Классный час "Ролевая игра"
Оценка 4.8

Классный час "Ролевая игра"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
классное руководство
7 кл—8 кл
04.08.2018
Классный час "Ролевая игра"
Этот материал - обобщение опыта работы с учащимися подросткового периода, новый взгляд на работу классного руководителя,помощь для начинающих классных руководителей ,новая фора проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. Основная особенность мероприятия в том, что оно проводилось в один день, без подготовки.
Классный часа .Ролевая игра.doc
Экспериментальное коллективное дело « Фильм о моём классе» Пояснительная записка 7 класс, как известно, переходный период. В этом возрасте особое значение  приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки выражают бурно.  Работая классный руководителем, я столкнулась с такими проблемами. В  классе часто возникали конфликты, девочки ругались с мальчиками,   мальчики не  хотели помогать девочкам в организации и проведении классных мероприятий. Беседы, субботники , совместные дела не могли изменить  ситуацию в классе, поэтому  необходимо было найти другую форму работы.  Такой формой стала   сюжетно – ролевая игра « Фильм о моем классе».  Мероприятие проводилось в 7 а классе. В классе 20 человек, 10 мальчиков и  10  девочек. Класс творческий,  очень активный, по итогам  2004­ 2006 г.г. класс был награжден грамотами за активное участие в жизни  школы. В классе много лидеров, ребята любят путешествовать, любят новые  формы проведения классных часов.  Особое значение для ребят в подростковом периоде имеет возможность  самовыражения и самореализации. Учащимся интересны такие классные дела,  которые служат активному самовыражению и учитывают их интересы,  ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно  высказать свое мнение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии,  отстаивать и доказывать свое мнение. Ребят привлекает  возможность самим  организовывать классные дела, принимать самостоятельные  решения.  С учетом этого ребятам была предложена совершенно новая фора  проведения мероприятия – сюжетно – ролевая игра. В ходе проведения  мероприятия каждый ребенок мог реализоваться, высказать открыто свою  позицию. Основной целью проведения мероприятия было сплочение коллектива,  передача учащимся знаний, умений и навыков общения, воспитание интереса  учащихся к самим себе, желание самосовершенствоваться ,стимулирование  инициативы и активности учащихся в жизни класса.  Мероприятие проводилось в один день, подготовка проводилась традиционно. Перед проведением мероприятия была проведена стартовая диагностика. ( Анкета №1 изучение ценностей ) – 1 –ая часть, анкета  № 3 ( атмосфера в  классе). После заполнения  ребята убрали анкеты  в парту. Вступительное слово учителя. Еще один год закончен, вы стали взрослее, в этом учебном году в нашем  классе было много интересного, было много сложностей, много смешного  и забавного.  Было бы хорошо подвести итоги учебного года, а сделаем мы это в виде  сюжетно – ролевой игры, будем совместно создавать фильм о нашем классе. Игра сюжетно – ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою  роль. Сюжеты игры будут разнообразными и позволят участникам показать  свои способности и творческий потенциал.  Сегодня нам будут помогать эксперты­ журналисты , которых вы выберете  сами, они будут наблюдать за игрой, подводить итоги.  А для того, чтобы игра состоялась, нужно разделиться  на три группы по  6­ 7 человек. Подготовительная работа.  1 этап –  создание напряжения Даем  ребятам задание : распределиться на три группы, в каждой группе  выбрать режиссера, журналиста. На этапе создания микрогрупп  и выбора  ролей необходимо обеспечить неуспех ребят ( создание дефицита времени;  сложные задачи по распределению ролей, которые невозможно осуществить за отводимое время) .  Дается определенное количество времени ( 1 мин ). За это время ребята  разделись  по командам, в одной из них оказались только мальчики, в другой только девочки, два мальчика (Игорь и Женя ) оказались  вне команды, ребята не хотят с ними дружить, уровень развития интеллекта у  этих мальчиков низкий, Игоря воспитывает бабушка, мама умерла .  За короткий срок режиссера и журналиста в группах выбрать не успели.  2 этап ­   фиксация напряжения  На этом этапе проводится двухшаговая работа: выдвижение версий,  причин неуспеха учащимися и создание совместно со школьниками  «картинки» неуспешного взаимодействия. Ребята  будут работать по рядам,( как они разделились на группы) Учитель задает вопрос: ­ Как вы думаете, почему не состоялось деление на группы  и выбор  режиссера и журналиста ? Учащиеся в письменной форме отвечают на вопросы, обсуждают это в  группах, затем каждая группа дает свой ответ.   В  результате учащиеся дали следующие ответы , причем ответы в  каждой группе совпадали (  нет дружбы между мальчиками и девочками,  в группы распределились по принципу, кто с кем общается , не понравился  состав группы, не смогли распределить обязанности, не хватило времени,  каждый думал только о себе, не заметили, что два мальчика остались вне  группы, неумение договариваться). Давайте попробуем с вами в виде схемы  изобразить , почему  произошла  «ситуация   неуспеха».   