  в зелёные листочки.  Деревья одеваю,  посевы поливаю,Движения полна,  зовут меня ...»  Как вы думаете почему я загадала эту загадку? (ответы детей) Правильно, потому  что этот праздник празднуется весной. А кто знает, какого числа Пасха празднуется в  этом году? (ответы детей) В этом году праздник Пасхи будет 15 апреля. Вообще этот праздник продолжается целую неделю. Эта неделя называлась святой. Слайд 4 На экране появляется картинка. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на  вопросы учителя.  Учитель: Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за  традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас? Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения)  знаний учащихся. Учитель: ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ ­ начинается с участия в пасхальном  Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных  служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах  пасхальная служба начинается ровно в  полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом —  большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. Слайд 5 Звучит музыкальное сопровождение. Учитель: существую также и музыкальные традиции в этом празднике. Сейчас вы  слышите Тропарь ­ Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз  звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей. Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» —  погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя. Слайд 6 На экране появляется картинка. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на  вопросы учителя.  Учитель: Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за  традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас? Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения)  знаний учащихся. Учитель: Крестный ход ­ Торжественное шествие священнослужителей и верующих с  иконами, хоругвями (церковными знаменами) и другими святынями. Такая служба  освящает большие территории.  На экране появляется картинка. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на  вопросы учителя.  Слайд 7Учитель: Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за  традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас? Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения)  знаний учащихся. Учитель:   ПАСХАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ­ После того, как окончится служба,  верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами  «Христос воскресе!» Слайд 8 Учитель:  а теперь отгадайте загадки:  1. Маленький, кругленький, беленький разобьется — никакой столяр не склеит. 2. На столе — бело, упало со стола — желто. 3. Пробил я стенку — увидел серебро; пробил серебро — увидел золото. Правильно – яйцо (появляется картинка) А какая еще есть традиция в этот праздник,  что ставят на стол кроме яиц? Правильно ­ пасхальный кулич или его еще называют  «пасха» (появляется картинка). Слайд 9 Учитель:  А теперь у меня вопрос к вам ребята: Почему яйцо стало символом Пасхи? (ответы детей) Яйцо – символ возникновения новой жизни и символ круга жизни от  рождения до смерти. Слайд 10 Звучит музыкальное сопровождение. Учитель: существую еще одна музыкальная традиция ­ ПАСХАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ - В  течение пасхальной недели во всех храмах   разрешается любому желающему звонить в  колокола,  поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон,  поддерживая праздничное настроение.  Слайд 11 На экране появляется картинка. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на  вопросы учителя.  Учитель: Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за  традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас? Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения)  знаний учащихся. Учитель: ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ КАЧЕЛИ - В старину невозможно было  представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах загодя устанавливались  столбы, навешивались веревки, крепились доски ­ возводились общественные качели.  Слайд 12На экране появляется картинка. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на  вопросы учителя.  Учитель: Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за  традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас? Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения)  знаний учащихся. Учитель:  ПАСХАЛЬНЫЕ ХОРОВОДЫ - Начиная с Пасхи все гуляния молодежи  переносились на открытый воздух: пляски, игры, хороводы на лужайках, лесных  полянах, в конце деревенских улиц отличались особым весельем… Слайд 13 Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Дайте, добрые люди, огонька, — засветить свечку. Вот человек, нынче всякий дома про себя огонь держит. Неужто ты не припас Учитель: Учащиеся 6­го класса подготовили для вас сказку (выходят ребята и  читают сказку – художественное чтение: На Украине есть старинный обычай: перед Светлым Праздником не тушить огня, а держать его всю ночь, чтобы было чем засветить свечу по возвращении от Светлой заутрени. Жил в одном селе бедняк, которому не было счастья в жизни, Бог весть, почему. Два раза он горел, вся скотина у него перевелась, а тут ещё и хозяйка умерла, оставив ему полную хату детей. Наступил Светлый Праздник. Бедняк усердно промолился в церкви всю ночь, похристосовался со всеми. Его одарили: кто — ломтиком пасочки, кто — красным яичком. Обрадовался бедняк, что будет детям, чем разговеться. Пришёл домой, положил всё на стол, достал из-за образа свечку и хотел, было, затеплить её, но спохватился — огня нет, а на дворе ещё темно. Пошел он к соседям: — — — — своего? Пошёл сердечный к другим соседям. — Не до тебя теперь нам, а за огнём ступай в поле, к чумакам, — отмахнулись те от него. Заплакал бедняк; горько ему было терпеть обиду в такой день. Пошёл он в чистое поле, где светился огонёк. Точно, то были чумаки: застал их Великий День в поле. — Христос Воскресе! — — — мы тебе туда углей насыплем. Бедняк, недолго думая, подставил полу. Чумаки сгребли жару руками да высыпали ему в свитку. — Ступай с Богом, не бойся ничего, донесёшь. Пришел бедняк в дом, затеплил свечу и поставил её к образам. Тут взглянул он на припечек, куда высыпал жар, а там... лежит куча золотых червонцев. Обрадовался бедняк, понял, что это ему Бог на Светлый Праздник послал. Благодарно помолившись, разбудил он детей, похристосовался с ними, и стали они разговляться. Воистину Воскресе! Дайте огонька свечку затеплить, люди добрые! Не донесёшь ты свечи, тут в поле ветерок ходит, задует. Подставь полу свитки,А что это палёным пахнет? Будто к празднику кто свинью опалил. — Произнёс Правда, что пахнет, — заметил другой. Аи, аи, братцы, у меня свитка горит! — закричал первый и сбросил свитку скорее Сосед, не давший ему огня, заметил, что в хате у бедняка стало светло, удивился и пошёл посмотреть. Взглянул в окошко и увидел на полу кучу червонцев. Тут же пошёл он к бедняку, чтобы расспросить его обо всём. Весть о чудесном богатстве быстро обежала деревню. Всполошились бабы и скорей погнали мужей к чумакам — за червонцами. Соседка же бедняка громче всех кричала вслед мужу: — Смотри, нагребай больше червонцев, чтобы не пришлось мне ругать тебя в такой праздник. Подошли мужики к чумакам, которые всё еще сидели вокруг огня, сняли шапки, похристосовались и стали просить огонька. Те поглядели на них с удивлением, но ничего не сказали, а велели подставить полы свиток, куда и насыпали каждому по пригоршне. — Прибавьте ещё, — попросили мужики. — Будет и этого с вас! Вон как много вас пришло! Мужики, получив жару, бойко побежали домой. — один из них. — — с плеч на землю. И третий, и четвертый... Крик, шум, брань; ругают друг друга. Все прожгли свои новые свитки, а кто и руки пожёг. Кругом дым, смрад... А чумаков тем временем и след простыл. Всё исчезло: и волы, и возы, и чумаки, и огонь... Бедняк же разбогател с того Великого Дня и стал жить-поживать да Бога славить. Учитель: Спасибо ребята!  Вопросы: ­ Какое чудо произошло с бедняком на Пасху? ­ Как жил бедняк до этого события? ­ С чем он вернулся с Пасхальной службы домой? ­ Как вы думаете, почему соседи не дали бедняку огня? ­ Знали ли чумаки (пастухи), что угли превратятся в золотые червонцы (деньги)? ­ Как повели себя соседи, узнав про золотые червонцы? ­ Почему их угли не превратились в золото, а сожгли одежду? ­ Чему учит эта история? Вывод: Важная традиция Пасхи – дни благотворительности на Руси. Благотворительность Милосердие Сострадание Слайд 14 выступление учащегося: Свершилось чудо из чудес, Вновь на земле Христос воскрес!Блестят на солнце купола,  Звенят во всю колокола. Щебечут птицы, все цветет, Сын Божий счастье нам несет. С ДНЕМ СВЕТЛОЙ ПАСХИ ВАС ДРУЗЬЯ, ПУСТЬ БЛАГОДЕНСТВУЕТ СЕМЬЯ!!!  Учитель: ну и в заключении хотелось бы сказать: Светлое Воскресение несет  Слайд 15 радость всем людям. Будьте радостными, счастливыми, весёлыми! Помогайте тем, кто  нуждается в вашем милосердии и любви!  Затем дети делают свои открытки по заготовке. Звучит финальная песня КОНЕЦ