«ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ ЖИЗНИ. МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».
ЦЕЛЬ: обсудить с учащимися понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
ЭПИГРАФ: «Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих
свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся
мнимыми, как только им назначается цена».
Из книги В.Г. Кротова «Массаж мысли».
УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА:
1. Слово учителя:
У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни и давайте назовем эту лестницу лестницей желаний.
2. Ребята выстраивают свою лестницу мечты и, если у них есть желание, они могут поделиться со всеми ребятами, что означает каждая ступень лестницы, чем она для них важна.
3. Слово учителя:
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?
(Ребята моделируют различные ситуации, которые могут осложнить подъем по лестнице мечты.)
4. Словарная работа.
Работа со словами «цена», «ценности», «настоящие ценности», «мнимые ценности». Учащиеся работают с толковым словарем В.И. Даля в группах и определяют истинное значение слов и выражений. Для того, чтобы работа проходила более интересно, каждая группа получает одно из слов и защищает свое мнение, которое может быть представлено в виде проекта.
5. Работа с таблицей.
|
ЦЕНА |
ЦЕННОСТЬ |
1 |
Это материальные предметы (шуба, машина) |
Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) |
2 |
Существует за пределами человека, независимо от него. |
Существует в отношении человека к чему-либо. |
3 |
Цена подвергается захвату и насилию. |
Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти. |
4 |
Цена исчерпаема. Стареет вещь – цена снижается. |
Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. |
5 |
При обмене цена сохраняет себя (обмен яблоками – у каждого оказалось опять по одному) |
При обмене ценность увеличивается (обмен идеями – стало у каждого по две) |
6 |
Цена всегда заменима (товар – товар) |
Ценность незаменима. |
Создавая ценности, мы все равно отправимся в мир цены: купить краску, кисточку, если ценна картина, или пленку, фотобумагу, если – фотографии близких. Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все. А нам хочется с семгой, с икрой. Важно не подчинить жизнь культу еды.
Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену.
На карточках написаны названия вещей: печатная машинка дедушки, бутерброд с красной икрой, кошка, живущая в доме 10 лет, старое военное фото бабушки и дедушки, медали деда-фронтовика, норковая шуба, 1 кг конфет «Белочка».
Игра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Но есть вещи, которые не продаются – они дороги как память. В крайнем случае, можно отдать в музей.
ВЫВОД: ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом
обществе, цена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах.
8. Игра «Я – волшебник»
Учитель говорит: «Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме могу поменять все неживое, но я добрый волшебник, поэтому одну-единственную вещь я могу оставить неизменной. Выбирайте, какую». (фотографии близких, письма от матери и т.д.) Если ребята живут в мире цены, то им ничего не дорого, они бы все поменяли.
9. Беседа.
Учитель предлагает учащимся порассуждать над следующей легендой.
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Вопросы учащимся:
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
- Каковы были ее жизненные ценности?
10. За небольшой отрезок своей жизни вы сделали достаточно много жизненных шагов. Попробуйте определить, какие из них были значимыми, важными, которые вы можете сравнить с поступками старушки, а о каких вам не хотелось бы вспоминать. Ребята отвечают по желанию.
11. Совместное определение мнимых и истинных человеческих ценностей.
Работа всего класса. Ребята записывают их на доске или на листах ватмана.
12. Учащимся предлагается продолжить фразы:
- Преуспевающий в жизни человек – это человек, который…
- Человек – неудачник – это человек, который…
- Если человек не имеет ….., то он не состоялся.( прожил жизнь зря)
- Если человек имеет….., то он состоялся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.