Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»
Оценка 4.7

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Оценка 4.7
Видео +2
docx
воспитательная работа +2
Все классы
22.05.2017
Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»
Публикация является частью публикации:
кл час В.И Даль - хранитель традиций русского языка.docx
Классный час  "В.И. Даль ­ хранитель сокровищ русского языка» Цели классного часа: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.  Образовательные задачи: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся. Развивающие задачи: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать   умение   работать   с   книгами   и   словарями;   развивать   эмоциональную сферу учащихся.  Воспитательные   задачи:  воспитывать   любовь   к   родному   языку;   осуществлять нравственно­этическое просвещение детей через художественное слово. Эпиграф: Но побеждён иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – Мститель мой, Ты ­ мой Спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной! Валерий Брюсов «Родной язык» Ведущий:  Ребята!   Сегодняшний   классный   час   посвящен   удивительному   человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку ­ Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах ­ он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... Его слова:  «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш» Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.  Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился   у   него   интерес   к   русскому   языку,   он   составил   первый   словарь,   в   который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером,   сначала   на   Черноморский,   а   затем   на   Балтийский   флот.   В   этом   же   году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили   и   военные   походы.   “Бывало,   на   дневке   где   ­   нибудь   соберешь   вокруг   себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой­то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”. Ведущий 3: В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским   хирургом   Н.И.Пироговым.   Досрочно   завершив   образование,   двадцатилетний хирург   отправляется   на   русско­турецкую   войну.   Он   не   только   оперирует   солдат   и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.  К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.  Ведущий 2: С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке.   Позже   Пушкин   подарил   Далю   свою   знаменитую   “Сказку   о   рыбаке   и   рыбке”   с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник   Александр   Пушкин”.  Литературовед   2:   В.И.   Даль   находился   у   постели смертельно   раненого   Пушкина,   стараясь   облегчить   его   мучительные   страдания.   Перед смертью   Пушкин   подарил   Далю   свой   старинный   перстень   –   талисман   с   изумрудом. Ведущий 3: Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки   для   детей.   Он   сознательно   использует   строй   простонародной   речи,   тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля. Ведущий   1: И   все   же   смыслом   жизни,   самым   главным   для   Даля   стало   составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки,   куда   складывал   длинные   листы,   написанные   в   алфавитном   порядке.   Они складывались на полках ­ так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась. Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был   любознательным   и   трудолюбивым   человеком.   Он   понимал   толк   в   земледелии   и торговле,   коневодстве   и   рыболовстве,   судостроении,   знал   многие   ремёсла.   Он   умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским. Ведущий   1: “Словарь   Даля   озаряет   нас   изобилием   добрых   слов,   сказанных   добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,­ писал В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет  слова “добро” и “честь” Добро   ­   в   вещественном   значении   –имущество,   достаток.”У   них   пропасть   добра   по сундукам” В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, богатства” Честь ­ внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек ­ прямой, правдивый, неуклонный по совести семьянина.   Добрая дороже   “     слава надёжный   в   слове, своей   и   долгу,   кому   во   всё   можно   доверять. Литературовед:   После   выхода   в   свет   словаря   Даль   катастрофически   стал   стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего­то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят,   что   перед   смертью   он   позвал   дочь   и   попросил:   “Запиши   словечко”. Ведущий   2: Одновременно   с   работой   над   словарем   Даль   работал   и   над   сборником “Пословицы   русского   народа”,   куда   вошли   не   только   пословицы,   но   и   поговорки, скороговорки,   загадки.   Каждую   пословицу   он   переписывал   дважды   на   узких   полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” ­ это 180 тем. Среди них “ Ум­глупость”, “Народ­мир”, “Правда –кривда”  и т.д.  Даль  собрал  30130 пословиц.  Если  склеить  “ремешки”  друг  с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.­ В.Д Берестов.  Вот некоторые пословицы в полном виде: “Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется” “Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда” “Собаку съел, а хвостом подавился” “Утро вечера мудренее, а трава зеленее”. “Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку”   которые   можно Ведущий 3: “Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие. Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь ­ подвиг всей его жизни. Он собрал слова,   жемчужин”. На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно­украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве. россыпи   “родные   назвать   Ведущий 1: Из “ Напутного слова” Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности   при   Московском   университете, года: “С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека­ это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век   по   крупице   то,   что   слышал   от   учителя   своего   ­   живого   русского   языка...”   21   апреля   1862   Слово учителя:  Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,­ любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…» Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу   и   его   языку.   Сохранить   наш   язык   в   его   величии   ­   одна   из   главных   задач сегодняшнего   времени. Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем игры. Вас ждут призы и подарки. Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части). Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится. Не спеши языком /торопись делом. Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда. От трудов праведных/не нажить палат каменных. У ленивого, что на дворе / то и на столе. На печи лежать /так и хлеба не видать. Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит На одном месте лежа / и камень мхом обрастает. Кто рано встает /тому бог подает Труд человека кормит /а лень портит У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи Лентяй праздники знает /да будней не помнит. А сейчас проведем игру «Закончи пословицу». Я читаю начало пословицы, а вы её должны закончить.    Не спеши языком . . .   (торопись делом).    На чужой роток . . .  (не накинешь платок).    С миру по нитке . . .   (голому рубаха)    За правое дело . . .  (стой смело)    Поменьше говори . . . (побольше услышишь)    Старый друг . . .  (лучше новых двух). Собери “рассыпавшуюся” пословицу: Насмешишь, людей, поспешишь. (“Поспешишь – людей насмешишь” Не, рубить, чай, дрова, пить “Чай пить – не дрова рубить” Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим. “За чужим погонишься, своё потеряешь.” День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать “Скучен день до вечера, коли делать нечего”. 7.Разберите “ремешки”­ пословицы по темам. Мороз невелик, да стоять не велит. Красна весна, да голодна. Лето со снопами, осень с пирогами. Ученье ­ свет, а неученье – тьма. Век живи – век учись. Слезами горю не поможешь. Будет и на нашей улице праздник. Несчастья бояться ­ счастья не видать. Завьём горе веревочкой. Лодырю всегда не здоровится. Кто не сеет, тот и не жнёт. Долог день до вечера, коли делать нечего. Всякое дело мастера боится. Труд человека кормит, а лень портит. Темы: “Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие­лень”, “Радость­горе” 8. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает) Авсень (встреча весны) Вёдро (ясная погода) Длань (рука) Желя (печаль, грусть) Левретка (борзая собака) Клёвый (хороший, пригожий) Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся) Суседко (дедушка, домовой) Фаля (простак, разиня) 9. Викторина:  Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)  Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и  собиратель слов/лексикограф/)  Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)  Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)  Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого  великорусского языка”).  Что означает слово “вёдро”? (Ясная погода)  Итоги классного часа. Рефлексия.

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»

Классный час  "В.И. Даль - хранитель сокровищ русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.