Клуб для родителей- В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ, говорится о том, что современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей -и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.Клуб для родителей- В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ, говорится о том, что современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей -и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка. Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
Клуб для родителей
В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ
ТРАДИЦИИ
Счастлив тот, кто
счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы
поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в
воспитании и развитии ребенка.
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам
немного расслабиться и поиграть. (Проводятся игры-
тренинги.)
Как Вы думаете, что означает слово — семья?
Совокупность близких родственников, живущих вместе:
родители с детьми (И. Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и
любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки,
пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю,
а Вы ~ заканчиваете.
С В гостях хорошо, а... ( дома лучше).
С Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
С Каково на дому, таково и... (самому).
С Дети не в тягость, а... (в радость).
С Когда семья вместе, и... (сердце на месте).
«Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь
пробуждаются и начинают развертываться дремлющие
силы детской души: здесь ребенок научается любить,
верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его
характера, здесь открываются в душе ребенка главные
источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок
становится маленьким человеком, из которого впослед-ствии разовьется великая личность или, может быть,
низкий проходимец» (И.А. Ильин).
Семья — это среда, в которой удовлетворяется
фундаментальная потребность маленького ребенка быть
принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье
дети с первых дней жизни получают ценный опыт
прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких,
чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны
близких людей (3. Матейчек).
Семья дает ребенку главное — то, что не может дать
никакой другой социальный институт: интимно-личностную
связь и единство с родными. Социальная функция семьи —
психологический тыл, защита, убежище. Мать — главная
воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей
— научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не
должна дублировать госучреждение и выступать в роли
учительницы, тем самым травмируя малыша,
выступает
становления
благополучие детей. И если мера всех вещей — человек, то
«мера» родителей — ребенок.
родителей
Вершиной
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль
в воспитании ребенка — семье или детскому саду?
бесспорно,
Приоритет в воспитании ребенка,
принадлежит семье. Детские сады являются помощниками
семьи, создавая необходимые «условия продолжения жизни
ребенка в семье» (Г.Г. Кравцов).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи
родителей -и детей. Характер эмоционального благополучия
или неблагополучия ребенка определяется его
эмоциональными отношениями со взрослыми в семье.
Общение со взрослыми является одним из важнейших
факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь — это роскошь
человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой
роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
А вот что о праздниках и семейных традициях
рассказали Ваши дети. (Итоги опроса детей)
Несколько слов по результатам тестирования детей «С
кем я сяду за стол».
Цель теста: проверить отношение ребенка к членам семьи
(итоги тестирования).
Семейные традиции — конечно, это праздники, которые
отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по
когда вся семья в сборе и достается
выходным,
праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать
деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы
украсить живую елку. Это традиция — вместе с ребенком
посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры.
Это и поздравление родственников. Это и традиционные
походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление
своей родословной, и составление семейных альбомов. Это
и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники
по поводу дней рождения ребенка.Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в
семье?
Да, ребенку для полноценного развития праздник
необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для
нас, взрослых. Праздник — это событие в детской жизни, и
ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и
мы, свои годы от одного важного события до другого. И
наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из
него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.
Как Вы устраиваете детские праздники в своей
семье?
Как это ни странно, но и детские праздники часто
взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои
интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно
и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка
оставляют за общим столом, он становится свидетелем и
участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в
центре внимания, что развивает в нем нескромность и раз-
вязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли
ребенка пытаться заставить его выступать: петь или
рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть
или станцевать, если это выпадет ему при игре или по
фанту.
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или
комнату к празднику? Что это дает ребенку?
Желательно украшать. Это создает определенное
настроение. И в этом важно принимать участие и
взрослым, и детям. В дни рождения, на праздники принято
дарить детям подарки, они их любят и ждут.
Какие подарки вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру.
Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка,
внимание, память. Хорошо дарить детям - спортивные
игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики —
карандаши, пластилин. При этом следует обращать
внимание на то, как ребенок принимает подарок и как
благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его
одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост
ребенка у двери — пусть он видит, на сколько он подрос за
год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее
продумать программу: игры, развлечения, аттракционы,
концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и
конкурсы,
сказочные персонажи,
. в костюмы которых могут
нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых
зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям
образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так
же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть в Вашем доме
никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайтеребенка к изготовлению подарка для родственников. Это
посеет семена доброты у Вашего ребенка.
Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать,
сколько в этой семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший — Я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
,
Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы
коснулись с Вами интересной темы — темы родственных
отношений. Вокруг
каждого из нас много людей,
родственников, с которыми мы связаны в истории рода
человеческого одной кровью. И каждый из нас —
продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как
корни дерева, уходят далеко в старину, И тот род силен,
кто предков своих помнит и бережет.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с
себя (дается время 5 минут).
У кого получился самый многочисленный род?
Знаете ли Вы, откуда родом Ваши родители, дедушки и
бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите?
Кто придумал имя Вашему ребенку? Знает ли он об этом?
Будет очень хорошо, если в семье Вы начнете собирать
историю своего рода. Это будет своеобразный мостик
между поколениями ваших предков и потомков. Посадите
свое семейное дерево — дерево вашего рода. Это станет
самой драгоценной частицей того наследства, которое мы
можем и должны оставить после себя. Это будет ваша
биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И
в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это
я, твоя бабушка»1.
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая
образованность от дикости» (А. Пушкин).
Семейные архивы — это не прошлое, это всегда
завтрашнее. Семья должна иметь свой архив — почетные
грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда,
историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки
захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам,по природе своей коротка, но в наших силах оставить
память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю
семейного рода? (семейный альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом — это огромное осмысленное
пространство жизни, с одной стороны простое и понятное
ребенку, с другой — загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома —
именно то общение, которое необходимо старшему
дошкольнику в егосовместной деятельности с родителями.
Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или
иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает
живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция
выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное
влияние на развитие личности дошкольника, дает
возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в
природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как
хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на
дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным
тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за
жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей
природы,
провести с ребенком игры природного
содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С
какого дерева лист», «Кто, где живет», «Что где растет», —
предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в
природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек,
как хорошо на природе прочитать подходящие к месту
стихотворные строки, собрать с детьми природный матери-
ал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить
забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не
забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым
правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш
общий дом — лес, который является народным богатством.
Мы,
взрослые,
Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте.
Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои
должны способствовать
традиции.
приобщению детей к большому и сложному миру красоты и
природы. Посещение музеев должно стать праздником для
всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет,
то еще не поздно начать собирать какие-либо коллекции у
себя дома, особенно после посещения музеев. В результате
чего у ребенка пробуждается потребность к созидательной
деятельности, умение ценить красивое и уважать труд
людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать
буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что
обучение — это задача начальной школы, что раннееобучение ведет к ухудшению психического развития детей
(интеллектуального и личностного), что проявилось в
массовой неготовности дошкольников к школьному
обучению. Наша задача ~ помочь ребенку успешно войти в
современный мир, занять достойное место в системе
отношений с окружающими людьми. И здесь огромное
значение имеет эмоциональное общение ребенка с
родителями, совместные игры и различные мероприятия,
организованные в семье,
в том числе и
коллекционирование.
Что можно коллекционировать в семье?
Самые различные природные коллекции увлекут и
заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и
коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки,
фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и
музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности.
Мы,
Скажите, в какие игры и как часто Вы играете с
ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в
дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство — это игра, игра
— это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили
ребенка к вхождению в довольно сложную социальную
жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди
людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями,
представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое
движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время
серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей,
так как именно игра создает благоприятные условия для
развития личности.
должны очень
внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей
серьезное внимание. Выделять в режиме дня место для
игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять
свою позицию во время игры в соответствии со взятой на
себя ролью. Игра — это жизнь ребенка, а не подготовка к
жизни. Игра — должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и
вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные
игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие.
Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем
Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и
бросовым материалом. Например:
«Угадай, с какого
растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что
может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и
образованными, воспитанными, чтобы они любили и
почитали родителей, знали свою родословную.
взрослые,
Решение родительского клуба
1. Продумать, какие из предложенных детским садом
мероприятий можно сделать традиционными в семье.
2. Включиться в работу дошкольного учреждения по
совместному посещению театров и музеев.
3. Принести в группу семейную фотографию дляоформления
фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Мини-анкета «В каждом доме свои традиции»
Что, по-Вашему, входит в понятие «Семейные традиции»?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь