Классный час "Зимующие птицы"
Оценка 5

Классный час "Зимующие птицы"

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +1
2 кл
08.07.2019
Классный час "Зимующие птицы"
Классный час - это возможность для учителя поговорить с детьми о важном и интересном. И разговор этот не ограничен ни рамками школьной программы, ни формой организации. А если собеседники учителя - учащиеся начальной школы, то каждый классный час может и должен быть интересным. Учителю непременно нужно использовать любую возможность для того, чтобы приоткрыть своему ученику новые знания, помочь испытать новые чувства, вызвать желание взглянуть на мир новым взглядом. Возраст младшего школьника - очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллективе, выполнять свои обязанности, приобретает опыт общения.
2Кл ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.doc
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КАК ИМ ПОМОЧЬ? Цели:  уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;   уточнение   знаний   учащихся   о   значении   природных   условий   для   жизни   птиц; развивать умение находить взаимосвязи в природе;  совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию. Х о д  з а н я т и я Организационный момент. Значение птиц зимой. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна.  Словно белою косынкой  Повязалася сосна. С. Есенин ­ Сегодня   мы   отправляемся   в   путешествие   по   зимнему   лесу,   поговорим   о   птицах, которые проводят с нами зиму. ­ Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.) ­ Ребята,   а   для   чего   нужны   птицы   в   природе?  (Они   создают   красоту   природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.) Репортаж с лесной опушки. ­ Сейчас   мы   услышим   репортаж   с   лесной   опушки,   где   собрались   ее   обитатели. («Птицы» сидят кружком.) Звучит запись «Голоса птиц». ­ Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый. Дятел   встает   и   проходит   перед   ребятами,   давая   возможность   им   полюбоваться разнообразием красок своего костюма. Д я т е л . Хоть я не молоток ­ по дереву стучу; В нем каждый уголок обследовать хочу.  Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. ­ Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)  Д я т е л . Правильно, ребята. У ч и т е л ь .  Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме. Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел ­ лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник». Д я т е л . Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм   из­под   коры   деревьев,   так   как   пищей   мне   служат   личинки   жуков   и   насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовы­ ваться изо рта на 10­12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие   насекомые   прилипают   к   языку,   а   большие   прямо   нанизываются   на   его   конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два ­ назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев. У ч и т е л ь .   Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы. 1 Д я т е л .  А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.) Д я т е л .  А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша  кузница, очень много пустых шишек.) Звучит запись «Голоса птиц». У ч и т е л ь .  А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь­синь­синь»? Прислушайтесь... С и н и ч к а .  Скинь кафтан, скинь кафтан. Пусть я птичка­невеличка. У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода,  прямо с севера сюда! ­ Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.) С и н и ч к а .   Меня   можно   увидеть   не   только   в   лесу,   но   и   в   городских   парках,   я маленькая,   как   воробышек.   У   меня   черная   шапочка,   желтая   грудка,   зеленая   спинка   и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я вы­ бираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником ­ дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. У ч и т е л ь .  Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми,   уничтожая   большое   количество   вредителей   леса   и   сада.   Зимой   синицы перекочевывают   ближе   к   селениям   и   городам.   Синицы   часто   прилетают   на   балконы   и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала. С и н и ч к а .  Ребята, а как зовут эту птицу? На ветвях, украшенных снежной бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют. Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегирь.) С н е г и р ь .  Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый   гость   зимой   в   ваших   лесах.   Не   случайно   мое   имя   связано   с   первым   снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника   и   рябины.   Охотно   поедаю   я   семена   ольхи   и   березы.   Голос   у   меня скрипучий «жи­ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю­фю» («фьи­фьи»). У ч и т е л ь .   А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть­жив, чуть­жив»? В о р о б е й .  Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха ­ и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники ­ сторожа городских  парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. У ч и т е л ь .   Спасибо   вам,   птички!   Много   интересного   вы   рассказали   нам   о   своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам? С и н и ц а .  Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес. У ч и т е л ь .  А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть. Кормушки и их виды. ­ Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее ­ холод или голод? Почему? ­ Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко   замерзают.   В   суровую   зиму   из   десяти   синичек   выживает   только   одна.   Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. У ч е н и к .  Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.                          