Для начальной школы проблема воспитания толерантности очень актуальна. Именно в младшем школьном возрасте начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими в школу из разных микросоциумов. Это дети с разным жизненным опытом и с плохо сформированной коммуникативной деятельностью. Для того, чтобы их обучение оказалось плодотворным, необходимо гармонизировать отношения между детьми, воспитывая доброжелательность, уважение друг к другу, признание различий и индивидуальности каждого человека
В течение классного часа учащиеся учатся управлять своей деятельностью, проявляют инициативность и самостоятельность, развивают речевую деятельность и вырабатывают навыки сотрудничества.
Ученики работают с информацией. Также они выполняются логические операции сравнения, анализа, обобщения и установления аналогий подведения под понятие.
Во время проведения мероприятия дети имели возможность оценить степень своей толерантности , а также развивали творческое мышление. Классный час способствовал воспитанию чувства коллективизма и сплочённости, развитию уважительного отношения между учащимися. Этого удалось достичь благодаря личностно - ориентированной направленности мероприятия.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Альметьевск РТ
Мероприятие «Мы вместе»
Провела учитель
начальных классовЗакиева Венера Мирфаязовна
февраль,2016год
Тема: Мы вместе!
Цель: Воспитание подрастающего поколения в духе гражданской
солидарности и толерантности.
Задачи:
формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
развивать навыки разрешения конфликтов;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания
толерантности.
Ожидаемые результаты:
метапредметные:
1. Оптимизация межличностного общения учащихся.
2. Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
2.
3.
личностные:
1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на
Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
рассматриваемую на занятии проблему.
2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок
школьников.
3. Учить анализировать себя и свои поступки.
коммуникативные:
1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное
мнение, отстаивать свою позицию.
2. Учиться работать в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Мы вместе»,
карточки – задания, класс разделен на 4 рабочие группы.
1. Организация начала мероприятия..
Ход мероприятия.Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень важном и нужном
качестве, которое есть в каждом человеке. Без него на земле было бы, пожалуй, не
так ярко, тепло. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Чтение стихотворения заранее подготовленным ребенком.
Л. Татьяничева
Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь, любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.
Вдумайтесь в смысл этого стихотворения, о чем оно?
( Человек пришел в этот мир для того, чтобы жить с другими людьми в согласии,
оказывать им поддержку, не прося ничего взамен. И каждый хороший поступок,
доброе дело, совершенное для других, приносит радость и людям, и тебе самому)
Учитель: Наше мероприятие называется «Мы вместе!». (Слайд 1.) Пройдет он под
девизом «Мы разные, но мы вместе!» (Слайд 2 ) И эпиграфом к нему будут такие
слова английского писателя Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по
небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться
жить на земле, как люди». Слайд 3.
Как вы понимаете значение данного высказывания?
(Часто люди негативно относятся к другим, которые не такие как он. Проявляет
злость по отношению к слабым, беспомощным, больным и др. То есть не может
быть терпеливым и внимательным).
Учитель: Правильно. Мы сегодня поговорим о бережном, добром отношении людей
друг к другу. И будем выполнять различные задания, которые помогут нам понять
смысл слов: терпение и уважение, взаимопомощь и дружеское отношение друг к
другу.
Первое задание: Из букв необходимо собрать слово. Будьте внимательны, не
должно остаться ни одной лишней буквы. (у каждой группы свои разрезные буквы)
Какое слово у вас получилось?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (Слайд 4)
Может быть, оно комуто пока незнакомо, но в современном мире, где вам
предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко,
если не будете знать смысла этого слова.
Где можно точнее узнать, что оно обозначает? ( В словаре, интернете).
(Чтение значения слова ученицей)Толерантность имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими
эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все
люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие
поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день
Толерантности. (Слайд 5)
Второе задание. Работа в группах
С помощью таблицы определите качества, которыми вы должны обладать, а
качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните .
УМНЫЙ
СМЕЛЫЙ
ГРУБЫЙ
ГЛУПЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
ДОБРЫЙ
ЗЛОЙ
ВЕРНЫЙ
НЕЧЕСТНЫЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ
ОТЗЫВЧИВЫЙ
РЕШИТЕЛЬНЫЙ
Каким словом можно заменить все эти качества? (толерантность).
Третье задание. Игра «Какие мы…»
А теперь давайте обратимся к нашему девизу. Ребята, а как вы его понимаете :
«Мы разные, но мы вместе»? (Ответы учащихся)
Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются
ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».
