Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»
Оценка 4.9

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
классное руководство
3 кл
24.04.2017
Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»
Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника» Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника» Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека. Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.
Здоровье и личная гигиена 14 11 13.doc
Открытый классный час  ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Классный час­рассказ: «Личная гигиена школьника» Цель: формирование верных представлений о гигиене, у младших школьников. Привитие  навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за  телом человека.  Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие  гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование  умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком  понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья,  одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение  чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность  кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота.  Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные  свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела,  создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов. Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении  бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин.  уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук — через 20 мин. лишь на 5%.  Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% микроорганизмов,  находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и правильно ухаживать за  ногтями. Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно  дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены  нужно прививать детям с раннего возраста. Основные средства для очищения кожи — мыло и вода. Для мытья пользуются туалетным  мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать особенности своей  кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за ней. Душ желательно  принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным  потоотделением, а также людям, страдающим потливостью; температура воды не выше 37 —38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, обмывают открытые  участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с  мылом; при этом лучше сменить загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с  применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья  обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа  массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После  мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым  парфюмерной промышленностью. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно  летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых складках нужно  обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут  возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать. Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру или  2 пищевую соду (1—2 чайную ложку на 5—6 л воды). Жирные или сухие волосы нуждаются  в специальном уходе. Уход за полостью рта помогает сохранить зубы, предупредить  многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения начальной формы кариеса зубов, снятия зубного камня и других  мероприятий, связанных с санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать  стоматолога. Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными  половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить  постоянно. Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты одежды, нательного белья,  ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и  одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, в производственных помещениях. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца  (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани.  Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку  (пижаму). Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое  значение в тех случаях, когда в семье кто­нибудь заболевает, т. к. нарушение требований  гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих  больного людей, особенно детей. При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются  возрастные, а также анатомо­физиологические особенности женского и мужского  организма. Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких общеукрепляющих  факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические упражнения и  подвижные игры, полноценное питание.  В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем  воздухе, находились в движении, регулярно занимались физкультурой, правильно  чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали режим сна. Тяжелые физические  нагрузки, длительное сидение в школе за партой и дома за уроками могут вызвать  искривление позвоночника и деформацию костей таза. Как учителя, так и родители  должны следить за правильной осанкой детей. Необходимо, чтобы парта и стол для  домашних занятий соответствовали росту ребенка и правильно освещались; надо следить за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и дальнозоркость. В период полового  созревания, когда перестраиваются нервная и эндокринная системы и напряжены все  приспособительные механизмы, особенно важны регулярные занятия физкультурой,  закаливающие процедуры, благотворно влияющие на нервную систему. 3 Классный час Тема: «Личная гигиена и гигиена жилища» (беседа­диалог) Цель: научить детей некоторым правилам личной гигиены (уход за лицом, руками, ртом,  ногтями, телом, волосами, за интимными местами, одеждой, обувью, предметами быта); —  познакомить школьников с понятием «гигиена» (гигиена личная, гигиена жилища, гигиена  труда) и научить их выполнять правила гигиены. Оборудование: Альбомные листы, цветная бумага, инструменты и принадлежности, клей.  Ход классного часа Теоретический материал для учителя. Гигиена личная — совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья  человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности.  Личная гигиена включает: уход за кожей, уход за полостью рта, в частности за зубами,  борьбу с потливостью и др. Последний раздел рассматривает: режимы питания; виды и  формы активного отдыха, соответственно возрасту и индивидуальным особенностям;  подбор и установление определенного режима физических упражнений — утренняя за­ рядка, прогулки, занятия спортом и др., создание гигиенических условий для сна;  использование одежды и обуви, полноценных в гигиеническом отношении, и др. В число вопросов, изучаемых гигиеной личной, включаются также мероприятия по  предупреждению обморожений в холодное время года и нарушений теплорегуляции в  жаркое время года. Основа гигиены быта — соблюдение и поддержание в квартире чистоты и порядка.  Комнаты не стоит загромождать мебелью — это затрудняет уборку и способствует  скоплению пыли. Для поддержания чистоты нужно ежедневно вытирать пыль, подметать  пол влажной щеткой (мыть пол следует не реже одного раза в неделю), регулярно, по мере  загрязнения, мыть окна. Мягкую мебель и ковры лучше чистить пылесосом. Чтобы воздух был всегда чистым, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая  форточку на 30 минут не менее трех раз в день: утром во время зарядки, при уборке  помещения и перед сном. Летом окна следует держать открытыми. В кухнях, ванных комнатах, туалетах имеются решетки, через которые также  осуществляется вентиляция. 4 В комнатах по возможности должна поддерживаться постоянная, комнатная температура  воздуха: в теплое время года — от 22 до 25°С, в зимнее время от 20 до 22°С (но не ниже  18°С). Большое внимание следует уделять соблюдению чистоты в местах общего пользо­ вания. Особенно тщательно следует убирать кухню. Для предупреждения появления мух,  тараканов, грызунов не следует оставлять в открытом виде пищу и грязную посуду,  пищевые отходы нужно собирать в закрывающееся ведро и своевременно их выбрасывать.  Ванну следует мыть после каждого пользования. Унитазы мыть ежедневно специальной  щеткой. Практическая работа с обучающимися После рассказа учитель предлагает учащимся задания. Первое практическое задание. Способом вырезанных силуэтов из бумаги изобразить  самые ходовые предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа или гребень, мыло и  мочалка, лосьон, предметы одежды и обуви). Второе практическое задание. Изобразить аппликацией те предметы, которыми  пользуются при уборке помещения (веник, пылесос, ведро, щетки и метелки). Учащиеся по выбору выполняют задания. По окончании работ учитель показывает лучшие  работы и комментирует их. Подведение итогов классного часа  В конце классного часа учитель делает вывод, что гигиена (греч. — приносящий здоровье)  — меры, обеспечивающие сохранение здоровья, условий жизни, влияющих на здоровье,  предупреждающие заболевания. Гигиена рассматривает влияние воздуха, воды, одежды, жилища и т. д. нездоровье.  Классный час Тема: «Друзья Вода и Мыло» (игровая программа) Цель: привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и  правильном уходе за телом человека. Оборудование: лист ватмана, фломастеры, альбомные листы для детей, карандаши. Ход классного часа Беседы по теме «Друзья Вода и Мыло» 5 Учитель. — Послушайте «Сказку о микробах»: Жили­были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше  их становилось. Вот на столе кто­то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а  микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете  есть грязнули и Мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к  человеку. А там уж и до болезни рукой подать! — Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел? Что помогает нам победить  микробы? (Вода. С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.) — Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач  перед операцией? А портной? — Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.) — Да. Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. — Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого  вопроса к доске или на стену прикрепляется большой лист бумаги и отмечается  фломастером каждый шаг.) • Сильно намочите руки. • Пользуйтесь мылом. • Намыливайте руки с обеих сторон. • Намыливайте руки между пальцами. • Полощите руки чистой водой. • Вытирайте руки насухо полотенцем. Сначала некоторые дети, а потом и все остальные  демонстрируют все стадии мытья и вытирания рук. Заучивание слов: От простой воды и мыла У микробов тают силы.  Практическое задание «Вредные советы» Учитель предлагает задание. 6 — Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят:  «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы». Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять.  Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова. ­ Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти «вредные советы». Это красивый  человек? Выскажите свое мнение об этих «советах». Составьте небольшой рассказ о Неряхе,  который стал чистюлей. Учитель выслушивает несколько рассказов детей, затем анализирует лучшие рисунки  учащихся.  Подведение итогов классного часа Учитель поощряет активных учеников и делает вывод, что умываться надо регулярно с  мылом, мытье рук должно стать хорошей привычкой. Классный час Тема: «Правила ухода за телом» (беседа­практикум) Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; — знакомство второклассников с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами.  Оборудование: таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или  репродукций картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского Ход классного часа Ситуация «Мытье тела и уход за волосами» 1 Учитель открывает картинку, на которой нарисованы опрятные, аккуратно одетые ученик  и ученица, и показывает ее детям. Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает  учащихся, что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и  девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить  правильно. Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый, опрятный, аккуратный; волосы у Володи  коротко острижены; Володя бодрый, здоровый, крепкий. 3 Наташа аккуратно причесаны  волосы. Учитель поясняет, что все школьники должны быть такими же чистыми, опрятными,  здоровыми. Но это не дается без старания, без труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо 7 постоянно и правильно заботиться об этом. Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем  покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека покрыто кожей. Учитель может предложить детям рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает  внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, что на ней видны бороздки, складки. При  движении пальцев кожа то легко натягивается, то образует складки. Учитель спрашивает учащихся, что у них появляется на коже, когда им бывает очень  жарко (например, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают  капельки пота. Учитель добавляет, что на коже постоянно есть еще тонкий слой жира (кожного сала). Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и  пыль в большом количестве, кожа становится грязной, она грубеет, на ней могут появиться трещины. — Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика  (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чистой, нужно все тело  мыть не реже одного раза в неделю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой  (намыливать кожу надо 2—3 раза). Только таким способом можно хорошо смыть жир,  имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться можно либо в бане,  либо дома. После мытья человек чувствует себя лучше, бодрее. На волосах и между ними при плохом уходе собирается много кожного сала, пыли, грязи.  Поэтому мальчикам лучше всего волосы стричь коротко, под машинку. Тогда голову так  же легко вымыть, как и шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время. Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья  прочесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать  картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неопрятности. Девочкам надо запомнить, что ленточки в косичках будут выглядеть у них красиво лишь в  том случае, если волосы будут совершенно чистые. После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему? Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется. Запомним первых два правила ухода за телом. 1. Мыть тело теплой водой с мылом и мочалкой (или губкой) не реже раза в неделю. 2. После мытья надевать чистое белье. Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к  столу с оборудованием (таз с водой, мыло, полотенце) любого ученика. Во время общения  с детьми использует их имена (в тексте приведены примеры имен второклассников). 8 Учитель. Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все  тело. Необходимо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки. Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по несколько раз в день? Потому что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них из воздуха и смешивается с потом, с кожным салом. Как часто надо умываться? Не менее двух раз в день: утром после вставания и i вечером перед тем, как ложиться  спать. Следует умываться и днем, например, после некоторых игр, работ, после ходьбы по  пыльной дороге. Сейчас Дима и Надя покажут нам, как надо умывать лицо, шею и уши. Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце  Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыванием накидывают  полотенце на себя (на плечи, на шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда поло­ тенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины. Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и девочки должны научиться так аккуратно  умываться. Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул.  Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо. Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо  надо только чистыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик  хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит ак­ куратно, не расплескивая. Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать  нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается  полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья  кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины. Учитель может показать детям, что полотенце после того, как им вытирались, осталось  чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо  моют их, то полотенце становится грязным после первого же пользования им. Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет. Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им. После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом  надо также всегда хранить в каком­либо одном месте (например, на полочке). 9 Учитель может предложить Диме проверить в зеркале, хорошо ли он вымыл лицо. Затем  предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вымыл Дима лицо, уши, шею,  как посвежело лицо, похорошело. Каждому мальчику и девочке после умывания надо  посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что хорошо умылся. Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями». Учитель. Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки, так же как и лицо, не покрыты одеждой. Учитель предлагает детям перечислить, к каким  предметам приходится им притрагиваться в течение дня, затем подытоживает полученные  ответы. Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола комнаты,  чистке картофеля, при столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда  загрязняются. Могут загрязняться руки и при письме. Руки у нас обязательно  загрязняются, когда мы играем в мяч, в городки, когда притрагиваемся к калошам,  дверным ручкам, к крючку и цепочке в уборной, к кошке, собаке и т. д. На всех этих  предметах обычно есть грязь. К мячу, например, пристает грязь с пола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид  туфли. К ручкам дверей, к крючку и цепочке в уборной притрагивается много людей.  Среди них могут быть и больные. Когда мы берем различные предметы или притрагиваемся к ним, то грязь, имеющаяся на  них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перенесена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться многие  болезни от больного человека другим людям. Поэтому, если кто­либо съест загрязненный  руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него может появиться  жар, боль в животе). Могут заболеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками.  Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо  часто мыть руки. Руки мы моем при утреннем и вечернем умывании. Мыть их надо в течение дня после  каждого загрязнения. Как только закончили игру в мяч, в городки, как только кончили  грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поиграли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или  вечернего умывания. Руки надо мыть после каждого посещения туалета. Руки надо мыть каждый раз перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно всегда с мылом, потому, что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо. Почему мыть руки надо каждый раз перед едой? Это необходимо для того, чтобы не  заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кроме того, вы  знаете, что чистыми руками гораздо приятнее браться за хлеб, ложку, тарелку. При изложении этих правил учитель может использовать такого рода пример. Как­то мать  предложила девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказала, что руки у нее чистые,  она совсем недавно мыла их. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч.  А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она не права, и тотчас 10 же вымыла руки. Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ногти, проверить, коротко ли они  острижены, нет ли длинных, запущенных ногтей, чистые ли они или грязные, нет ли черных  каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много грязи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того,  грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение.  