Классный час в начальной школе. Наши друзья и не только…
Цель: обобщение знаний
о растениях, как лекарственных, так и ядовитых.
Задачи: вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; углубить знания об ядовитых растениях; воспитывать бережное отношение школьника к собственному здоровью, к окружающему миру; показать многообразие лекарственных растений своей местности.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Мальчики преподносят девочкам аппликацию с цветами.
2.Сообщение темы урока
Учитель: Скажите, какая тема может быть нашего классного часа?
Ученики: Ответы.
Учитель: За свою историю человечество научилось применять многое из того, что даёт природа.
Посмотри на рисунки, прочитай названия.
Шиповник
Валериана
Вороний глаз
Волчье лыко
Может, что-то по поводу их вы расскажите?
Ученики: Ответы.
Учитель: Так какая же тема может быть нашего классного часа?
Ученики: Ответы.
Учитель: Тема нашего классного часа: Наши друзья и не только…
3.Беседа
Учитель. На первом рисунке – лекарственные растения, на втором рисунке - ядовитые растения.
Учитель: Что значит лекарственные растения?
Ученики: Ответы.
Учитель: Лекарственные растения содержат витамины и другие вещества, необходимые для лечения различных заболеваний.
Какие вы знаете лекарственные растения?
Ученики: Ответы.
Учитель: Лекарственные растения при неправильном сборе и использовании могут нанести вред здоровью.
Поэтому применять их можно по рекомендации врача.
Учитель: Что значит ядовитые растения?
Ученики: Ответы.
Учитель: Ядовитые растения содержат разнообразные ядовитые вещества, которые могут вызвать отравление и даже смерть человека. Использование их в пищу, вдыхание запаха и даже простое прикосновение к ним опасно для человека.
Какие вы знаете ядовитые растения?
Ученики: Ответы.
Учитель: Среди ядовитых растений встречаются и такие, которые ядовиты лишь для отдельных живых организмов, а для других они служат обычным кормом.
Немало ядовитых растений используют для борьбы с вредными насекомыми и другими животными, соседство с которыми для человека нежелательно.
Викторина ( менее известные растения учитель показывает)
Учитель - ученики
Вопрос - ответ
1.Какой из лекарственных кустарников дал название конфетам? Барбарис
2.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. Календула
3. Это растение можно использовать вместо ваты. Мох сфагнум.
4.Эту траву очень любят кошки. Валериана лекарственная.
5. Это растение называют «зелёным бинтом» Подорожник.
6. В Китае он олицетворяет
мудрость и долголетие. В Японии – счастье и удачу. В старые времена носить
одежду с этим цветком могли только члены императорской семьи. О каком цветке
идёт речь? Хризантема
7. Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).
8.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).
9. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).
10.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное
похолодание?
( Шиповник и черёмуха.)
11. Этого растения объелась бабка в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. (Белена)
12. Вспомните сказку Ганса Христиана Андерсена
«Дикие лебеди». Из этого растения Элиза плела кольчуги для спасения своих
братьев-лебедей. (Крапива)
13. От этого растения умер знаменитый хан Тимур – ядовитым соком была пропитана его тюбетейка. (Аконит)
Учитель. Все растение — от корней до пыльцы — чрезвычайно ядовито, ядовит даже запах.
Возделываясь в культуре, на плодородной садовой земле, аконит через несколько поколений утрачивает свои ядовитые свойства. Медицинское применение этого растения весьма разнообразно; в Тибете его называют “королем медицины”, им лечили сибирскую язву, воспаление легких; в русской народной медицине его использовали как наружное болеутоляющее средство. К настоящему времени некоторые виды аконита занесены в Красную книгу.
14. Ядовиты все части растения. Люди, животные, птицы, съевшие единственный лист растения, погибают. Попавший в глаза ядовитый сок вызывает слепоту. Бытует поговорка: "Кто его увидит – восхищается, кто съест - тот умирает". (Олеандр)
Учитель. Олеандр — прекрасный комнатный цветок, радующий взгляд белыми, желтыми или розовыми цветами. Но его сок очень опасен, так как содержит в себе сильнодействующие токсины. При попадании сока на кожу немедленно образуется ожог. Поэтому растению необходимо уделить особое внимание: мало просто осуществлять уход за ним, необходимо делать это осторожно.
Физкультминутка
Представьте, что мы на поляне, где много – много цветов. Мы что чувствуем?
Радость, удивление. Улыбаясь, кружимся.
Рассматриваем их. Наклонились.
Восхищаемся! Снова кружимся.
Рвать мы их не будем, хотя у каждого есть желание. Руки за спину положили.
Тихо, тихо дальше идём, чтобы не помять цветочки. Очень осторожно передвигаем ногами.
«Узнай растение».
а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником,
ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно.
И как будто дрожит цветок на ветру.
(Ответ: ветреница).
б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А
летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.
(Ответ: ландыш)
в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили
головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий
серебряный перезвон.
(Ответ: колокольчик)
Конкурс " Правила сбора лекарственных растений".
Каждой команде за 5 минут составить как можно больше правил сбора лекарственных растений. Правила записываются на отдельном листочке каждой командой, а потом по очереди озвучиваются.
У лекарственных растений выкапывают Хранят лекарственные растения, плоды
Собирать растения Собирать растения Лекарственные растения срезают
Корни и корневища Надземные части растений:
ножницами, если нужны надземные части растения.
только те, которые хорошо знаешь.
только в сухую погоду.
лопатой корни и корневища.
тщательно промывают и сушат при определённой температуре.
цветы, соцветия, листья сушат в сухом, хорошо проветриваемом месте, без доступа солнечных лучей.
в бумажных пакетах или в мешочках из хлопчатобумажной ткани.
Ответы команд:
1. Собирать растения только те, которые хорошо знаешь.
2. Собирать растения только в сухую погоду.
3. Лекарственные растения срезают ножницами, если нужны надземные части растения.
4. Корни и корневища тщательно промывают и сушат при определённой температуре.
5.У лекарственных растений выкапывают лопатой корни и корневища.
6.. Надземные части растения: цветы, соцветия, листья сушат в сухом, хорошо проветриваемом месте, без доступа солнечных лучей.
7.Хранят лекарственные растения, плоды в бумажных пакетах или в мешочках из хлопчатобумажной ткани.
Красная книга
Учитель. Некоторые из растения Костромской области, занесены в Красную книгу. Их жизни угрожает опасность. Какие вы знаете растения, занесённые в Красную книгу?
Ученики: Ответы.
Учитель. Называет растение – показывает фотографию.
Прострел раскрытый
Бессмертник песчаный (Цмин песчаный)
Зверобой продырявленный ( обыкновенный )
Ветреница лесная
Вывод. Выполните задание
Учитель. Назовите лишнее растение и почему оно лишнее.
Мох сфагнум, черная смородина,
шиповник,
олеандр, зверобой.
Ученики. Ответы.
Продолжите называть лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Учитель. Каким бы не было растение, что должны мы помнить.
Ученики. Ответы.
Учитель. Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же, наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней !
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.