Итак,
поднимите руки, кто любит играть в футбол;
встаньте те, у кого светлые волосы;
а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;
похлопайте те, кто любит рисовать;
потопайте ножками те, у кого карие глаза;
скажите «ууу» те, у кого много друзей;
покачайте головой те, кто любит животных;
помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
Учитель. Подумайте и скажите: «Какие все мы?». (ответы детей)
Мы все разные, но всетаки мы вместе! (Слайд 6) Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе
праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые
поступки, тогда не будет раздора в семьях, а в стране не будет войны.
Человек должен жить в добре. Эта сфера добра в значительной степени
создается им самим из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую
среду, памяти на добро.
Четвёртое задание. Тестирование (практическая работа)
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает
быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте
попробуем проверить себя, с помощью теста.
Вам предложены несколько
вопросов, Вам нужно выбрать только один,
совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов,
полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
1. Саша плохо одет...
А). Это неважно – 3б
Б). Ты подсмеиваешься над ним 0б
2. Пожилая женщина медленно идет.
А). Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать 0б
Б). Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь – 3б
3. На твоих глазах на когото нападают...
А). Ты пытаешься защитить его 3б
Б). Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь 0б
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
А). Ты стремишься лучше узнать его 3 б
б). Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи –для меня не существуют". – 0 б
5. К тебе подходит ребенокинвалид...
А). Ты естественным образом разговариваешь с ним. – 3б
Б).Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. – 0б
– Если вы набрали 12 балов. Поздравляю, вы проявляете большую
толерантность. Прекрасно! Вы уверены в себе, можете выразить свое мнение. И
вы понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода
других.
Если вы набрали 6 баллов, вы не очень толерантен. Вы недостаточно уверены в
себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение.
Если вы набрали 3 балла и менее: Вы совсем не толерантны! Если выпопытаетесь лучше понять себя, какой вы есть, то можете стать более
счастливым!
Пятое задание Работа в группах.
Учитель: Толерантным быть нелегко, но этому можно и нужно учиться.
Сегодня мы с вами проведем занятие «Учимся быть толерантными».
Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно
посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как
вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу.
Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и, сильно
ударившись, заплакала.
Чего тут стоишь на дороге? возмущенно сказал Петя!
Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только
учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.
Подумайте:
1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по
отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?
2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?
2 ситуация.
На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные
телефоны!
Смотрите, какой у меня крутой телефон, хвастался Генка. – Мне папа вчера
купил!
У меня не хуже твоего, между прочим, сказала Таня.
А у меня зато самый большой! закричал Олег.
А у меня самый дорогой, радостно сообщил Сережа.
Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой.
Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить
ему дорогой телефон.
Колян, а ты чего не хвастаешься, закричал ему Генка. – У тебя –то телефон
вообще крутой! Из прошлого века!
И все засмеялись!Подумайте:
1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по
отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли?
Почему?
2. Что бы вы посоветовали ребятам?
3 ситуация.
Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались
ему очень сложно. Но он старался.
На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник,
открыл и начал на весь класс комментировать отметки:
Посмотритека, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике
2, по технологии два! – ехидничал Ваня.
О, смотрите, а по физкультуре «трояк» заглядывая в дневник, сказала Лера.
Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.
Отдайте дневник, обиженно сказал Петя.
Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник Вадику, который сидел через
ряд.
Как вам не стыдно, сказала Марина, забирая дневник у Вадика. –На свои
оценки посмотрите. Самито лучше?
Подумайте:
1. На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников?
Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?
2.Какой совет вы могли бы дать ребятам?
4 ситуация.
В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень
маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.
Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы. Что –
то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.
Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.
Ишь, какой, не слышит, больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы
к тебе обращаемся!
–Кококоторый час? – Дразнили мальчишки его вдогонку и громко смеялись.
Подумайте:1.Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны ли вы с тем, что они
ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам
оказаться на месте Никиты?
2.Что бы вы посоветовали мальчишкам ?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью
учителя) и высказывают общее решение группы.
Шестое задание: Цветок толерантности.
Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности. Помогите
мне его собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – сострадание, милосердие,
доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, терпимость, а они
выбирают те слова, которые подходят к цветку, и откладывают в сторону те, которые
лишние. Дети приклеивают к лепесткам таблички с толерантными словами, в
серединке цветка уже написано слово толерантность.)
Что общего в этих словах? (они толерантны).
А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные). (Далее
вывешивают на доску цветы толерантности по одному представителю от
каждой команды помогают у доски)
Наши цветы такие красивые и разноцветные.
Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили
(Слайд 7)
Толерантность – это терпимость
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – путь к миру и согласию
Подведение итогов.
Учитель: В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И
хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и
не было ссор.
(Слайд 8)
Я надеюсь, что мы с вами будем толерантными людьми. Оттого, какими мы будем–
зависит, каким будет мир вокруг нас и только в наших руках сделать этот мир
лучше.