КЛУБ «Весёлый словесник»

  • Игры
  • Культурные мероприятия
  • Работа в классе
  • doc
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Клуб «Весёлый словесник» был задуман, как клуб по интересам. Количество участников: до 20 человек. Заседания один раз в месяц. Каждое заседание посвящено букве русского алфавита. Цели: - развивать все виды речевой деятельности учащихся: умение писать, слушать и говорить; - свободно пользоваться родным языком; - развивать коммуникативно-речевые способности учащихся; - развивать образное и логическое мышление учащихся; - прививать навыки речевой культуры как неотъемлемой части общей культуры человека. Методы работы: организация досуговых мероприятий. Устав клуба: - членом клуба может быть любой ученик с 2-го по 4-ый класс; - членом клуба может быть каждый, кого интересует русский язык, кто хочет обогатить свой словарный запас, и кто любит играть в интеллектуальные игры; - членство в клубе добровольное и бесплатное; -члены клуба не соревнуются, а общаются и сотрудничают. Девиз клуба: Слово- ключ, которым открывают сердца (русская народная пословица)
Иконка файла материала Весёлый словесник.doc
Муниципальное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, городского округа Орехово–Зуево «Детский дом-школа» Московской области КЛУБ «Весёлый словесник» заседания клуба проводили  учителя начальных классов Гришина С.Б. Алексеева А.А.Клуб «Весёлый словесник» был задуман учителями начальных классов МОУ «Детский  2012 год дом­ школа» как клуб по интересам. Количество участников: до 20 человек. Руководители клуба: Алексеева А.А., Гришина С.Б.. Заседания один раз в месяц. Каждое заседание посвящено  букве русского алфавита. Цели: ­ развивать все виды речевой деятельности учащихся: умение писать, слушать и говорить; ­ свободно пользоваться родным языком; ­ развивать коммуникативно­речевые способности учащихся; ­ развивать образное и логическое мышление учащихся; ­ прививать навыки речевой культуры как неотъемлемой части общей культуры человека. Методы работы: организация досуговых мероприятий. Устав клуба: ­ членом клуба может быть любой ученик с 2­го по 4­ый класс; ­ членом клуба может быть каждый, кого интересует русский язык, кто хочет обогатить  свой словарный запас, и кто любит играть в интеллектуальные игры; ­ членство в клубе добровольное и бесплатное; ­члены клуба не соревнуются, а общаются и сотрудничают. Девиз клуба: Слово­ ключ, которым открывают сердца (русская народная пословица) Эмблема клуба:  Песня клуба : ПЕСЕНКА­АЗБУКА. Б.Заходер Тридцать три родных сестрицы, 2Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, ­ Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! 3, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, ­ Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, Вот и все они, друзья! Тридцать три родных сестрицы,                  Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они ­ стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! Заседание 2     Буква Б. Задачи: совершенствовать умения играть в игры со словами; познакомить с понятием  «палиндром»; расширять словарный запас учащихся; развивать чёткую, внятную речь,  умение высказывать свои мысли. 1. Вступление.       а) Дети входят в класс под музыку «Песенка про Буратино».       б) – Про кого эта песенка? Каких ещё сказочных героев, чьё имя начинается с буквы Б вы знаете? 32.Объявление темы заседания.     ­ Догадались, о какой букве мы будем сегодня говорить?       Буква Б с большим брюшком,      В кепке с длинным козырьком. (демонстрация буквы). 3. Игра «Наборщик» ­   Сегодня   наборщик   очень   рассеянный.   Он   неправильно   расставил   буквы   в   словах. Помогите ему исправить ошибки. БРУСКА (барсук) ВЮРДЛЕБ (верблюд) АБЛЕК (белка) ОБКАСА (собака) БЕРЗА 9зебра) 4. «Бестолковый словарь» ­ Как вы думаете, что такое…. ( Дети пишут в тетради значение слов , как они сами понимают. Затем каждое слово разбирается. Дети 3­4 классов зачитывают значение слов из словаря) БАГОР (шест с металлическим крюком и остриём) БАДЬЯ (широкое низкое ведро) БОРТНИК (человек, собирающий мёд, занимающийся разведением пчёл) 5. «Перевёртыши» а) Знакомство с понятием «палиндром» на примере: АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА. б) Составление ребятами палиндрома из следующих слов: БАКЛАЖАН, НА, НАЖАЛ, КАБАН (нажал кабан на баклажан) 6. Скороговорки. Скороговорки сначала дети учат, а потом их стирают с доски и дети их записывают. БЫК ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК. КРАБ КРАБУ СДЕЛАЛ ГРАБЛИ. ДОБРЫ БОБРЫ ИДУТ В БОРЫ. 7. Подведение итогов, награждение бубликами. Заседание3. Буква В Задачи: продолжить развивать навыки играть в словесные игры; познакомить с  понятием «анаграмм»; формировать языковое мышление учащихся; приобщать к  культуре русского народа. 