Длинными ногтями можно легко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже  могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стригите коротко ногти. При мытье рук  тщательно вычищайте грязь из­под ногтей. Пользуйтесь для этого щеткой или  ногтечисткой. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» («Надо умываться») Подведение итогов классного часа Учитель подводит общий итог разговора. В форме диалога закрепляет знания об уходе  детей за телом. Учитель предлагает детям вспомнить, почему важно насухо вытирать руки. ­ Посмотрите, какие чистые руки у Толи. Когда руки чистые, это не только полезно для  здоровья, но и приятно, красиво. Всем детям необходимо хорошо мыть руки. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Классный час Тема: «Уход за зубами» (беседа­практикум) Цель: привитие младшим школьникам навыков личной гигиены, привычки правильного  ухода за зубами, знакомство второклассников с основными правилами ухода за зубами. Оборудование: Таз с водой, зубные щетки, мыло, полотенце. Картинки: рот со здоровыми  (красивыми) зубами; рот с испорченными зубами, в котором несколько зубов отсутствует;  как постепенно разрушается зуб (от маленькой трещины до полного разрушения). Ход классного часа Материал для учителя о правилах ухода за зубами Сохранение здоровых зубов является одним из важных условий сохранения здоровья всего  организма в целом. Зубы, как известно, необходимы для пережевывания пищи. Хорошо  прожеванная пища легко проглатывается, хорошо переваривается, хорошо усваивается  организмом. Плохо разжеванная пища плохо усваивается, нарушает нормальную  деятельность органов пищеварения, нередко приводит к долго длящимся заболеваниям  желудка и кишок. Болезнетворные микробы, гнездящиеся в больном, разрушающемся зубе,  проникают в окружающие зуб ткани, вызывают их воспаление. Эти микробы нередко могут  являться причиной заболевания ангиной, заболеваний сердца, суставов, почек. Наличие  11 здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для нормальной дикции, т. е.  для ясного и отчетливого произношения слогов и слов, для нормальной речи. Нельзя также  упускать из виду и того, что здоровые зубы служат украшением лица, больные же зубы или  отсутствие зубов нарушает правильность черт лица, делает лицо некрасивым. Важнейшими средствами сохранения здоровых зубов являются: полноценное питание, т. е.  пища, содержащая в достаточном количестве белки, жиры, углеводы, минеральные соли  (соли кальция, фосфора, фтора) и другие витамины, а также правильный уход за зубами. Важно, чтобы твердая пища (корки хлеба, сырая морковка и т. д.) разжевывалась зубами с  обеих сторон. В жевании должны участвовать все зубы. Основные требования к уходу за зубами: удалять остатки пищи из промежутков между  зубами полосканием рта теплой водой после каждой еды и регулярной ежедневной чисткой зубов; не допускать приема очень холодной пищи после горячей и, наоборот, во избежание  растрескивания эмали не допускать раскусывания не окрепшими, еще детскими зубами  твердых конфет, сахара, орехов; регулярно следить за состоянием зубов и начинать  лечение зуба тотчас после обнаружения его порчи. Процесс смены молочных зубов постоянными, в основном падает на период младшего  школьного возраста. В силу этого уход за зубами в этом возрасте приобретает особое  значение. Надо оберегать от заболевания не только постоянные зубы, но и легко  подвергающиеся порче молочные зубы, так как наличие больного молочного зуба вредно  отражается и на постоянных зубах.  Беседа­диалог «Почему необходимо чистить зубы» На вопрос учителя о том, для чего служат нам зубы, дети отвечают, что зубы нужны для  того, чтобы разжевывать пищу. — А почему важно разжевывать пищу? Если детям трудно сразу дать ответ на этот вопрос, учитель дополнительно спрашивает,  можно ли, например, проглотить большую корку хлеба или крупную редиску целыми,  неизмельченными. Учитель продолжает: — Даже небольшую корку очень трудно проглотить, можно ею подавиться, а большую  корку совсем невозможно проглотить. Поэтому пищу нужно хорошо разжевывать. При  прожевывании пища смачивается слюной, и тогда ее еще легче можно проглотить. Пищу необходимо хорошо разжевывать и для того, чтобы она принесла больше пользы  человеку. Плохо прожеванная пища впрок не идет. Если человек проглатывает такую пищу, то она причиняет большой вред здоровью. От этого можно заболеть. Учитель показывает картинку: на ней изображен рот, в котором часть зубов отсутствует,  несколько зубов полуразрушено, все зубы потемневшие. На вопрос учителя дети отвечают,  что такой рот некрасивый. Учитель показывает картинку, на которой изображен рот со здоровыми зубами. (Можно  также показать здоровые зубы у одного из учащихся.) Дети отмечают, что этот рот  12 красивый. (Сравнить с картинкой, на которой изображены больные зубы.) ­ Зубы не только разжевывают пищу, они нужны и для того, чтобы четко произносить  слова. Они также украшают лицо человека. Вот почему зубы надо беречь. А отчего зубы могут испортиться, отчего они могут заболеть? Когда мы едим, в промежутках между зубами почти всегда остаются маленькие кусочки  хлеба, мяса, рыбы, капусты. Кусочки пищи вскоре начинают гнить. Это приносит большой  вред зубам. Как начинается заболевание зуба? Вначале на зубе появляется маленькое  темное пятнышко, а через некоторое время на этом месте образуется еле заметная ямка  (углубление). В нее забивается пища, здесь она надолго задерживается, гниет, от этого зуб  еще больше портится. Вскоре на этом месте образуется маленькое дупло. Если зуб не  лечить, дупло становится глубоким (показать картинку) и появляются сильные боли. Боли  могут на время затихнуть. Однако через некоторое время зуб обязательно разрушится и его необходимо будет удалить. Запомните: зубы могут заболеть оттого, что между ними задерживаются и загнивают  остатки пищи. Что же надо делать для того, чтобы зубы не заболевали, не портились? Нужно почаще  удалять изо рта задерживающиеся в промежутках между зубам, остатки пищи. Надо, во­ первых, полоскать рот после каждой еды: во­вторых, чистить зубы щеткой и порошком  ежедневно перед сном и утром. Нельзя разгрызать зубами орехи, сахар, очень твердые  конфеты, так как этим можно их сильно повредить. Нельзя есть много конфет и других  сладостей: у сластен зубы заболевают чаще, чем у других детей. Если при жевании или при употреблении холодной, сладкой или кислой пищи появляется  зубная боль, надо возможно скорее обратиться к врачу. Заболевший зуб надо лечить  немедленно. Некоторые дети боятся лечить зубы. Они думают, что лечение причиняет  боль. Это неправильно. Лечение зубов обычно проводится без боли. Нельзя откладывать  лечение. Если больной зуб не лечат, он, в конце концов, совсем разрушится. Очень важно вовремя заметить начавшуюся порчу зуба. Поэтому не надо ждать появления  болей. Необходимо один или два раза в год обращаться к зубному врачу для осмотра зубов. Если в школе намечается проводить санацию (осмотр и лечение) полости рта, учитель  разъясняет детям, что это очень важно для обнаружения порчи зубов, что надо спокойно  являться на осмотр, не пугаться болей (осмотр и лечение почти не причиняют боли),  аккуратно и терпеливо лечиться. К проведению этих разъяснений рекомендуется привлечь  зубного или школьного врача, медицинскую сестру.  Практикум «Почистим зубы» Учитель приглашает к столу любого ученика (условно — девочку Катю) и предлагает  правильно почистить зубы приготовленным заранее оборудованием. Проводится краткая  имитация чистки зубов в форме диалога учителя и ученицы. — Сейчас Катя покажет вам, как она чистит зубы. С чего ты начнешь? 13 — Вымою руки. — Правильно, зубную щетку и стакан можно брать только чисто вымытыми руками. (Катя  моет руки, другая ученица льет ей воду на руки.) — Этой зубной щеткой, этой зубной пастой и этим стаканчиком пользуешься ты одна или  еще кто­либо пользуется ими? ­ Это моя щетка и моя зубная паста. Больше ими никто не пользуется. ­ Правильно. Каждый должен чистить зубы только своей щеткой и своей пастой. Помните,  то же самое мы говорили о полотенце. ­ Приступаем к чистке зубов. (Ученица неторопливо показывает, как она чистит зубы, учитель дает пояснения.) — Щетку надо сначала смочить. Влажной щеткой удобно набирать порошок: он не  распыляется, не рассыпается. Затем учитель предлагает учащимся запомнить три правила чистки зубов: 1. Надо чистить все зубы — и передние и боковые; чистить со всех сторон — снаружи и  изнутри. 2. Верхние зубы надо чистить сверху вниз, нижние ­ снизу вверх. 3. Надо также водить щеткой вправо и влево. Хорошо запомните эти правила и точно  выполняйте их. Учитель обращает внимание на то, что, прополоскав рот, Катя хорошо промывает щетку,  кладет ее в чашку (стакан), где она может быстро просохнуть. Класть щетку в футляр не  следует, так как в нем она долгое время будет оставаться влажной. Учитель разъясняет, что при чистке зубов нужно пользоваться только водой, годной для  питья, т. е. либо сырой водопроводной из крана, либо кипяченой, если пользуются речной  или колодезной водой. — Где хранятся дома твоя зубная щетка, зубная паста, чашка? — На полочке в комнате (в умывальной, на кухне). ­ Правильно. Но некоторые дети еще не научились содержать все эти предметы в порядке:  их зубная щетка лежит, к примеру, на подоконнике, кружка в шкафу, паста на столе. Такая неряшливость недопустима. Эти принадлежности надо хранить в одном месте, в  образцовой чистоте.  Подведение итогов классного часа Учитель предлагает вспомнить, почему необходимо чистить зубы с раннего детства  14 ежедневно? Просит учащихся назвать три правила чистки зубов. Завершается классный час  чтением любого стихотворения или небольшого рассказа о личной гигиене (чистке зубов,  умывании и т. д.). 15

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»

Классный час-рассказ: «Личная гигиена школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017