Классный час "Ролевая игра"

  • Работа в классе
  • doc
  • 04.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этот материал - обобщение опыта работы с учащимися подросткового периода, новый взгляд на работу классного руководителя,помощь для начинающих классных руководителей ,новая фора проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. Основная особенность мероприятия в том, что оно проводилось в один день, без подготовки.
Иконка файла материала Классный часа .Ролевая игра.doc
Экспериментальное коллективное дело « Фильм о моём классе» Пояснительная записка 7 класс, как известно, переходный период. В этом возрасте особое значение  приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки выражают бурно.  Работая классный руководителем, я столкнулась с такими проблемами. В  классе часто возникали конфликты, девочки ругались с мальчиками,   мальчики не  хотели помогать девочкам в организации и проведении классных мероприятий. Беседы, субботники , совместные дела не могли изменить  ситуацию в классе, поэтому  необходимо было найти другую форму работы.  Такой формой стала   сюжетно – ролевая игра « Фильм о моем классе».  Мероприятие проводилось в 7 а классе. В классе 20 человек, 10 мальчиков и  10  девочек. Класс творческий,  очень активный, по итогам  2004­ 2006 г.г. класс был награжден грамотами за активное участие в жизни  школы. В классе много лидеров, ребята любят путешествовать, любят новые  формы проведения классных часов.  Особое значение для ребят в подростковом периоде имеет возможность  самовыражения и самореализации. Учащимся интересны такие классные дела,  которые служат активному самовыражению и учитывают их интересы,  ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно  высказать свое мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,  отстаивать и доказывать свое мнение. Ребят привлекает  возможность самим  организовывать классные дела, принимать самостоятельные  решения.  С учетом этого ребятам была предложена совершенно новая фора  проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. В ходе проведения  мероприятия каждый ребенок мог реализоваться, высказать открыто свою  позицию. Основной целью проведения мероприятия было сплочение коллектива,  передача учащимся знаний, умений и навыков общения, воспитание интереса  учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться ,стимулирование  инициативы и активности учащихся в жизни класса.  Мероприятие проводилось в один день, подготовка проводилась традиционно. Перед проведением мероприятия была проведена стартовая диагностика. ( Анкета №1 изучение ценностей ) – 1 –ая часть, анкета  № 3 ( атмосфера в  классе). После заполнения  ребята убрали анкеты  в парту. Вступительное слово учителя. Еще один год закончен, вы стали взрослее, в этом учебном году в нашем  классе было много интересного, было много сложностей, много смешного  и забавного.  Было бы хорошо подвести итоги учебного года, а сделаем мы это в виде  сюжетно – ролевой игры, будем совместно создавать фильм о нашем классе.Игра сюжетно – ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою  роль. Сюжеты игры будут разнообразными и позволят участникам показать  свои способности и творческий потенциал.  Сегодня нам будут помогать эксперты­ журналисты , которых вы выберете  сами, они будут наблюдать за игрой, подводить итоги.  А для того, чтобы игра состоялась, нужно разделиться  на три группы по  6­ 7 человек. Подготовительная работа.  1 этап –  создание напряжения Даем  ребятам задание : распределиться на три группы, в каждой группе  выбрать режиссера, журналиста. На этапе создания микрогрупп  и выбора  ролей необходимо обеспечить неуспех ребят ( создание дефицита времени;  сложные задачи по распределению ролей, которые невозможно осуществить за отводимое время) .  Дается определенное количество времени ( 1 мин ). За это время ребята  разделись  по командам, в одной из них оказались только мальчики, в другой только девочки, два мальчика (Игорь и Женя ) оказались  вне команды, ребята не хотят с ними дружить, уровень развития интеллекта у  этих мальчиков низкий, Игоря воспитывает бабушка, мама умерла .  За короткий срок режиссера и журналиста в группах выбрать не успели.  2 этап ­   фиксация напряжения  На этом этапе проводится двухшаговая работа: выдвижение версий,  причин неуспеха учащимися и создание совместно со школьниками  «картинки» неуспешного взаимодействия. Ребята  будут работать по рядам,( как они разделились на группы) Учитель задает вопрос: ­ Как вы думаете, почему не состоялось деление на группы  и выбор  режиссера и журналиста ? Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы, обсуждают это в  группах, затем каждая группа дает свой ответ.   В  результате учащиеся дали следующие ответы , причем ответы в  каждой группе совпадали (  нет дружбы между мальчиками и девочками,  в группы распределились по принципу, кто с кем общается , не понравился  состав группы, не смогли распределить обязанности, не хватило времени,  каждый думал только о себе, не заметили, что два мальчика остались вне  группы, неумение договариваться). Давайте попробуем с вами в виде схемы  изобразить , почему  произошла  «ситуация   неуспеха».   