Моя Родина – Россия
(классный час для 4 класса)
Цели: знакомство с понятиями гражданин, конституция, государственные символы страны, с национальными традициями бурят, русских, узбеков; воспитание чувства гордости за свою Родину; развитие интереса к истории страны.
Оборудование: физическая карта России, изображение государственного герба и флага России, аудиозапись гимна России, презентация (слайды с видами русской природы, слайды по теме «Национальные традиции»), аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера) .Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. Ведь нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
- А как называется наша Родина?
Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то особое отношение?
Правильно, Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть знойные пустыни, степи и тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Давайте послушаем стихотворение о нашей Родине.
( презентация «Природа России»)
moya_rodina.doc
Моя Родина – Россия
(классный час для 4 класса)
Цели: знакомство с понятиями гражданин, конституция, государственные символы страны,
с национальными традициями бурят, русских, узбеков; воспитание чувства гордости за свою
Родину; развитие интереса к истории страны.
Оборудование: физическая карта России, изображение государственного герба и флага России,
аудиозапись гимна России, презентация (слайды с видами русской природы, слайды по теме
«Национальные традиции»), аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (сл. М.
Матусовского, муз. В.Баснера) .
Ход классного часа.
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель: А с чего, повашему начинается Родина?
Учитель: Это слово «Родина» с детства знает каждый. Родина это то место, где ты родился,
где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется то место, где вы родились? Что вы о нём можете рассказать?
Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголокдеревня или город,
улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая,
великая Родина.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. Ведь нельзя считать себя гражданином
государства, не зная о нём ничего.
А как называется наша Родина?
Наша Родина Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её
просторами почти никогда не заходит солнце.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве
какоето особое отношение?
Правильно, Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому что,
если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть знойные
пустыни, степи и тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её
зелёный наряд – леса. Давайте послушаем стихотворение о нашей Родине.
( презентация «Природа России»)
Ученик. Россия
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгоюрекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
(С.Васильев)
Учитель: Вот какая наша РодинаРусь, широкая и великая. И везде живут люди. Как вы
думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
Учитель: По данным последней переписи населения, в России проживает более 146 миллионов
человек.
А как их можно назвать?
Учитель: Правильно, всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но
национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое
государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Ученица: Много народа живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.
Русские, татары, узбеки и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89
субъектов: 21 республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей,
города федерального значения – Москва и СанктПетербург. Все они объединились в одно
большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
У нас в классе учатся дети нескольких национальностей: русские, буряты и узбечка.
Послушаем, что хотят рассказать нам учащиеся.
(3 учеников в национальных костюмах рассказывают о своём народе) 1) Русские – это самая многочисленная народность 120 миллионов человек. Религия
христианство. Русский народный костюм это мужская рубаха и женский сарафан. Музыкальный
народный инструмент – балалайка.
Самый популярный праздник – проводы зимы, Масленица. Продолжается он целую неделю: все
пекут блины ( это символ солнца) и ходят друг к другу в гости. В конце недели, в воскресенье,
сжигают чучело зимы и встречают весну.
2) Бурят в России 421 тысяча человек, они исповедуют буддизм.
Бурятский национальный костюм – шапка с кисточкой, дэгэл (халат), и гутал (обувь).
Бурятский народный музыкальный инструмент моринхур. Это слово переводится как
«инструмент с головой лошади». Голова грифа моринхура изготавливается в виде головы
лошади; его струны сделаны из конского волоса, а звук инструмента сравнивается с лошадиным
ржанием или с дуновением ветра в степи.
Самый главный праздник бурят – Сагаалган, праздник Белого месяца (Новый год по восточному
календарю). Для праздничного застолья готовится белая пища из, молока и, конечно, позы (мясо
в тесте).
3) Узбеки исповедуют ислам.
Узбекский национальный костюм состоит из тюбетейки и халата. Узбекский народный
инструментдойра.
