Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
8 кл—9 кл
07.03.2018
Методическая разработка классного часа «Все профессии нужны, все профессии важны» предлагается как материал по профориентационной работе с выпускниками. Классный час призван расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии.Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны» (профориентационная работа).
классный час.doc
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
(час общения, посвященный профессиональному
самоопределению)
Зобова Наталья Владимировна,
Классный руководитель 9 «А» класса
МБОУ СОШ №1 г. Калуги
Цель:
1. расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном
самоопределении;
2. формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией,
3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому
отношению жизни;
4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к
активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни,
к самопознанию, саморазвитию.
Форма проведения час общения.
Ход классн ог о часа
« Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д. Ушинский
Вступительное слово
Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для
когото этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные
заведения, училища, работа такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для
остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего: в мире более 55 тысяч
профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Подбери примеры профессий
Классный руководитель. Чтобы человеку легче БЫЛО ориентироваться в мире
профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
1. Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют
дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.
2. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами
3. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими
людьми, воздействует на них
4. Человек знаковая система; знаковая система – люди этой профессии должны
уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор
5. Человек художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта
Сейчас вы будете работать в группах.
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий
определенного типа.
(Первая группа «Человек природа», вторая группа «Человек техника» и т. д.)
Примерные ответы детей:
Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог,
охотовед, эколог, мелиоратор и т. п
Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель,
автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.
Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист,
парикмахер, экскурсовод и т.п.
Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус и т.п.
Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт,
композитор, балерина, фотограф и т.п.
Найди профессии
Классный руководитель . В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей
труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг
себя, и вам все станет ясно.
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
школьная доска (первая группа);
школьный учебник (вторая группа);
школьный обед (третья группа);
фарфоровая чашка (четвертая группа);
школьная форма (пятая группа).
(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)
Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь,
электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)
О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Но людей всех этих профессий ктото учил и лечил, ктото строил эти заводы и фабрики,
ктото ремонтировал водопроводные краны, ктото убирал в помещениях, поэтому к нужным
профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает это результат труда многих
людей разных профессий. И пока мы пользуемся школьной доской, учебниками, чашками,
едим обеды эти профессии будут нужны. Оцени профессии
Классный руководитель . Профессии учителя, врача, экономиста считались
нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель
В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);
тщетные науки (алхимия, астрология);
вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным,
какие к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным? (Дети
отвечают.)
«Самый лучший выбор»
Классный руководитель . Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит,
что нужно перебрать все, чтобы наши одну единственную. Профессиональное
самоопределение от слов «предел» граница. Значит, нужно както ограничить круг
профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу
надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Вопервых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Вовторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы
качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
Втретьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей {показывает на
рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы реальные, конкретные,
позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.
Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область
пересечения. На третьем они практически накладываются друг на друга очень много точек
соприкосновения. Проблемная ситуация
Классный руководитель
. Сейчас я буду читать описание профессионального
выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на
поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем,
хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо.
Кстати, таких чудаков немало больше половины всех выпускников. (№ 1.)
Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не
хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе
постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И
попала в точку. (№2.)
Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги
по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас
востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Классный руководитель . Как же у Саши получился такой удачный выбор?
Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Примерные ответы детей:
У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию
«по душе».
У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в
другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Классный руководитель . Что бы вы посоветовали Маше и Лере?
Примерные ответы детей:
Наташе нужно всетаки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя,
узнать свои сильные и слабые стороны.
Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное
образование.
Классный руководитель
Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе,
встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто
получал удручающий ответ: примерно каждый 3ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а
. каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то
пошёл бы по иной стезе.
Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
•
•
•
следование чужим советам, выбор за компанию;
выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих
личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Классный руководитель . Есть в русском языке хорошее выражение «найти
себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
Найти применение своим талантам
Найти свое призвание.
Классный руководитель: Найти себя – значит понять свое призвание, назначение,
определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро,
допустим, в день окончания школы?
Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь.
Однако в какойто момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за
любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое
счастье.
Классный руководитель . Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет
шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры
треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть
использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1
минута.
Теперь подсчитаем количество треугольников.
(дети выполняют задание)
А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 68 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко
выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие
организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к
индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко
переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и
необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым
воображением.
Классный руководитель Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших
талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать
развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Составьте синквейн
В завершении нашего классного часа я предлагаю вам
Классный руководитель:
составить синквейн
Синквейн это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите
свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:
1 строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или
отношение к ней;
5 строка синоним ключевого слова (существительное)
Перед вами названия профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик,
электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар. За 1, 2 минуты
составьте синквейн к одной из них.
Классный руководитель
Маяковского
: Закончить наш классный час я хотела бы словами В.
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Классный час: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.