Учащиеся в виде «картинки» изображают  графический образ неуспеха взаимодействия.  В результате при  помощи  учителя ребята под рисунком пишут следующие записи : не смогли высказать  свое мнение, не слушали другого, не смогли договориться. Учитель вносит коррективы в схемы, на доске появляется общая схема  ситуации неуспеха.  3 этап  – создание модели « хорошего общения». После этого учитель  задает вопрос : а что нужно сделать , чтобы дело состоялось, чтобы вы могли  договориться?    Каждая группа высказывает свою точку зрения. Ребята активно обсуждают, что нужно изменить в общении, чтобы  работа состоялась. Этот вопрос в классе наболевший ( 8 марта не  состоялся праздник в классе), так  как ребята не смогли распределить  обязанности, все хотели праздника, но никто не захотел взять  ответственность за создание сценария.  В результаты такой работы появляются следующие высказывания :  1 группа. Отвечает Дима М. ­ Должно быть взаимопонимание, надо  уметь слушать друг друга.  2 группа. Юля Щ. ( Лидер класса, хороший организатор)  ­  Взаимопонимание, уметь уступать друг другу, согласовывать решение,  слушать мнение других, уважать друг друга.  3 группа. Маша В. ( девочка в классе учится 2 год, за короткое время  успела найти   контакт со всеми ребятами, ее уважают в классе. ) ­  Уметь выслушать друг друга, не перебивать, уступать ,выслушать мнение каждого..  Образ « хорошего общении» появляется в диалоге с учителем. 1. Я–  говори, что считаешь нужным, важным.                                                                                                                                                                   2.  Я ­ ты  ­ считайся с мнением своих товарищей.                                                                                                                                           3. Мы – умей договариваться, учитывая  интересы друг друга.     Договариваться После появления рисунка « хорошего общения» учитель задает вопрос :  а как применить эту схему ,каков порядок, правила, алгоритм применения. Правила записываются учащимися. После этого учитель дает повторное  задание распределиться на команды».  Давайте сегодня во время  проведения игры попробуем применять эти правила. 4 этап – применение алгоритма.  Ребятам предлагается разделиться на две команды, применяя данный  алгоритм; режиссер должен быть грамотным, эрудированным,  каждая  команда выбирает журналиста, который ведет записи каждого задания,   фиксирует все положительное, используя алгоритм « хорошего общения». Ребята применяют правила «хорошего общения». Сразу же предлагается  высказать свою точку зрения, сначала ребята неохотно это делают, но потом  понимают, что без этого не состоится деление на команды, а следовательно,   ролевая игра не состоится, особенно активны мальчики (они применяют  правила «хорошего общения»), Саша Л. предлагает выбрать 3 лидеров  ( все девочки – актив класса ­  Маша В, Зина С, Юля Щ), а затем в каждую  группу выбирать по одному человеку (мальчик, девочка). Любопытно,  что Женя Ж ( его не выбрали первый раз в группу),  внимательно следит за  тем, как  идет распределение по группам, высказывает свою точку зрения.  Затем, когда созданы группы, выбор  режиссера и  журналиста не составляет  труда.  На этом  этапе ребятам задается вопрос :  почему состоялось деление  на группы и распределение ролей. Учащиеся говорят о том, что пользовались  правилами «хорошего общения» :  умели высказать свою точку зрения, умели  слушать, договариваться.  1 задание    нашей игры  «Визитная карточка команды» Каждая команда должна определиться , как будет назван фильм.   Журналист в каждой группе фиксирует выполнение задания, записывает,  может участвовать в работе других групп, делать записи, после выполнения  журналисты ведут репортаж, что получилось хорошо, возвращаясь к правилам « хорошего общения». Было интересно со стороны наблюдать за  ребятами.  Каждый пытался  высказать свою точку зрения, а если что­ то не получалось, то в каждой  группе находилось по два – три человека, которые постоянно напоминали  правила « хорошего общения».  В  1 группе постоянно напоминал о правилах « хорошего общения» Максим М. Очень приятно было наблюдать за ним  со стороны. Во 2 группе  Радик С  и Ксения С, В 3 группе Алина Г, Надя С.  Каждая группа по очереди представила свою команду. 1 команда –  « Поколение 22 века». Режиссер – Юля Щипанова,  журналист –  Максим Матвеев.   2  группа – «Красная кепочка». Режиссер Дима Мочалов,  журналист –  Ксения Степанова.  3 группа – « Прозвенел звонок».  Режиссер – Зина Силинская,  журналист  ­Олеся Шокотько.  Слово экспертам – журналистам: кто при  выполнения задания соблюдал  правила «хорошего общения». Журналисты в группе ведут записи, затем высказываются. Интересно, что   журналисты отметили, что в каждой группе все следовали правилам  « хорошего общения». 2 задание   – написать  сценарий  фильма После того как команды выбрали название фильма, предлагается написать   сценарий и распределить роли. Журналисты в это время следят за работой  в группах, делают свои записи. Ребята представляют свои фильмы.  