21 марта отмечается праздник нового дня Навруз. Этот праздник земледельцев в исламских
странах отмечается как начало Нового года и приход весны. На этот праздник готовятся плов и
сладости.
Учитель: Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики,
Люди любой национальности и веры. Вот как об этом записано в Конституции Российской
Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии»
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано …Где?
Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Конституция Основной Закон нашей страны.
Главные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.
Когда мы отмечаем День Конституции?
Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны
защищать страну, если ей грозит опасность. Что Россия дружная семья равноправных народов.
Ребята, а как вы думаете, кто такой гражданин? Гражданин государствачеловек, имеющий не только права, но и обязанности по отношению
к стране, в которой мы живём.
Давайте посмотрим, какие же есть права граждан, и какие обязанности:
Права
1) Право на жизнь.
2) Право на достоинство.
3) Свобода мысли и слова.
4) Право на труд.
5) Право на личную неприкосновенность.
………………….
Обязанности
1) Сохранять природу и окружающую среду.
2) Защищать Родину.
3) Соблюдать законы.
…………………
А какое главное право и какая обязанность у нас с вами?
Это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей
Родины.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относится к государственным
символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?
Символы условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа.
Задание по рядам
1 ряд Найти Государственный флаг России и объяснить цвета флага.
(детям из пяти флагов разных стран нужно найти флаг России)
2 ряд Найти Государственный герб РФ и объяснить его изображение.
3 ряд Найти гимн РФ, назвать поэта и композитора.
(заранее подготовленные дети дополняют каждый ряд сообщениями)
Флаг РФ прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: белой, синей, красной.
Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий небо, верность, постоянство; красный цвет
символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он
вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.
Герб РФ представляет собой красный щит. На щите изображение двуглавого орла. Орёл
символ власти, смотрит на две части света – Европу и Азию. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой
истории 3 восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой
жезл) и держава (золотой шар) государственная власть и его защита. На груди орла красный
щит. На щите изображён всадник Святой Георгий Победоносец. Своим копьём он поражает
дракона готовность нашего народа защитить своё государство от недругов.
Где можно увидеть герб нашей страны? (на флагах, монетах, печатях…)
Гимн торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Каждое
государство имеет свой гимн. Гимн России был принят 30 декабря 2000 года. Слова написал
поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку композитор Александр Васильевич
Александров.
Когда можно услышать гимн? (В Новогоднюю ночь, перед началом и окончанием передач, и
когда спортсмены завоёвывают золото)
Давайте, ребята, исполним гимн России.
Какие чувства вызывает он у вас?
Слушая гимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость за свою Родину.
Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет её процветания.
Тех, кто хочет любить свою Родину и гордиться ею.
Объясните, как вы понимаете пословицу:
Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
1. Как называется наша страна?
2. Как называются люди, живущие в нашей стране?
3. Что такое Конституция?
4. Какой город является столицей России?
5. Какие символы государства вы знаете?
Представьте, что к нам приехали иностранцы и просят вас рассказать о нашей Родине, что
вы расскажите?
На следующем классном часе мы продолжим разговор о Родине, только о нашей малой
Родине – Бурятия и поговорим о её государственных символах.
Список используемой литературы:
1) Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. В.Алагуева; Отв.ред.Б.Т.Жигмытов.
УланУдэ: Издво ОАО «Республиканская типография», 2006.96с. 2) Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина
Россия.М.: «Триадафарм», 2002.64с.
3) Знакомство с Конституцией России: Иллюстративнодидактический материал для детей
младшего школьного возраста.М.: АРКТИ, 2005.28с.
4) Классные часы: внеклассная работа: 14 классы/сост. Козлова М.А. –М.: Издательство
«Экзамен», 2009.317с.
5) Страны мира. Энциклопедия.М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС»,2008.296с.
Классный час "Россия-Родина моя"
Классный час "Россия-Родина моя"
Классный час "Россия-Родина моя"
Классный час "Россия-Родина моя"
Классный час "Россия-Родина моя"
Классный час "Россия-Родина моя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.