Этот материал - обобщение опыта работы с учащимися подросткового периода, новый взгляд на работу классного руководителя,помощь для начинающих классных руководителей ,новая фора проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. Основная особенность мероприятия в том, что оно проводилось в один день, без подготовки.
Экспериментальное коллективное дело « Фильм о моём классе»
Пояснительная записка
7 класс, как известно, переходный период. В этом возрасте особое значение
приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки выражают бурно.
Работая классный руководителем, я столкнулась с такими проблемами. В
классе часто возникали конфликты, девочки ругались с мальчиками,
мальчики не хотели помогать девочкам в организации и проведении классных
мероприятий. Беседы, субботники , совместные дела не могли изменить
ситуацию в классе, поэтому необходимо было найти другую форму работы.
Такой формой стала сюжетно – ролевая игра « Фильм о моем классе».
Мероприятие проводилось в 7 а классе. В классе 20 человек, 10 мальчиков и
10 девочек. Класс творческий, очень активный, по итогам
2004 2006 г.г. класс был награжден грамотами за активное участие в жизни
школы. В классе много лидеров, ребята любят путешествовать, любят новые
формы проведения классных часов.
Особое значение для ребят в подростковом периоде имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся интересны такие классные дела,
которые служат активному самовыражению и учитывают их интересы,
ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно
высказать свое мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свое мнение. Ребят привлекает возможность самим
организовывать классные дела, принимать самостоятельные решения.
С учетом этого ребятам была предложена совершенно новая фора
проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. В ходе проведения
мероприятия каждый ребенок мог реализоваться, высказать открыто свою
позицию.
Основной целью проведения мероприятия было сплочение коллектива,
передача учащимся знаний, умений и навыков общения, воспитание интереса
учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться ,стимулирование
инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Мероприятие проводилось в один день, подготовка проводилась традиционно.
Перед проведением мероприятия была проведена стартовая диагностика.
( Анкета №1 изучение ценностей ) – 1 –ая часть, анкета № 3 ( атмосфера в
классе). После заполнения ребята убрали анкеты в парту.
Вступительное слово учителя.
Еще один год закончен, вы стали взрослее, в этом учебном году в нашем
классе было много интересного, было много сложностей, много смешного
и забавного.
Было бы хорошо подвести итоги учебного года, а сделаем мы это в виде
сюжетно – ролевой игры, будем совместно создавать фильм о нашем классе.Игра сюжетно – ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою
роль. Сюжеты игры будут разнообразными и позволят участникам показать
свои способности и творческий потенциал.
Сегодня нам будут помогать эксперты журналисты , которых вы выберете
сами, они будут наблюдать за игрой, подводить итоги.
А для того, чтобы игра состоялась, нужно разделиться на три группы по
6 7 человек.
Подготовительная работа.
1 этап – создание напряжения
Даем ребятам задание : распределиться на три группы, в каждой группе
выбрать режиссера, журналиста. На этапе создания микрогрупп и выбора
ролей необходимо обеспечить неуспех ребят ( создание дефицита времени;
сложные задачи по распределению ролей, которые невозможно осуществить за
отводимое время) .
Дается определенное количество времени ( 1 мин ).
За это время ребята разделись по командам, в одной из них оказались только
мальчики, в другой только девочки, два мальчика (Игорь и Женя ) оказались
вне команды, ребята не хотят с ними дружить, уровень развития интеллекта у
этих мальчиков низкий, Игоря воспитывает бабушка, мама умерла .
За короткий срок режиссера и журналиста в группах выбрать не успели.
2 этап фиксация напряжения
На этом этапе проводится двухшаговая работа: выдвижение версий,
причин неуспеха учащимися и создание совместно со школьниками
«картинки» неуспешного взаимодействия.
Ребята будут работать по рядам,( как они разделились на группы)
Учитель задает вопрос:
Как вы думаете, почему не состоялось деление на группы и выбор
режиссера и журналиста ?
Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы, обсуждают это в
группах, затем каждая группа дает свой ответ.
В результате учащиеся дали следующие ответы , причем ответы в
каждой группе совпадали ( нет дружбы между мальчиками и девочками,
в группы распределились по принципу, кто с кем общается , не понравился
состав группы, не смогли распределить обязанности, не хватило времени,
каждый думал только о себе, не заметили, что два мальчика остались вне
группы, неумение договариваться).
Давайте попробуем с вами в виде схемы изобразить , почему произошла
«ситуация неуспеха». Учащиеся в виде «картинки» изображают
графический образ неуспеха взаимодействия. В результате при помощи
учителя ребята под рисунком пишут следующие записи : не смогли высказать
свое мнение, не слушали другого, не смогли договориться.Учитель вносит коррективы в схемы, на доске появляется общая схема
ситуации неуспеха.