Команда – «Прозвенел звонок».  Роли распределили следующим образом :  учитель, все остальные ученики.  2 группа – «Красная кепочка».   В ролях Красная кепочка, волк, бабушка,  дровосек. 3 группа – « Поколение 22 века». В ролях учитель, дежурный, директор,  плохой ученик, хороший ученик.  Журналисты фиксируют дело, постоянно обращая внимание , кто напоминает  о правилах  « хорошего общения».  Слово экспертам­ журналистам.   Журналисты отмечают , что группы работают дружно, все слушали    режиссера, если нужно, высказывали  свои предложения.    3 задание – демонстрация фильма.  Ребята демонстрируют свои фильмы. В своих фильмах ребята рассказали о  тех проблемах, которые существуют в классе : дежурство в классе,  дисциплина на уроках, во время перемены, взаимоотношения учителя и  ученика.  Со стороны было интересно наблюдать за ребятами, они легко  входили в роль, смеялись над собой.  Обычно ребята любят, чтобы подводили  итоги соревнования. В этот раз об этом никто не думал, каждая группа с  интересом следила за работой других групп, ребята не думали о времени. Фильмы получились яркими, интересными, за небольшой промежуток  времени ребята смогли написать сценарий и распределить роли.    Обсуждения в группе проходили живо, эмоционально. Ребята смогли найти  подручный материал для фильма :  книги, указку, красную кепку и т.п.  Слово экспертам­ журналистам.  Журналисты отмечают , что ребята  настолько были увлечены работой над  созданием  фильма, что  разногласий  не было. Журналисты подводят итоги, что удалось, почему удалось, кто постоянно   призывал к правилам алгоритма, кто соблюдал алгоритм. 4  задание – реклама фильма. Ребятам дается 3 минуты на рекламу своего фильма. Эта работа у ребят не вызвала трудностей, так как лидеры – девочки часто  бывают на различных праздниках, участвуют в районных мероприятиях,  являются участниками районных  конкурсов  « Замечательный вожатый»,  « Самый классный классный». Рекламы получились яркими. Приятно было отметить, что каждая группа  в  стороне никого не оставила. Слово экспертам – журналистам. Журналисты высказывают мнение, что было  интересно наблюдать за работой ребят в группах, отмечают,  что за короткий  промежуток времени смогли создать рекламу, не приходилось напоминать  правила « хорошего общения», так как ссор не возникало. После этого ребята заполняют анкету № 1 ( изучение ценностей) – 2 ую часть,  анкету № 2 ( изучение деятельности), анкету № 3 ( атмосфера в классе).  Рефлексия. Учитель анализирует совместно с детьми мероприятие. Игра « Фильм о моем классе» состоялась. Мы с вами должны подвести итог  мероприятию. Учитель заранее на доске пишет те вопросы , на которые нужно ответить  сначала в группе, а потом ребята объединяются в круг, и каждый отвечает на  предложенные вопросы. а) сегодня мы смогли…; б) я понял, что Я…, в) самым сложным было…; г)  дальше, в жизни класса нужно…;  д) я хотел сказать спасибо (  кому и за что)  Несмотря на то  что мероприятие проходило 2 часа, ребята активно  участвовали в обсуждении. Ответы по первому вопросу были следующие :  Сегодня мы смогли объединиться, понять друг друга, выдержать правила  «хорошего общения», лучше слушать друг друга, самым распространенным  ответом был – смогли объединиться в 3 группы. Я понял, что Я – часть коллектива, важное звено, что наш класс может  «свернуть горы», могу  доказать свою точку зрения, вместе легче принимать  решения. Самым сложным было – принять важное решение, следовать правилам   «хорошего общения», понять и услышать другого, высказать свое мнение,  разделиться на группы. Дальше, в жизни класса нужно ­ уметь выслушать другого,  не перебивать,  быть дружнее, объединиться, использовать правила « хорошего общения».  Ребятам мероприятие понравилось, командир  класса Алеша Б. называет  мероприятие  « волшебным», так как он многое изменил в общении. Все  работали спокойно, никто не кричал  и не перебивал говорящего. Ребята  говорят спасибо каждому и благодарят классного руководителя за интересное дело. Данное мероприятие было необычным для детей : новая форма проведения,  в которой каждый учащийся должен был себя проявить. Отзывы ребят  говорят о том, что данное дело им понравилось, заставило их взглянуть на себя со стороны. В фильмах, которые ребята демонстрировали, они   рассказали о своих проблемах.  Учащиеся сами вывели правила « хорошего  общения». Оказалось, что они просты, об этом говорят родители, учителя .   В процессе игры ребята на себе испытали, насколько важно умение общаться, отметили, что в жизни часто возникают ситуации, когда за короткий  промежуток времени необходимо прийти к важному решению.  Мероприятие проводилось по определенной схеме, и результаты дела были  положительными. Ребята, применяя правила « хорошего общения», смогли  организовать поход в лес в конце года, распределили обязанности, пригласили родителей, и только после этого сообщили классному руководителю о походе. Эксперимент помог детям решить многие проблемы в общении. Жизнь класса  изменилась в лучшую сторону.

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"

Классный час "Ролевая игра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018