41.Вступление Загадка: К единице три приставив,                Что за букву мы составим? ­ Кто помнит, как буква В называлась в азбуке, которую составили Кирилл и Мефодий? (веди) 2. Пословицы. Всему своё время. Век живи­ век учись. Всякий человек в деле познаётся. Вежливость открывает все двери. ­ Как понимаете смысл пословиц? ­ Выпишите ту пословицу, которая вам понравилась, которую вы бы использовали в  своей речи. 3. Игра «Полсловечка за вами» ­ Помогите составить новые слова из двух половинок. ВИНО       ДУХ ВРЛ           ТОЧКА ВЕРХ         ОСЫ ВЕС           УШКИ  ВОЗ           ГРАД 4. «Бестолковый словарь». ­Поясните эти слова. Как вы думаете, что они обозначают? (записать) ВАЛУН (большой окроглый камень) ВЕРШОК (старая русская мера длины, равная 4.4см) ВЕТЛА (белая ива) ВЕРЕСК (кустарник с мелкими листьями и лиловыми цветами) Чтение стихотворения Роберта Бёрнса «Вересковый мёд» 5. Ребусы. ­ Часто в речи мы встречаем букву В отдельно, а не в словах. Какой частью речи  может быть буква В? (предлогом) ­ Используя этот предлог можно составит ребусы. Например, ­ Составьте ребусы на слова : ВОДА, ВОВА, ВАЛЯ. 6. «Знакомые незнакомцы»             ­ О каком дереве говориться в этом стихотворении:                     Эх, раз. Эх, два!        Колет старший брат дрова!        Почему один чурбак не расколется никак?        В чурбаке топор увяз 5Не расколешь вязкий……..вяз. ­ВЯЗ­ это дерево,у которого очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство  дерево и получило своё название. Загадка:    Этот конь не ест овса,                   Вместо ног два колеса.                   Сядь верхом и мчись на нём,                    Только лучше правь рулём. (велосипед) ­ ВЕЛОСИПЕД был изобретён в 19 веке. Это латинское слово «вело» и «пед»­ означает  «быстроног». Так называли машину, потому что она предназначена для быстрой езды при  помощи силы ног человека. 7. «Анаграммы».            ­ Переставьте буквы в словах и получите новые слова.              ВОЛОС (слово)              ВАЛИК  (вилка)              ВХОД   (вдох)              ВЫБОР   (обрыв)              ВРАГИ     (грива) 8. Доскажи словечко. ­ Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый………… василёк. Угостить ребят конфетами «Василёк» Заседание 4  Буква Г Задачи: продолжить учить детей играть в игры со словами; познакомить с новой игрой «Головоломка»; обогащать словарный запас учащихся; активизировать мышление, внимание, память, интерес и познавательную активность; воспитывать любознательность и культуру  речи.  1. Вступление.   Перед нами буква Г, Стоит подобно кочерге. ­ Кто помнит, как букву Г называли в азбуке Кирилла и Мефодия? (глаголь). 62. Игра «Наборщик» ­ Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. ГРАМОТЕЙ ­ Какого человека так называют? 3. Головоломки ­ Помогите разгадать эти головоломки, КАГРВОЗАДИСЬКА (гвоздика, карась) ­ Где цветок, где рыба, отыскать попробуй. НКИКВЕАЛЬС (никель, квас) ­ Выплесни напиток, а металл не трогай. СГРЕРЕАДКЛА (Геракл, среда) ­ Здесь герой античный спрятан в дне недели) ПЧЕАНАСЫЛ (часы, пенал) ­Где мы время узнаём? В чём храним карандаш и ручку?   4. Знакомые незнакомцы. ГРИФ (греческое)­ крупная хищная птица. (немецкое)­ деталь струнных инструментов. (французское)­ клеймо, штемпель. Продемонстрировать все слова. ГАЗЕЛЬ (арабское)­ особое стихотворение. (французское) – животное из сеиейства антилоп. 5. Загадки. Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. (глаза) Я под мышкою посижу И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. (градусник) На дворе переполох: С неба сыпется горох, Съела шесть горошин Нина, 7У неё теперь ангина. (град) Я под шляпкою цветной На ноге стою одной, У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки.   (гриб) ПРЗЕНТАЦИЯ «ГРИБЫ». 6. «Бестолковый словарь» ­ Запишите в тетради, что, по­вашему, обозначают слова: ГЛАШАТАЙ­ в старину человек, всенародно объявляющий, возвещающий о чём­ либо, ГОРЮН­ кто горюет, печалиться, ГРИВНА­ денежная единица в Древней Руси. 7. Анаграммы ГЛАВА (влага) ГОРА  (рога) ГОРОДА  (дорога) ГУЛ    (луг) ГУСЛИ   (слуги) 8.Подведение итогов. Под песенку «Жили у бабуси…» детям раздаются конфеты «Гусиные лапки» Литература 1. Бетенькова Н.М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках  русского языка 1­4 кл.­ М., 2003 2. Волина В. Весёлая грамматика.­ М., 1995. 3. Даль В. Пословицы русского народа.­ М., 1957. 4. Иванова В.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.­ Л., 1990. 5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников 1­4кл.­ М., 1995. 6. Науменко Г.М. Чудесный короб.­М., 1989. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка ­ М., 1972. 8910