Учащиеся в виде «картинки» изображают  графический образ неуспеха взаимодействия.  В результате при  помощи  учителя ребята под рисунком пишут следующие записи : не смогли высказать  свое мнение, не слушали другого, не смогли договориться.Учитель вносит коррективы в схемы, на доске появляется общая схема  ситуации неуспеха.  3 этап  – создание модели « хорошего общения». После этого учитель  задает вопрос : а что нужно сделать , чтобы дело состоялось, чтобы вы могли  договориться?    Каждая группа высказывает свою точку зрения. Ребята активно обсуждают, что нужно изменить в общении, чтобы  работа состоялась. Этот вопрос в классе наболевший ( 8 марта не  состоялся праздник в классе), так  как ребята не смогли распределить  обязанности, все хотели праздника, но никто не захотел взять  ответственность за создание сценария.  В результаты такой работы появляются следующие высказывания :  1 группа. Отвечает Дима М. ­ Должно быть взаимопонимание, надо  уметь слушать друг друга.  2 группа. Юля Щ. ( Лидер класса, хороший организатор)  ­  Взаимопонимание, уметь уступать друг другу, согласовывать решение,  слушать мнение других, уважать друг друга.  3 группа. Маша В. ( девочка в классе учится 2 год, за короткое время  успела найти   контакт со всеми ребятами, ее уважают в классе. ) ­  Уметь выслушать друг друга, не перебивать, уступать ,выслушать мнение каждого..  Образ « хорошего общении» появляется в диалоге с учителем. 1. Я–  говори, что считаешь нужным, важным.                                                                                                                                                                   2.  Я ­ ты  ­ считайся с мнением своих товарищей.                                                                                                                                           3. Мы – умей договариваться, учитывая  интересы друг друга.     Договариваться После появления рисунка « хорошего общения» учитель задает вопрос :  а как применить эту схему ,каков порядок, правила, алгоритм применения.Правила записываются учащимися. После этого учитель дает повторное  задание распределиться на команды».  Давайте сегодня во время  проведения игры попробуем применять эти правила. 4 этап – применение алгоритма.  Ребятам предлагается разделиться на две команды, применяя данный  алгоритм; режиссер должен быть грамотным, эрудированным,  каждая  команда выбирает журналиста, который ведет записи каждого задания,   фиксирует все положительное, используя алгоритм « хорошего общения». Ребята применяют правила «хорошего общения». Сразу же предлагается  высказать свою точку зрения, сначала ребята неохотно это делают, но потом  понимают, что без этого не состоится деление на команды, а следовательно,   ролевая игра не состоится, особенно активны мальчики (они применяют  правила «хорошего общения»), Саша Л. предлагает выбрать 3 лидеров  ( все девочки – актив класса ­  Маша В, Зина С, Юля Щ), а затем в каждую  группу выбирать по одному человеку (мальчик, девочка). Любопытно,  что Женя Ж ( его не выбрали первый раз в группу),  внимательно следит за  тем, как  идет распределение по группам, высказывает свою точку зрения.  Затем, когда созданы группы, выбор  режиссера и  журналиста не составляет  труда.  На этом  этапе ребятам задается вопрос :  почему состоялось деление  на группы и распределение ролей. Учащиеся говорят о том, что пользовались  правилами «хорошего общения» :  умели высказать свою точку зрения, умели  слушать, договариваться.  1 задание    нашей игры  «Визитная карточка команды» Каждая команда должна определиться , как будет назван фильм.   Журналист в каждой группе фиксирует выполнение задания, записывает,  может участвовать в работе других групп, делать записи, после выполнения  журналисты ведут репортаж, что получилось хорошо, возвращаясь к правилам « хорошего общения». Было интересно со стороны наблюдать за  ребятами.  Каждый пытался  высказать свою точку зрения, а если что­ то не получалось, то в каждой  группе находилось по два – три человека, которые постоянно напоминали  правила « хорошего общения».  В  1 группе постоянно напоминал о правилах « хорошего общения» Максим М. Очень приятно было наблюдать за ним  со стороны. Во 2 группе  Радик С  и Ксения С, В 3 группе Алина Г, Надя С.  Каждая группа по очереди представила свою команду. 1 команда –  « Поколение 22 века». Режиссер – Юля Щипанова,  журналист –  Максим Матвеев.   2  группа – «Красная кепочка». Режиссер Дима Мочалов,  журналист –  Ксения Степанова.  3 группа – « Прозвенел звонок».  Режиссер – Зина Силинская,  журналист  ­Олеся Шокотько.  Слово экспертам – журналистам: кто при  выполнения задания соблюдал  правила «хорошего общения».Журналисты в группе ведут записи, затем высказываются. Интересно, что   журналисты отметили, что в каждой группе все следовали правилам  « хорошего общения». 2 задание   – написать  сценарий  фильма После того как команды выбрали название фильма, предлагается написать   сценарий и распределить роли. Журналисты в это время следят за работой  в группах, делают свои записи. Ребята представляют свои фильмы.  