3 этап – создание модели « хорошего общения». После этого учитель
задает вопрос : а что нужно сделать , чтобы дело состоялось, чтобы вы могли
договориться?
Каждая группа высказывает свою точку зрения.
Ребята активно обсуждают, что нужно изменить в общении, чтобы
работа состоялась. Этот вопрос в классе наболевший ( 8 марта не
состоялся праздник в классе), так как ребята не смогли распределить
обязанности, все хотели праздника, но никто не захотел взять
ответственность за создание сценария.
В результаты такой работы появляются следующие высказывания :
1 группа. Отвечает Дима М. Должно быть взаимопонимание, надо
уметь слушать друг друга.
2 группа. Юля Щ. ( Лидер класса, хороший организатор)
Взаимопонимание, уметь уступать друг другу, согласовывать решение,
слушать мнение других, уважать друг друга.
3 группа. Маша В. ( девочка в классе учится 2 год, за короткое время
успела найти контакт со всеми ребятами, ее уважают в классе. )
Уметь выслушать друг друга, не перебивать, уступать ,выслушать мнение
каждого..
Образ « хорошего общении» появляется в диалоге с учителем.
1. Я– говори, что считаешь нужным, важным.
2. Я ты считайся с мнением своих товарищей.
3. Мы – умей договариваться, учитывая интересы друг друга.
Договариваться
После появления рисунка « хорошего общения» учитель задает вопрос :
а как применить эту схему ,каков порядок, правила, алгоритм применения.Правила записываются учащимися. После этого учитель дает повторное
задание распределиться на команды». Давайте сегодня во время
проведения игры попробуем применять эти правила.
4 этап – применение алгоритма.
Ребятам предлагается разделиться на две команды, применяя данный
алгоритм; режиссер должен быть грамотным, эрудированным, каждая
команда выбирает журналиста, который ведет записи каждого задания,
фиксирует все положительное, используя алгоритм « хорошего общения».
Ребята применяют правила «хорошего общения». Сразу же предлагается
высказать свою точку зрения, сначала ребята неохотно это делают, но потом
понимают, что без этого не состоится деление на команды, а следовательно,
ролевая игра не состоится, особенно активны мальчики (они применяют
правила «хорошего общения»), Саша Л. предлагает выбрать 3 лидеров
( все девочки – актив класса Маша В, Зина С, Юля Щ), а затем в каждую
группу выбирать по одному человеку (мальчик, девочка). Любопытно,
что Женя Ж ( его не выбрали первый раз в группу), внимательно следит за
тем, как идет распределение по группам, высказывает свою точку зрения.
Затем, когда созданы группы, выбор режиссера и журналиста не составляет
труда. На этом этапе ребятам задается вопрос : почему состоялось деление
на группы и распределение ролей. Учащиеся говорят о том, что пользовались
правилами «хорошего общения» : умели высказать свою точку зрения, умели
слушать, договариваться.
1 задание нашей игры «Визитная карточка команды»
Каждая команда должна определиться , как будет назван фильм.
Журналист в каждой группе фиксирует выполнение задания, записывает,
может участвовать в работе других групп, делать записи, после выполнения
журналисты ведут репортаж, что получилось хорошо, возвращаясь к правилам
« хорошего общения».
Было интересно со стороны наблюдать за ребятами. Каждый пытался
высказать свою точку зрения, а если что то не получалось, то в каждой
группе находилось по два – три человека, которые постоянно напоминали
правила « хорошего общения». В 1 группе постоянно напоминал о правилах «
хорошего общения» Максим М. Очень приятно было наблюдать за ним
со стороны. Во 2 группе Радик С и Ксения С, В 3 группе Алина Г, Надя С.
Каждая группа по очереди представила свою команду.
1 команда – « Поколение 22 века». Режиссер – Юля Щипанова, журналист –
Максим Матвеев.
2 группа – «Красная кепочка». Режиссер Дима Мочалов, журналист –
Ксения Степанова.
3 группа – « Прозвенел звонок». Режиссер – Зина Силинская, журналист
Олеся Шокотько.
Слово экспертам – журналистам: кто при выполнения задания соблюдал
правила «хорошего общения».Журналисты в группе ведут записи, затем высказываются. Интересно, что
журналисты отметили, что в каждой группе все следовали правилам
« хорошего общения».
2 задание – написать сценарий фильма
После того как команды выбрали название фильма, предлагается написать
сценарий и распределить роли. Журналисты в это время следят за работой
в группах, делают свои записи. Ребята представляют свои фильмы.
Команда – «Прозвенел звонок». Роли распределили следующим образом :
учитель, все остальные ученики.
2 группа – «Красная кепочка». В ролях Красная кепочка, волк, бабушка,
дровосек.
3 группа – « Поколение 22 века». В ролях учитель, дежурный, директор,
плохой ученик, хороший ученик.
Журналисты фиксируют дело, постоянно обращая внимание , кто напоминает
о правилах « хорошего общения».
Слово экспертам журналистам.
Журналисты отмечают , что группы работают дружно, все слушали
режиссера, если нужно, высказывали свои предложения.
3 задание – демонстрация фильма.
Ребята демонстрируют свои фильмы. В своих фильмах ребята рассказали о
тех проблемах, которые существуют в классе : дежурство в классе,
дисциплина на уроках, во время перемены, взаимоотношения учителя и
ученика. Со стороны было интересно наблюдать за ребятами, они легко
входили в роль, смеялись над собой. Обычно ребята любят, чтобы подводили
итоги соревнования. В этот раз об этом никто не думал, каждая группа с
интересом следила за работой других групп, ребята не думали о времени.
Фильмы получились яркими, интересными, за небольшой промежуток
времени ребята смогли написать сценарий и распределить роли.
Обсуждения в группе проходили живо, эмоционально. Ребята смогли найти
подручный материал для фильма : книги, указку, красную кепку и т.п.
Слово экспертам журналистам. Журналисты отмечают , что ребята
настолько были увлечены работой над созданием фильма, что
разногласий не было.
Журналисты подводят итоги, что удалось, почему удалось, кто постоянно
призывал к правилам алгоритма, кто соблюдал алгоритм.
4 задание – реклама фильма.
Ребятам дается 3 минуты на рекламу своего фильма.Эта работа у ребят не вызвала трудностей, так как лидеры – девочки часто
бывают на различных праздниках, участвуют в районных мероприятиях,
являются участниками районных конкурсов « Замечательный вожатый»,
« Самый классный классный».
Рекламы получились яркими. Приятно было отметить, что каждая группа в
стороне никого не оставила.
Слово экспертам – журналистам. Журналисты высказывают мнение, что было
интересно наблюдать за работой ребят в группах, отмечают, что за короткий
промежуток времени смогли создать рекламу, не приходилось напоминать
правила « хорошего общения», так как ссор не возникало.
После этого ребята заполняют анкету № 1 ( изучение ценностей) – 2 ую часть,
анкету № 2 ( изучение деятельности), анкету № 3 ( атмосфера в классе).
Рефлексия.
Учитель анализирует совместно с детьми мероприятие.
Игра « Фильм о моем классе» состоялась. Мы с вами должны подвести итог
мероприятию.
Учитель заранее на доске пишет те вопросы , на которые нужно ответить
сначала в группе, а потом ребята объединяются в круг, и каждый отвечает на
предложенные вопросы.
а) сегодня мы смогли…; б) я понял, что Я…, в) самым сложным было…; г)
дальше, в жизни класса нужно…; д) я хотел сказать спасибо ( кому и за что)
Несмотря на то что мероприятие проходило 2 часа, ребята активно
участвовали в обсуждении.
Ответы по первому вопросу были следующие :
Сегодня мы смогли объединиться, понять друг друга, выдержать правила
«хорошего общения», лучше слушать друг друга, самым распространенным
ответом был – смогли объединиться в 3 группы.
Я понял, что Я – часть коллектива, важное звено, что наш класс может
«свернуть горы», могу доказать свою точку зрения, вместе легче принимать
решения.
Самым сложным было – принять важное решение, следовать правилам
«хорошего общения», понять и услышать другого, высказать свое мнение,
разделиться на группы.
Дальше, в жизни класса нужно уметь выслушать другого, не перебивать,
быть дружнее, объединиться, использовать правила « хорошего общения».
Ребятам мероприятие понравилось, командир класса Алеша Б. называет
мероприятие « волшебным», так как он многое изменил в общении. Все
работали спокойно, никто не кричал и не перебивал говорящего. Ребята
говорят спасибо каждому и благодарят классного руководителя за интересное
дело.
Данное мероприятие было необычным для детей : новая форма проведения,
в которой каждый учащийся должен был себя проявить. Отзывы ребят
говорят о том, что данное дело им понравилось, заставило их взглянуть насебя со стороны. В фильмах, которые ребята демонстрировали, они
рассказали о своих проблемах. Учащиеся сами вывели правила « хорошего
общения». Оказалось, что они просты, об этом говорят родители, учителя .
В процессе игры ребята на себе испытали, насколько важно умение общаться,
отметили, что в жизни часто возникают ситуации, когда за короткий
промежуток времени необходимо прийти к важному решению.
Мероприятие проводилось по определенной схеме, и результаты дела были
положительными. Ребята, применяя правила « хорошего общения», смогли
организовать поход в лес в конце года, распределили обязанности, пригласили
родителей, и только после этого сообщили классному руководителю о походе.
Эксперимент помог детям решить многие проблемы в общении. Жизнь класса
изменилась в лучшую сторону.