Мы готовим кормушки ­ угадайте, кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье ­ уберечь их зимой. 2 Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы. И они нам за это, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму! Мы готовим кормушки ­ угадайте, кому? ­ Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц? Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек. ­ А   где   надо   развешивать   кормушки?  (Кормушки   надо   развешивать   в   местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.) У ч е н и к .  Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.  Синицы, галки, воробьи ­ тихони и задиры  Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.  Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!  Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек. ­ Давайте познакомимся с правилами наблюдения за зимующими птицами. 1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида (по рисунку на доске). 2. Выясните, какие птицы какой поедают корм. 3. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке. Корм для зимующих птиц. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или   еловыми   семенами.   Дятел   любит   полакомиться   семенами   шишек   и   личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки,   воробьи,   если   нет   ничего   лучше,   синицы.   Пшено   и   просо   ­   любимая   еда овсянок и воробьев. Семена репейника­ основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды соби­ рают в августе­сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины ­ любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать   птицам.   Сырое   сало   ­   превосходный   корм   для   синиц,   поползней   и   дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. ­ Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим. Занимательная страничка. ­ На   этой   страничке   много   необычного   и   занимательного.   Мы   вспомним   народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях. ­ Послушайте загадку. Кто это? Маленький мальчишка в сером армячишке  По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.) А какие загадки о зимующих птицах знаете вы? Ученики загадывают загадки. «Тук­тук­тук!» ­ поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес! Эта птица ­ молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. 3 Много времени потратил на свое жилище... (дятел).  Он щебечет: «Чик­чирик!» Серый, ростом невелик.  Скачет, скачет по дорожке, ищет зернышки и крошки.  Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?  Я не трону, не робей, эй, пугливый... (воробей). Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха ­ хорошо птенцам и сухо. И в колодец­дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. (Галка.)  Ей на месте не сидится; все летает целый день,  Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень­тень!»  Угадай­ка, что за птица? То веселая... (синица). Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю. Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... (снегирю). ­ А   теперь,   ребята,   я   назову   вам   несколько   народных   примет   о   птицах:   «Воробьи дружно   расчирикались   ­   к   оттепели»;   «Дикие   гуси   летят,   зимушку   на   хвосте   тащат»; «Синица к избе ­ зима на дворе»; «Осенью птицы летят низко ­ к холодной зиме; высоко ­к теплой зиме». ­ А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? Учащиеся называют народные приметы. • Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат ­ к ясной погоде, к потеплению. • Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку ­будет снег без ветра. А дружно расчирикались ­ к потеплению. • Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают ­ жди снега или мороза. • Если ворона купается ранней весной ­ к теплу. • Если грачи прилетели до 14 марта ­ быть лету мокрому, а снег сойдет рано. • Гуси высоко летят ­ воды будет много, низко ­ мало. • Увидел скворца ­ знай: весна у крыльца. • Летом ворона купается ­ к дождю. • Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи ­ к ненастью. • Синица пищит ­ зиму вещает. • Если журавли осенью летают высоко ­ осень будет продолжительной. Звучит запись  «Голоса птиц». Учащиеся читают стихотворения о птицах, о том, как человек помогает им пережить зимние холода и недостаток кормов. ВОРОНА Опустели гнезда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки­вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что­то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по  тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на  верблюде. Всю зиму живем бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу.  А когда прогорланит в марте: «Кар­кар, прошла зима!  ­Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама. Итог занятия. ­ Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно. С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво                                  И крепче подружат с юннатами Раздольная музыка птиц.  От   неба   до   мира   подводного А  может   быть,   с   этого   времени   Наступит иная пора ­ И станет для птичьего племени                                     Умом и душой благородною Милее еще детвора?!                                         Порадуют снова пернатые                                         Руладами сердце и слух,                                        Речушка, и роща, и луг.                                        Давайте ж, как Родины речь,         Здоровье планеты беречь!  4 Единое многообразие  Мы будем ценить неспроста.  Любя и Европу, и Азию,  И наши родные места! ­ Что хотел сказать автор?   А теперь   запишите  первые  буквы   строк  этого  стихотворения   и  прочитайте   фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.) ­ Об этом мы должны помнить всегда! 5

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"

Классный час "Зимующие птицы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2019