Команда – «Прозвенел звонок».  Роли распределили следующим образом :  учитель, все остальные ученики.  2 группа – «Красная кепочка».   В ролях Красная кепочка, волк, бабушка,  дровосек. 3 группа – « Поколение 22 века». В ролях учитель, дежурный, директор,  плохой ученик, хороший ученик.  Журналисты фиксируют дело, постоянно обращая внимание , кто напоминает  о правилах  « хорошего общения».  Слово экспертам­ журналистам.   Журналисты отмечают , что группы работают дружно, все слушали    режиссера, если нужно, высказывали  свои предложения.    3 задание – демонстрация фильма.  Ребята демонстрируют свои фильмы. В своих фильмах ребята рассказали о  тех проблемах, которые существуют в классе : дежурство в классе,  дисциплина на уроках, во время перемены, взаимоотношения учителя и  ученика.  Со стороны было интересно наблюдать за ребятами, они легко  входили в роль, смеялись над собой.  Обычно ребята любят, чтобы подводили  итоги соревнования. В этот раз об этом никто не думал, каждая группа с  интересом следила за работой других групп, ребята не думали о времени. Фильмы получились яркими, интересными, за небольшой промежуток  времени ребята смогли написать сценарий и распределить роли.    Обсуждения в группе проходили живо, эмоционально. Ребята смогли найти  подручный материал для фильма :  книги, указку, красную кепку и т.п.  Слово экспертам­ журналистам.  Журналисты отмечают , что ребята  настолько были увлечены работой над  созданием  фильма, что  разногласий  не было. Журналисты подводят итоги, что удалось, почему удалось, кто постоянно   призывал к правилам алгоритма, кто соблюдал алгоритм. 4  задание – реклама фильма. Ребятам дается 3 минуты на рекламу своего фильма.Эта работа у ребят не вызвала трудностей, так как лидеры – девочки часто  бывают на различных праздниках, участвуют в районных мероприятиях,  являются участниками районных  конкурсов  « Замечательный вожатый»,  « Самый классный классный». Рекламы получились яркими. Приятно было отметить, что каждая группа  в  стороне никого не оставила. Слово экспертам – журналистам. Журналисты высказывают мнение, что было  интересно наблюдать за работой ребят в группах, отмечают,  что за короткий  промежуток времени смогли создать рекламу, не приходилось напоминать  правила « хорошего общения», так как ссор не возникало. После этого ребята заполняют анкету № 1 ( изучение ценностей) – 2 ую часть,  анкету № 2 ( изучение деятельности), анкету № 3 ( атмосфера в классе).  Рефлексия. Учитель анализирует совместно с детьми мероприятие. Игра « Фильм о моем классе» состоялась. Мы с вами должны подвести итог  мероприятию. Учитель заранее на доске пишет те вопросы , на которые нужно ответить  сначала в группе, а потом ребята объединяются в круг, и каждый отвечает на  предложенные вопросы. а) сегодня мы смогли…; б) я понял, что Я…, в) самым сложным было…; г)  дальше, в жизни класса нужно…;  д) я хотел сказать спасибо (  кому и за что)  Несмотря на то  что мероприятие проходило 2 часа, ребята активно  участвовали в обсуждении. Ответы по первому вопросу были следующие :  Сегодня мы смогли объединиться, понять друг друга, выдержать правила  «хорошего общения», лучше слушать друг друга, самым распространенным  ответом был – смогли объединиться в 3 группы. Я понял, что Я – часть коллектива, важное звено, что наш класс может  «свернуть горы», могу  доказать свою точку зрения, вместе легче принимать  решения. Самым сложным было – принять важное решение, следовать правилам   «хорошего общения», понять и услышать другого, высказать свое мнение,  разделиться на группы. Дальше, в жизни класса нужно ­ уметь выслушать другого,  не перебивать,  быть дружнее, объединиться, использовать правила « хорошего общения».  Ребятам мероприятие понравилось, командир  класса Алеша Б. называет  мероприятие  « волшебным», так как он многое изменил в общении. Все  работали спокойно, никто не кричал  и не перебивал говорящего. Ребята  говорят спасибо каждому и благодарят классного руководителя за интересное дело. Данное мероприятие было необычным для детей : новая форма проведения,  в которой каждый учащийся должен был себя проявить. Отзывы ребят  говорят о том, что данное дело им понравилось, заставило их взглянуть насебя со стороны. В фильмах, которые ребята демонстрировали, они   рассказали о своих проблемах.  Учащиеся сами вывели правила « хорошего  общения». Оказалось, что они просты, об этом говорят родители, учителя .   В процессе игры ребята на себе испытали, насколько важно умение общаться, отметили, что в жизни часто возникают ситуации, когда за короткий  промежуток времени необходимо прийти к важному решению.  Мероприятие проводилось по определенной схеме, и результаты дела были  положительными. Ребята, применяя правила « хорошего общения», смогли  организовать поход в лес в конце года, распределили обязанности, пригласили родителей, и только после этого сообщили классному руководителю о походе. Эксперимент помог детям решить многие проблемы в общении. Жизнь класса  изменилась в лучшую сторону.